Тайна актрисы Нины Григорьевой

 

         Сегодня ( 1979 год –  прим. автора) Нина Григорьева исполняет роль Невесты в спектакле «Кровавая свадьба» по пьесе испанского драматурга Гарсиа Лорки. Ослепительно красивая, в кружевном свадебном наряде, с диадемой в волосах –  гибкая стремительная, гордая и далекая. Такой мы видим ее в этой роли. А вчера у нее была эпизодическая роль в спектакле «Выйди, выйди за Ивана» по пьесе чувашского драматурга Н. Айзмана. Кажется, она делает все то же, что и другие, –  так же движется по сцене в такт чувашской народной мелодии, плавно поднимая и опуская руки, чуть-чуть наклонив голову и опустив глаза. Здесь она исполняет роль в массовке. И разумом понимаешь, что в ней нет ничего особого –  и все-таки заметишь ее и остановишь свой взгляд. Все она делает то же самое, что и другие. Только это «то же самое» отличается другим настроением, другой внутренней мелодией и эмоциональной заразительностью, которую актриса передает вам и вовлекает вас в ту эмоциональную среду, которую она создала на сцене и в которой живут ее герои.

        Когда при наборе чувашской национальной студии в Чебоксарах для Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского пришла на приемные экзамены скромная девочка из деревни Чиричкасы Цивильского района, она покорила экзаменаторов органичностью и обаянием, которое сквозило в мягкой полузастенчивой улыбке, в плавных и грациозных движениях. Но трудно было предположить, что эта застенчивая девушка так стойко сохранит главные качества своей натуры, что Москва, с ее определенным типом человека, с бойкостью манер и деловитостью не повлияет на маленькую деревенскую девушку и она не станет стремиться стать во что бы то ни стало «городской», а мягко и достойно сохранит в себе и свои собственные привычки, и свои собственные манеры, сохранит свою индивидуальность, став в то же время интеллигентным  и образованным человеком. Она сохранит в себе собственный мир переживаний, представлений обо всем том, что ее окружает, раздвинув ее рамки до больших понятий о человеческих страстях, болях, огорчениях и радостях, проникнув в суть многих явлений. Это проникновение не пришло само собой, оно далось пытливостью ума, острой наблюдательностью, умением копить впечатления, запоминать. Вот это постепенно откладывалось в уголках души, чтобы потом однажды повториться на сцене в чужой судьбе, в чужом взгляде или улыбке. Актриса постигала суть актерской профессии, суть своего ремесла.

         За годы работы в Чувашском государственном ордена Трудового Красного Знамени академическом драматическом театре имени К.В. Иванова Нина Ильинична Григорьева стала ведущей актрисой, ее многократно отмечала пресса. «Героини Н. Григорьевой привлекательны своей искренностью. Они способны испытывать сильные чувства. Но при всей полноте психологических характеристик, которые дает актриса своим обаятельным героиням, она всегда оставляет в их душе какой-то нераскрытый уголок. Там, может быть, таится источник новой драмы, как Айгуль в «Стране Айгуль», или –  мужество для преодоления новых препятствий, как у Ахмур из спектакля «Земля и девушка», одной из самых цельных постановок театра», –  писал обозреватель С. Никулин в статье «Что питает творчество». [Газета «Правда» от 11 июля 1974 г.]
           
        А. Вольфсон в статье «Поэтическая душа народа» [Газета «Советская культура» от 5 июля 1974 г.] писал: «Счастлив театр, имеющий в своем составе двух таких героинь, как Н. Григорьева и Н. Яковлева».
           
        Много размышлений, большие раздумья вызвал спектакль « Страна Айгуль» по пьесе М. Карима в постановке главного режиссера театра, лауреата Государственной премии РСФСР Л. Родионова. Этот спектакль отвечал той особенности театра, которая так покорила москвичей во время московских гастролей Чувашского театра в 1974 году –  «непоколебимой верности жизненной правде и поэтическому восприятию действительности».
           
        «Немыслимо представить себе и такую Айгуль, какой играет ее в спектакле Н. Григорьева – маленького светлого горного эльфа на асфальте городских улиц (тем более Милана!), вне окружения далекой гряды гор, веселой вереницы легких и стройных молодых зеленых елей, необъятного простора лугов. Всю жизнь прожили в окружении этих гор, этих напоенных чистым воздухом лесов и полей и мудрый, добрый дядя Ягофар (Г. Петров), и верный рыцарь Айгуль, смешной и трогательный Ричард Галин (Ф. Кузьмин), и старые подруги ее матери: строгая, несгибаемая Минлекай (В.К. Кузьмина), до жестокости верная однажды данному слову, и более простосердечные, но тоже верные идеалам юности Залифа, Гульсара (С. Михайлова, М. Розова). И когда в финале спектакля Айгуль сделает единственно возможный для себя выбор между матерью и Родиной, в нем, наверное, немалую роль сыграют сурово, почти зло сказанные ранее Минлекай слова: «Без Родины не бывает счастья!» –  и горестный взгляд, которым обвела родные ей когда-то места Зульхариба, мать Айгуль» – в этой короткой рецензии Н. Балашовой в статье «Широкая, чистая дорога» проанализирована работа Н. Григорьевой и ее вклад в спектакль «Страна Айгуль».
           
        За исполнение ролей Асель в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по повести киргизского писателя Ч. Айтматова и вьетнамской партизанки Хи Еи в спектакле «В двух шагах от экватора» по пьесе И. Куприянова актриса была удостоена звания лауреата премии комсомола Чувашии имени М. Сеспеля.
           
        В роли Асель актриса покоряла трепетностью чувств, верностью и преданностью любимому человеку. Его предательство было трагедией для Асель – Григорьевой. И тем весомее была победа над собой обретение жизненной уверенности, стойкости. Возвышение Асель, ее моральное превосходство над человеком, который не смог побороть минутную слабость и не захотел поступиться своим  «я» ради любви, ради уважения другого человека, в трактовке актрисы и режиссера –  постановщика Л. Родионова звучало в финале спектакля как нравственная победа тех извечных человеческих качеств, которые необходимы людям во все времена. Актриса подчеркивала гуманизм, доброту и нравственную чистоту своей героини. Образ, созданный актрисой, имел большое воспитательное значение для молодежного зрителя, являлся достойным примером благородства и достоинства.
           
        Спектакль «В двух шагах от экватора» был поставлен на сцене Республиканского русского драматического театра. В дни, когда вьетнамский народ вел мужественную героическую борьбу за свободу своей Родины от американских агрессоров, спектакль прозвучал как клятва солидарности советского народа с героическим вьетнамским народом, как призвание его заслуг в сохранении мира от происков империализма. Русский театр пригласил актрису на роль, рассчитывая на ее мастерство, обаяние, и не ошибся. Актриса создала образ смелой, непоколебимой в правоте своего дела, в неизбежности победы над врагом юной патриотки своей Родины. На премьере спектакля, поставленного заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР В. Романовым, был автор, который тепло отозвался и о спектакле, и об образе Хи Ен, созданном Н. Григорьевой.
           
        Большая часть творческой биографии актрисы связана с национальной драматургией и с созданием образа чувашской женщины. Театру действительно повезло, что он имеет такую актрису. Стройная, тоненькая, по-мальчишески гибкая и вместе с тем грациозная и по-женски пленительная и очаровательная, в свои зрелые годы не утратившая пылкости и девичьей порывистости, она и сейчас на сцене так же юна и прекрасна, как и тогда, когда только-только начинала творческую биографию. И это еще одна загадка актрисы Нины Григорьевой. Но иногда приходится слышать, что она повторяется, что ее национальные героини напоминают друг друга. В какой-то степени это правда, но актриса тут ни при чем. Дело в том, что наша национальная драматургия, создав немало интересного и вылепив интересный женский характер, все же где-то повторяет себя в разных вариантах. Драматургический материал ограничен определенными рамками поведения героини, даже ее судьбы. И все же именно Нине Ильиничне удалось сделать этот национальный женский характер, эту женскую судьбу старого времени по-настоящему интересной и значительной. Хочу повторить слова о некоей тайне, присущей всем ее героиням. Она действительно есть и в Селимее из спектакля «Черный хлеб» Н. Ильбекова, и в Ахмур из спектакля «Земля и девушка» Н. Терентьева, и в Илем из спектакля «На распутье» И. Петровой, и в последней работе – Нарспи по поэме классика чувашской литературы К. Иванова. Актриса не столько повторяет характер –  ибо она действительно не повторяет его, нельзя Нарспи спутать с Ахмур, так же, как Илем с Селиме –  но во всех этих женских судьбах достойно и убедительно она раскрывает то, что объединяет их всех и роднит. Через все эти роли она несет тему женской гордости, тему человеческого достоинства, неординарной личности и судьбы.
           
        Впервые с подобным драматургическим материалом Нина Ильинична столкнулась, приступив к работе над ролью Селиме в спектакле «Черный хлеб» Н. Ильбекова. Молодой режиссер, ее бывший сокурсник Валерий Николаевич Яковлев, решил поставить спектакль о прошлом чувашского народа. Тема о хлебе, как мериле ценностей людей, о тех взаимоотношениях, которые прочитывались за внешней канвой сюжета, глубоко взволновала весь коллектив. С волнением приступила к работе над ролью и Нина Григорьева. Ей предстояло воплотить в своей героине не только национальный характер. За внешней привлекательностью и миловидностью показать натуру сильную, несгибаемую, умеющую отстаивать свои убеждения и не поддаваться обстоятельствам даже тогда, когда они направлены против человека, выше всего на свете ставить не жизнь, а свободу, право жить по своим понятиям, не подчиняясь чужой воле. По сути дела Селиме –  бунтарка, та неукротимая натура, которую ни сломать, ни согнуть, а лишь можно физически уничтожить, чтобы обезвредить тот нравственный заряд и неукротимый дух, который она в себе несет.
           
        Многое в этом спектакле удалось молодой тогда еще актрисе. Спектакль на сцене театра идет уже более десяти лет. Но и сейчас на сцену выходит актриса в этой роли, не остыв с годами к своей героине. Я видела, как искренне и откровенна была она со зрителем на летних гастролях. И на сельскую сцену, где спектакль проходит с большим успехом, актриса выходит с таким чувством и таким настроением, будто спектакль идет на стационаре. Пожалуй, в этой первой своей по-крупному значительной роли национальной героине актрисе все же не удалось избежать полностью налета мелодраматизма и сентиментальности. Но в дальнейшем в развитии этой  ее оригинальной и неоднозначной темы – темы женской гордости, человеческого достоинства, она предстанет перед нами в ином качестве, найдет в своей актерской палитре такие краски и штрихи к созданию образа, которые по-иному высветят грани ее необычного таланта.
           
        Ее героиня Ахмур , названная одним из московских критиков «чувашской Жанной д`Арк» гибнет, замученная царскими палачами. Тоже трагичная судьба. Спектакль «Земля и девушка» по пьесе Н. Терентьева рассказывает нам о девушке, которая имела несчастье родиться в многодетной семье. Родители хотели скрыть рождение дочери и выдали ее за мальчика –  было и такое в старину: ведь на девочек не давали надел земли, а крестьянину- бедняку земля была и кормилицей, и судьбой. Так в одежде мальчика и выросла чуващская красавица. Ее своенравный, гордый характер до поры до времени не знал и не  признавал унижения и компромиссов. Она встала на сторону повстанцев, боролась за свободу и счастье своего народа и погибла, смертью своей поправ те жестокие законы, по которым жило ее общество.
           
        Сложной была работа актрисы над ролью Илем в спектакле «На распутье» по пьесе И. Петровой. Как и в спектакле « Черный хлеб» и «Земля и девушка» режиссером- постановщиком был режиссер Валерий Яковлев. Но в данном случае режиссер вместе с коллективом решал иную задачу – задачу создания монументального сценического произведения, в котором бы за историческими событиями раскрывался образ гордого, свободолюбивого человека, не признающего рабства духа.
           
        Драматическая канва роли Илем для исполнительницы была довольно сложна. С одной стороны, вроде бы крупные мазки, с другой –  мелкий бисер сентиментальности и мелодрамы. И еще одна сложность – широкий возрастной диапазон: в начале спектакля перед нами девушка- подросток, а в финале – женщина, подчинившаяся обстоятельствам, но не признавшая их власти над собой.
           
        Запоминается первый выход Илем. Свободная, юная Илем бесшумно порхает по сцене – то она нежно прильнет к отцу, князю Юману, то робко и доверчиво слушает своего возлюбленного Телея. Актрисе предстояло показать не только сильную и необычную натуру, но и природно одаренную –  она поэтична и тонка в  восприятии жизни, любит музыку и сама пишет стихи. Тоска по родине, с которой ее насильно разлучили, и также насильно выдали замуж за нелюбимого, за багдадского халифа Джафар аль- Муктадира, тоска по родному народу, родному языку актрисой сыграно обостренно. Разлуку с родиной, с любимым актриса показывает не через надломленность, а через отношение героини к самой себе – что она здесь, на чужбине, что здесь ее страдания и боли, кто их поймет, когда все чужое. Даже материнство не может заглушить эту боль истосковавшегося по родине сердца. Финальные сцены в ее исполнении полны трагизма, сдержанности и благородства.
           
        Трудной была ее работа над образом Нарспи в новой премьере театра сезона 1979 года. Шестой раз театр обратился к поэме классика чувашской литературы Константина Иванова. У режиссера- постановщика Леонида Никаноровича Родионова был большой опыт работы над этим спектаклем. Он его ставил в пятый раз. В роли красавицы Нарспи выходила на сцену ныне народная артистка РСФСР Вера Кузьминична Кузьмина.
           
        В Нарспи Нины Григорьевой подкупает чистота, душевная окрыленность, возвышенность натуры. И тайна, так поразившая московских критиков, присуща и Нарспи и делает ее загадочной и в какой-то степени непостижимой. Ее Нарспи не только сильная и мужественная, она наделена еще одним даром, которые многие лишены, –  она любит. Любит не по- житейски мудро и просто, а наоборот, вопреки всему, вопреки запретам и вопреки здравому смыслу. Ее любовь приносит несчастье и ей самой, и возлюбленному, толкает ее на преступление. И Нарспи Григорьевой согласна на любую плату, даже на возмездие, но только не на предательство своей любви. Нарспи не понимает, как можно распоряжаться по-хозяйски просто и расчетливо ее чувством, как можно разрушить ту особенную атмосферу, в которой она живет. И протест Нарспи выливается в активную жизненную позицию, в действия, противоречившие логике поведения человека в обществе, в несоблюдение главной человеческой заповеди – не убий! Общество, не дающее человеку защиты, нравственно калечащее его и доводящее до жесткости в борьбе за свое достоинство, за свое счастье, ломает и самого человека, опустошает и его. Нарспи, все потеряв –  и родителей, и любимого, сама гибнет, безжалостно сломленная жестокой жизнью.
           
        В новой трактовке образа Нарспи, в его более углубленном прочтении актрисой Ниной Григорьевой сделано многое. Но нет предела для совершенствования мастерства и поэтому хотелось бы, чтобы она еще несколько дополнила образ, открыла некоторые нераскрытые грани этого глубокого неоднозначного характера.
           
        Большой и заслуженный успех выпал на долю Нины Ильиничны в спектакле «Кровавая свадьба» Гарсиа Лорки. Роль невесты не только принесла ей успех – она стала новой страницей в ее творческой биографии, раскрыла новые грани ее таланта драматической актрисы. Противоречивость натуры, глубокие страсти, виновность Невесты, сложная интрига – это тот драматургический материал, суть которого лежит не на поверхности, а в глубине. Постичь ее дано не каждому, Актриса должна была в непоследовательности поступков Невесты найти свою логику, свою последовательность. Невеста любила Леонардо, но ей не разрешили выйти за него замуж. Леонардо женился на другой. Но… « Молча сгорать – это самая страшная кара, какой мы можем подвергнуть себя. Разве мне помогла моя гордость, помогло  то , что я не видел тебя, а ты не спала по ночам? Ничуть! Только я был весь в огне! Ты думаешь, что время лечит, а стены скрывают все, но это не так. Что проникает в сердце, того уже не вырвешь!- объясняет Леонардо ей свое состояние накануне ее свадьбы. И в день свадьбы случилось то, что должно было произойти, наверное, много лет назад – Невеста и Леонардо убежали. Уже на грани катастрофы Невеста отвечает ему: «Увы, минуты нет, когда б к тебе я не стремилась. Меня влечешь ты – я иду. Ты говоришь, чтоб я вернулась, но я по воздуху несусь тебе вослед былинкой легкой. Я там оставила мужчину сурового с его родней средь свадебного хоровода, и на тебя падет их месть. Оставь меня одну! Беги!»
           
        Иная пластика, иная мелодия речи, метафоричность языка – Нина Григорьева ни в чем не повторяет здесь себя, но остается верной себе в главном –  она вновь отстаивает право женщины на выбор своей судьбы, на самостоятельность поступков, на человеческое достоинство. Характер очерчен точно и определенно. Гордая, непреклонная Невеста, какой мы видим ее в начале, сгорающая от тайной любви к Леонардо –  представшая перед нами накануне свадьбы, ослепительно красивая, но грустная и отчаявшаяся избавиться от «шума мятежной крови», от «огня, бушующего в голове»; простоволосая и опустошенная после смерти Леонардо и Жениха…и все же не раскаявшаяся в содеянном –  ее последний диалог с Матерью звучит как примирение с судьбой, но не раскаяние. « Да, я бежала с другим, бежала! Ты бы тоже бежала. Я сгорала на огне, вся душа у меня в язвах и ранах, а твой сын был для меня струйкой воды –  я ждала от него детей, успокоения, целебной силы. Но тот был темной рекой, осененной ветвями, волновавшей меня шуршаньем камышей и глухим рокотом воли. И я пошла за твоим сыном –  ведь он был холодным ручейком, а тот посылал мне вслед стаи птиц, и они мешали мне идти и веяли холодом на мои раны, веяли холодом на бедную иссохшую женщину, девушку, обласканную огнем. Я не хотела, пойми! Я не хотела, я не хотела! Я стремилась к твоему сыну, и я его не обманывала, но руки того подхватили меня, как шквал. И он подхватил бы меня рано или поздно, даже если бы состарилась и все дети твоего сына вцепились мне в волосы!» В этой сцене актриса предельно искренна и убедительна. Искренность идет от органики ее натуры, от темперамента и заразительности чувств, которые она может передавать зрителю; достоверность –  от глубокого проникновения в образ, в суть драматургии великого испанского поэта и гражданина Гарсиа Лорки.
           
        Серия женских образов, созданных народной артисткой Чувашской АССР Ниной Ильиничной  Григорьевой, в театральной жизни республики занимает свое особое место.
           
        Постоянная занятость в репертуаре, полная самоотдача театру – кажется, только этого вполне достаточно, чтобы день твой был загружен полностью. Однако Нина Ильинична успевает еще и заниматься общественной работой, ведь она уже в третий раз избрана депутатом Чебоксарского городского Совета народных депутатов, воспитывать двоих дочек, которые требуют материнской любви, ласки и внимания. И на гастролях и в выездных спектаклях на селе часто приходиться выступать перед зрителями, рассказывать о том, как пришла в театр, как стала актрисой. Зрители хотят знать, над чем работает их любимая актриса, в каких ролях они смогут увидеть ее в ближайшее время.
           
        …Идут годы, и время не укрощает свой стремительный бег. Но по-прежнему очаровательно молодой и юношески стройной выходит на сцену актриса, пленяющая наше воображение, очаровывающее нас своим обаянием и знающая про своих героев что-то такое, чего мы, сидящие в зале, не знаем, но настойчиво стараемся узнать и постичь ту тайну, которую бережно хранит актриса. Эта тайна называется- искусством


Рецензии