Исторические взгляды С М Соловьва

" История России -не история".Статьей, под таким названием , откликнулась проправительственная газета

"Северные цветы " Фаддея Булгарина на выход в свет первого тома труда

С М Соловьева .Злорадные критики обвиняли автора в торопливости и в неумелом

компилировании . Историк горько сетовал :"Государство отказалось от моего

труда ". В середине 19 века Московский университет являлся главным научным

центром России. Яркими представителями буржуазной исторической науки были

профессора университета Т Н Грановский , К Д Кавелин ,С М Соловьев.

К Д КавелинС выступил с теорией органического ,закономерного развития

русской истории. В программной статье "Взгляд на юридический быт России"

(1846 год), он исходит из представления о внутреннем ,органически

обусловленном развитии России. Русский исторический процесс -это смена трех

последовательных этапов , связанных с господством ,сперва родового строя

(до 12 века) , затем вотчинного строя (до 17 века) , и, наконец,

государственных отношений. Кавелин, вразрез с учением славянофилов , считал

исходным моментом истории русского народа родовое начало. Родовое начало

победило в столкновении с феодальным порядком прошлых варяжских дружин , что

определило родовой характер межкняжеских отношений. Разрушение родового строя

семейным началом, подготовило развитие вотчинного владения , и означало

победу территориальных отношений над кровными . Кавелин утверждал

"естественную преемственность быта юридического после родового ". Затем ,

через собирание "множества независимых владельцев , образовалась огромная

вотчина "- Русское государство , которое во время правления Петра 1

"преобразовалось в политическое государственных тело и стало державой ".Более

последовательная органическая трактовка русской истории была дана в трудах

С М Соловьева (1820-1879).Его магистерская диссертация "Об отношении

Новгорода к великим князьям "(1845), и докторская "История отношений между

князьями Рюрикова дома"(1847), давали обоснование цельной концепции

древнерусской истории. В 1851 году началось издание главного труда Соловьева

"История России с древнейших времен", выходивших по одному тому ежегодно,

пока смерть автора не оборвала его на 29 томе. В О Ключевский назвал труд

Соловьева своеобразной энциклопедией русской истории.Попыткой Соловьева

обобщить свои взгляды на изучение русской истории были его " публичные

чтения".В середине 19 века появился ряд историографических работ Соловьева:

"Писатели русской истории 18 века","Н М Карамзин и его "История государства

Российского".Эти работы положили начало научной разработки проблем русской

историографии .Они были направлены против дворянского направления в

отечественной историрграфии, в лице Карамзина ,Погодина и славянофилов .

Борьба славянофилов и "западников" находилась в центре литературной и научной

полемики середины 19 века.Философское обоснование своей исторической

концепции Соловьев искал в учении Гегеля ,с его диалектическим пониманием

исторического развития.Прогрессивная сторона научного мировоззрения Соловьева

определяется термином "историзм". Принцип историзма получает у него реализацию

в учении об органическом единстве исторического развития , в признании

принципа закономерности ,отличающим буржуазную историческую науку. "Естественно

и необходимо "-основной принцип исторического познания для Соловьева, основной

постулат его творчества.Это положение последовательно проводится через

"Историю России". "Не делить русскую историю на отдельные части, периоды, но

соединять их, следить преймущественно "за связью явлений".., стараться

объяснить каждое явление из внутренних причин". Принцип закономерности

исторического развития находит выражение в утверждении тождества и единства

исторического развития России и Западной Европы. "Пора бросить старые точки о

различии наших и западных общественных отношений ",-писал Соловьев в

"Исторических письмах", направленных против теорий Погодина и славянофилов.В

статье "Начала Русской Земли ", подводившей итог его научной работе, Соловьев

пытался раскрыть основы закономерности исторического развития , следя их к

трем определяющим условиям :"природа страны","природа племени" и "ход

внешних событий". Соловьев выступал против "односторонности ",выражающейся в

в переоценке природных условий."Природе племени", абсолютизированному

славянофилами "народному духу", ученый стремился придать более широкое

истолкование . Соловьев указывал на историческое значение "украинного

положения России ", как "европейской окраины, или Украины ,со стороны Азии",

что являлось источником широких связей русского народа с другими народами.

Наиболее важное значение имело третье положение - о значении "внешнего хода

событий", под которым Соловьев понимал всю совокупность исторических явлений

в их неразрывной связи, органическое единство исторического процесса.Глубокий

историзм концепции Соловьева состоял в том , что признание закономерности

исторического развития в ней было органически связано с учением об историческом

прогрессе. Центральной проблемой исторической мысли 19 века был вопрос об

отношении народа и государства. В поисках органической взаимосвязи между

народом и государством выражаясь отличие Соловьева от "государственной школы",

которая в лице Чичерина и Кавелина признавала всесилие государства для русской

истории. Идея закономерности заставляет Соловьева искать в народной жизни

реальную основу исторической роли отдельной личности."Великий человек является

сыном своего времени, своего народа и в силу этого его деятельность теряет

характер случайности ,произвола.Соловьев признавал национальную основу процесса

образования русского государства и утверждал, что древняя русская история есть

история страны , которая колонизируется .Основное содержание этой колонизации-

"борьба с азиатцами ","борьба леса со степью". Отдельные крупные темы ,

разработанные в трудах Соловьева , определяют основные этапы исторического

развития России.Борьба родового и государственного начал составляет основное

содержание  первого этапа , завершающегося победой государственного начала

в 16 веке , в деятельности Ивана 4. Вторая крупная тема - петровские

преобразования ,по отношению к которым 17 век рассматривается как

"приуготовления " к новому порядку вещей.Вторая половина 18 века представляет

результат этого движения , а реформы 60-х годов 19 века, в соответствии с

идеологией буржуазного либерализма , считается прямым продолжением и

завершением петровских реформ. Период Киевской Руси для Соловьева -это время

господства родового строя.В этой плоскости решается Соловьевым норманская

проблема. Не отрицая норманского происхождения первых князей, он отвергает

идею "господства норманов ". Столкновение княжеско-дружинного и народного

родового начал завршается подчинением князей-норманов местному славянскому

общественному строю.Само понятие родового строя получает при этом более

широкое историческое осмысление. В своей исторической эволюции родовое начало

сопоставляется по своей функции с феодальным началом на Западе, в качестве

связующей цепи, укрепляющей государство .Родовым отношениям противостоит на

этом этапе вотчинное начало , как основа развития государственных отношений.

Процесс политического объединения Руси, представляется Соловьеву в форме

последовательного расширения системы вассалитета -своеобразного "собирания

власти".


Рецензии
Прочитал с интересом!
Мое мнение, что Соловьев был еще тот крендель!
Вся история России - борьба с агрессией Запада. Об этом ни слова.
Со степняками отношения же были сложными. Воевали и братались поочередно. Сначала с половцами, затем с Ордой. Орда, кстати, помогла остановить натиск Запада на Русь.
С уважением, В.М.

Владислав Тележко   15.06.2016 22:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владислав. Благодарю Вас за отклик. Что касается "кренделя", с
Вами трудно согласиться.О противостоянии России и Запада Соловьевым написано
достаточно .Одни "Публичные чтения о Петре Великом " дорогого стоят.С уважением

Александр Евгеньевич Закатов   16.06.2016 16:05   Заявить о нарушении
Спасибо за уточнение.
Соловьева не читал. Просто такое впечатление сложилось после прочтения Вашего текста. Теперь почитаю в оригинале обязательно.
С уважением, В.М.

Владислав Тележко   16.06.2016 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.