Рецензия на роман Эндрю Миллера Кислород

Литературная премия Букера уже более сорок лет присуждается за лучший роман года, написанный авторами из стран Британского Содружества и Республики Ирландия. Уважаемое жюри  обычно смотрит в два этапа, по «лонг – листу» всех соискателей премии, а затем по отдельному «шорт – листу», выбранные шесть произведений. Выбор в последнюю номинацию всегда говорит о некоторых достоинствах книги,  рассмотрим  на примере Andrew Miller «Oxygen» за 2001 год.
С чем именно связано название романа? Очевидно, что сразу с несколькими, независимыми друг от друга  позициями. Тут упонимается некая пьеса с подобным названием. Очень удобно, ничего не скажешь. Автор смешал судьбы сразу несколько героев,  определил разность линий, сюжетов, и самое главное тем вместе, создал некий коктейль и вылил все это на суд читателя. «Модные темы» о безнадежно больных, о сложных и непростых  отношениях «нетрадиционально – ориентированных» пар, рассказы от ветерана Франклина о войне, размышления о диссидентах и протестующих. Влить сюда порцию других насущных проблем, связанных с алкогольной и наркотической зависимостью. Осмотреться, в поисках, а что еще тут не хватает? Конечно, секса. Добавить и его, родного, а то, как же без этого роман будет выглядеть сухой и безжизненный.
При ближайшем рассмотрении, все герои чего – то лишены, чем – то озабочены, или в чем – то нуждаются. Отсутствие любви в семье, или в жизни. Недостаток с раннего детства внимания, когда младший сын живет в тени имени старшего,  Алекс и Ларри. Один всего достиг, и теперь уперся в стену, готов катиться с высокой горы под названием «Олимп» вниз, другой только нащупал цель, которая возможно приведет его к мировой славе.
Разные компании, разные отношения в них, но всюду люди испытывают страшную скуку, и страдают от этого. Параллельно тут выдвигается проблема иммигрантов, которые даже после 40 лет жизни остаются для местных «непонятными людьми».  Как это было с венгерским писателем Ласло.
Даже некая политическая жизнь тут может выглядеть, как террористическая, когда настойчивый молодой  албанец предлагает своему профессору, венгерскому писателю  поддержать взгляды своей организации. Тот не хочет, но идет на предложенную встречу, потому что его смелые выступления на кафедре подтолкнули группу студентов связаться с ним. Он сам заложник своей роли, уже немолодой, успешный, не способен принять другое мнение, если считает, что его навязывают ему насильно.
Жизнь семейства Валентайнов ничем примечательным не назовешь. Мать, которая страдает от раковой опухоли, решила покончить жизнь самоубийством, пока это не поздно. Она ждет своего сына, который обещал избавить ее от страшных страданий. Но тот вроде помнит данную им клятву, при этом в тайне считает, на какую сумму наследства после смерти матери он может рассчитывать, потому что в последние годы поизносился, и не имеет стабильной работы. Его карьера актера сериалов закончилась, и единственное место, где он еще пригоден – это развитая порно индустрия. Он не колеблясь, соглашается на любую роль якобы среди «секс – звезд», не понимая, что только благодаря своим старым заслугам он этой «звездой» в фильме будет единственный.
Вместо того чтобы пересмотреть свои потребности, он влезает в долги к «молчаливым» брутальным парням с соседней улицы, которые церемонится не станут, когда нужно будет выбить чужие и свои долги.
С кислородом тут увязывается все, и необходимость его для больной раком, и наличие в салоне самолета. Потом глоток свежего воздуха нужен всем, а его, кажется, уже катастрофически не хватает. 
Не все так просто, но чем дальше читаешь роман, тем больше хочется его быстрее закрыть. Наверное, в английском варианте все звучит более убедительно и красочно, раз  уважаемое жюри допустило эту книгу к рассмотрению. А может быть, просто не было других более достойных вещей? Не знаю, дочитаю до конца, сообщу.
Да, дочитал. Конец не так безнадежен, словно создана параллель с одноименной  пьесой, где люди продолжают верить и надеяться, помогать друг другу. Единственный человек, который достоин внимания, это сиделка Уна. Она готова бескорыстно помочь кому угодно, пусть это будет больная девочка или мадам Алиса, при этом, в любое время дня и ночи. Девушка достойна уважения, и вроде не страдает никакими лишними отклонениями.
Книга в целом получилась не плохой, но повторяю, что смесь «модных тем» тут явно излишняя, было бы достаточно просто написать о сложности мировосприятия главных героев. Не знаю, сможет ли читатель оценить длинные описания автора тех или иных пейзажей, воспоминаний, каких – то старых узлом обид, которыми  так богат этот роман. Во всяком случае, приятного чтения! И если не понравится, то читатель всегда может взять для досуга что – то другой, скажем из мировой классики.


Рецензии