Танкисты

      Участники войны, участники боевых действий –  живая история страны. Все дальше и дальше уходит эхо той страшной и кровавой войны. Но мы, живущие сегодня, помним и чтим имена всех тех, кому мы обязаны жизнью, кто в свои двадцать боролся за мирное небо для будущих поколений. Тогда время выбрало их.
      Совсем недавно в мир иной ушел Николай Васильевич Бублик. До 90–летнего юбилея и золотой свадьбы оставалось совсем немного. Николай Васильевич в прошлом доцент кафедры организации с-х производства, кандидат экономических наук,  председатель профкома Харьковского зооветеринарного института. А, главное – он был, как сейчас принято говорить, участником боевых действий в Великую Отечественную войну. Этот человек сполна испытал на себе все тяготы этих боевых действий, все ужасы войны. Для него, 16-ти летнего парня, студента Липковатовского сельскохозяйственного техникума, война началась с выполнения важного государственного задания - перегона за тысячи километров за  реку Дон продуктивных коров. По месту прибытия поступил на курсы и выучился на тракториста, что в последующем сыграло главную роль в его службе в танковых частях. Его военная специальность – механик – водитель танка Т-34. А танк он знал в совершенстве. В своих воспоминаниях Николай Васильевич рассказывает о рейде танковой группы в тыл противника, что было под силу только людям героическим.
       Воздавая должное подвигам советских танкистов в Великой Отечественной войне был установлен ежегодный праздник День танкистов (второе воскресенье сентября). Впервые этот праздник отмечался 8 сентября 1946 года.
       Николай Васильевич был солдатом, фронтовиком, защитником Родины. Все качества настоящего мужчины, которые ему дала тяжелая воинская служба, он пронёс по всей своей гражданской жизни. Без малого 90 лет прожил гвардии полковник бронетанковых войск в отставке Николай Васильевич Бублик. И мы, кто знал его, будем о нём помнить.

                Воспоминания о Великой Отечественной войне
                ветерана ВОВ, гвардии полковника бронетанковых войск
                Николая Васильевича Бублика
                (отдельные эпизоды)

                Эвакуация из племсовхоза «Ульяновский» Запорожской области.

     В самом начале войны нам, четырём учащимся зоотехнического отделения Липковатовского сельскохозяйственного техникума Харьковской области, было доверено эвакуировать (сопровождать) лучших продуктивных коров  в глубь страны, за Дон, подальше от фронта.
     Возле Таганрога скопилось много скота, возникла эпидемия ящура. Беспокоили немецкие самолеты, следили за дорогой, отступала армия, было очень много эвакуированных, беженцев, угоняли скот. Днем в воздухе постоянно 2-3 «Мессершмидта» контролировали дорогу, стреляли из пулеметов и бросали легкие бомбы.
     Скот худеет, выпасов нет, голая земля. Возникает заболевание скота ящуром. Наложили карантин. Поступил приказ - больной скот оставить на месте, а более лучших гнать далее на Восток. Через Дон мост был закрыт для гражданских. Переправляли только в ночное время. Решили скот переправить мимо моста, вплавь через Дон в ночное время. Технику и подводы переправили через Новочеркасск, где на понтонном мосту переехали Дон. Некоторые трактористы  убежали к немцам, а потому пришлось нам, четырём студентам
с-х техникума, осваивать трактора и работать в качестве трактористов. К трактору были прицепы - по две больших телеги, где находились женщины и  дети. Зима была холодная 35-40  градусов. Вести трактора ХТЗ в туфельках, фуфайке и кепочке тяжело и очень холодно. Замерзали до изнеможения.

         Оборона Северного Кавказа в районе Орджоникидзе, Грозного.

      Немцы были вооруженны танками, минометами «Ванюша», артиллерией. Самолеты день и ночь в воздухе. Наши войска вооружены плохо. Винтовки, бронетанковое ружье и минометы. Снарядов нет. Два патрона на винтовку, две мины на миномет. Мы окружены. Наша авиация не может подняться в воздух, где немцы полные хозяева. Попытки наших самолетов подняться в воздух заканчиваются трагически. Горят в воздухе, как спички от немецких истребителей.
      Один раз немецкие танки прошли фронт, проведали наши тылы и через три дня  возвратились  к  себе. Поступила  команда  по танкам огонь не открывать, так как не было боеприпасов. Нас постигли холод, голод, нищета. Кушали: бульон - вода и две-три крупинки кукурузы. Соли нет. Шесть месяцев не было бани, вши заели. В блиндажах и окопах сыро. Зима была лютой, холодной.              Отступали через военно-грузинскую дорогу от Орджоникидзе (Владикавказ) до Тбилиси 208 км. Получили продовольствие: 3 таблетки перловки и два-три сухарика. Сто километров подъем, затем перевал и спуск в Тбилиси. Немецкие самолеты появились утром. Бежать некуда. Слева - внизу глубина  50  метров (река Терек), а справа горы. Немецкие летчики, улыбаясь, постреляли в нас из самолетов и  полетели дальше до перевала, где сбросили несколько бомб по мосту и разбомбили скопление отступающих военных и гражданских. Идем по горам  голодные и холодные, нет даже воды. Ночью в горах холодно. Шинелей нет, топить нечем. Шесть дней преодолевали этот перевал. Входим в Тбилиси, где тепло и сытно. Фрукты, кухня, отдых. Затем поездом: Тбилиси, Ереван, Степанаван. Отдых и снова фронт - Грозный. Окопы роем  лопатами, очень тяжело. Камень лопате не поддавался, а за ночь надо было окопаться, чтобы можно было лечь и укрыться от снарядов и пуль противника.

                Наступление. Освобождение Северного Кавказа.

      Нальчик, Пятигорск, Железноводск. И подошли к Новороссийску. Немец отступал без особого сопротивления. В это время я командовал минометным взводом: лафет, треножки и ножки несли три солдата, тяжело. Днем дождь, а ночью сорокаградусный мороз. Спать приходилось в снегу, в скирде соломы. Холод,  ноги  коченеют. Местные жители встречали нас радостно, делились хлебом и солью, а иногда ложили и в тёплую мягкую постель. Но, когда мы отступали, местные жители-чеченцы стреляли в нас из окон домов из ружей, убивая наших солдат, помогая немцам. Фашисты отступали на автомашинах и мотоциклах, а мы их догоняли пешком, надо было нести на себе 15-30 кг веса: минометы, пулеметы, противотанковые ружья. Ох, тяжела шапка Мономаха. А жить надо!

                Наступление под Новороссийском.

      В начале августа 1943 года началась подготовка к освобождению Новороссийска. Минеры подготовили проходы для движения наших танков, подвезли снаряды, подтянули войска к фронту. 3 августа началось наступление наших войск.  Два часа шел артиллерийский обстрел, затем дали залп «Катюши». Танки были сосредоточены под горой, противоположный склон от противника.  Начало общего наступления было сорвано из-за сплошного дыма. В воздух поднялась авиация. Она летела чуть выше танков. На немцев выбросили сотни бомб, что еще более усилило дымовую завесу. Погода была тихая. В горах сплошной гул, дым, горела земля. После двух часов дым начал рассеиваться, на горизонте появились очертания гор. Можно было начинать наступление. Но, в это время немцы открыли ответный огонь. От разрывов снарядов снова застонала, загорелась земля. Более часа велся ответный огонь. После некоторого перерыва началось наступление наших войск. Под залпы «Катюш» поднялась в атаку пехота. По рации поступила команда: «В атаку!». Танки заревели и пошли в атаку. Местность горная. Развернуться танкам и набрать скорость мешали горы. Немцы сосредоточили огонь по нашим танкам. Справа и слева видно горящие танки, из них выскакивают танкисты, одежда на них объята пламенем. Земля горит и стонет. Затем танки попали на минное поле. От взрывов противотанковых мин полетели в воздух башни с орудием и порвались гусеницы. Танки были выведены из строя и немцам они не стали представлять опасности. Танкисты через запасной люк начали спасаться. Но куда бежать, сплошной дым. Ориентироваться было очень тяжело. Определить где восток или запад невозможно. Многие попали к немцам в плен. После пяти дней наступления наши войска ценой огромных жертв продвинулись на 4-5 км. В ночное время начали эвакуацию подбитых танков. Ползком, под светящиеся ракеты, под носом у немцев цеплялся подбитый танк на буксир, а иззади к нему - его гусеницы и танком вытаскивали этот груз. Гусеницы, прицепленные к танку, рвали наземную связь. При этом нарушалась оперативная телефонная связь с командованием фронтом. Через один-два дня эта эвакуация была приостановлена. Нельзя во фронтовой зоне нарушать телефонную связь!
     Через два-три дня нашу часть эвакуировали в тамбовские леса для отдыха и получения новой техники и танкистов.

                УКРАИНА.

     Глубокой осенью 1943 года эшелон с танками пересёк границу Украины (через Орел, Курск, Белгород) и прибыл на мою родину в Харьков. Да здравствует Родина! Вокзал разрушен, тишина, темень.
     Затем Кременчуг, выгрузка танков и направление к Днепру. Ночь, грязь, идет дождь. Встреча с командиром нашего корпуса, генералом Хасиным. Он передал приказ о том, что в течение ночи техника должна быть переправлена на противоположную сторону. Догоняем машины и едем к Днепру.

                Переправа через Днепр.

     Дощатый настил на лодках, в каждой лодке по 2 сапера выливают воду. Ширина моста равна ширине танка и запас ВСЕГО 20 сантиметров. Мост лежал на воде. Экипаж с танка был высажен кроме механика-водителя. Скорость первая. Без остановки танк пошел вперед. Саперы кричат: «Механик не останавливайся»! Длина моста большая. Под свет ракет навешанных немецкими самолетами, под свист снарядов и бомб с воздуха удалось форсировать родной Днепр. Правда, один танк с экипажем, пошел ко дну. Затем марш 30 км. И остановка в одном населенном пункте. Короткий отдых и подготовка к бою.

                Взятие Александрии.

      Наш танк находился в резерве командира бригады. Вместе с начальником связи поехали на танке в тыл. Надо найти пехотный полк. Передали приказ быстро двигаться к фронту для участия в наступлении. Здесь наш танк попал под налет немецких самолетов в открытом месте. Начался бой между двумя «Мессершмидтами» и нашей машиной. Несколько бомб выпустил самолет, а затем на бреющем полете начал поливать из  пулеметов и пушек. Но, наш танк выстоял и приказ был выполнен.

                Рейд в тыл противника.

      Бои шли под Кировоградом. Наша бригада получила приказ преодолеть фронт и направиться в глубокий тыл к немцам. Прорыв фронта был осуществлен и сотни танков направились в глубокий тыл (за 60-70км от линии фронта). Марш состоялся удачно. Мы достигли большого населенного пункта за 60 км и ночью совершили налет на немецкий аэродром, где оказалось много немецких самолетов. Начался разгром аэродрома. Немецкие летчики в трусах (в зимнее время) бежали на запад, а мы давили немецкие самолеты. Был нанесен большой ущерб аэродрому. От самолетов остались одни щепки, от наших гусениц и огня. Во фронтовой газете была даже статья с заглавием «Советские танки утюжат немецкие самолеты». Пять дней хозяйствовали в тылу немцев. Наступление фронта было сорвано и мы были вынуждены возвратиться к фронту, к своим, оставив в тылу немцев часть танков и своих друзей.

                Освобождение Восточной Пруссии.

       Шел бой под Кенигсбергом. Танки приостановили наступление, а наш комбриг в это время, подавал танкистам команду «Вперед!». Но команду выполнить было нельзя. Комбриг вынужден был сесть в свой танк и направиться на поле боя. Очередной снаряд попал в его танк. Он выскочил из машины раненый, окровавленный. Его жена, находясь в тылу, на командном пункте наблюдала за ходом боя из бинокля. Увидев мужа окровавленного и рядом горящий танк, выскочила из командного пункта и поспешила на помощь любимому мужу. Встретились, перевязала ему раны и начали бежать к штабу. Очередная мина взорвалась рядом с ними и ее убила насмерть. Он поднял ее на руки и начал двигаться в сторону штаба. Танкисты, выскочившие из горящих танков, оказали ему помощь. Похоронили ее здесь же на возвышенности, а наш генерал затем три дня сидел у могилы, оплакивая свою любимую фронтовую жену.

                Подготовка танка к бою.
     Чтобы быть танкистом - надо быть смелым, расчетливым и уметь преодолевать трудности в подготовке машины к бою и выносить тяжесть ведения боя в условиях сложной обстановки. Неженкам это не под силу.
     Экипаж танка состоит из 4-х человек: командир машины, механик-водитель, радист и командир орудия. Обычно артиллерийская установка обслуживается 7-10 солдатами, а танк имеет пушку, два пулемета, двигатель на 500 лошадиных сил, рацию. И обслуживается всего 3-мя  танкистами (командир не учитывается). Это требует затрат времени и ответственности. Подготовка танка включает в себя: заправку машины горючим, смазку машины, заправку боеприпасами, смазку пушки, пулеметов, уход за радиостанцией, ее эксплуатацию и охрану танка от противника.
     В условиях зимы очень много работы с заправкой боеприпасами: на 100 снарядах  надо удалить толстый слой смазки (солидол) горючим, обтереть насухо и подать в люк механика, либо через башню, а это З м высотой, затем патроны, промыть протереть и вложить в диск, и это при температуре 20-25 градусов мороза. А одеть гусеницы?..
     Пушка. Надо очистить ствол, смазать замок, сделать выверку прицела к пушке. Это требует много времени и ответственности. Важное место занимает охрана танка от противника. Целую ночь надо дежурить с автоматом на плече. Это тяжелый труд и бессонные ночи, а днем бой и атаки.

                Подготовка кадров.

      В населенном пункте Малиновка, возле Чугуева, размещался учебный танковый полк по подготовке механиков-водителей. В 1944 году на Харьковском заводе им. Малышева начали выпускать новый танк Т-44, который имел отличительные особенности по сравнению с танком Т-34. В новом танке мотор был расположен поперёк корпуса. В боевом отделении внизу машины располагался механик-водитель. Справа вместо радиста находились снаряды и аккумуляторы. Лобовой пулемёт обслуживался механиком-водителем. Орудие и пулемёт в башне – командиром орудия и заряжающим. Позади командира орудия располагался командир машины, который обслуживает радиостанцию и командует экипажем танка. Люк механика-водителя находится не в лобовой части, а сверху,  что создаёт лучшие условия при вождении танка.
     В учебном танковом полку находился батальон обеспечения из 15 танков и обслуживающим персоналом. Батальон обеспечения размещался в землянках. А курсанты в казармах. На расстоянии 500 метров располагался танковый полигон, где осуществлялся весь учебный процесс: изучение материальной части, вождение машины, преодоление препятствий танком и прочие занятия.
     После 3-х месячного обучения курсантам присваивали звание механика-водителя. Затем они получали направления в Харьков, где на заводе им. Малышева получали новые машины и выезжали по назначению в маршевые роты (т.е. на фронт).
     Механикам-водителям батальон обеспечения оказывал помощь при  погрузке машин на железнодорожные платформы и один механик затем сопровождал эшелон танков до прибытия в новую часть и оказывал помощь в разгрузке танков.
     Механики-водители обеспечивали руководство подготовкой танка. Для этого выделялись курсанты, которые заносили из землянки аккумуляторы (в зимнее время), а их четыре, каждый весом 30 кг, заправляли машину, т.е. заливали горючее и воду в танк.
     Работа механика-водителя сводилась к руководству подготовкой машины к выезду из парка, а затем обеспечению руководства при осваивании техники вождения танков, преодолении препятствий и др. В столовой, бане и других местах механики-водители пользовались авторитетом, т.е. обслуживались всегда вне очереди.
     В этом учебном полку я служил с 1945 по 1947 гг., куда был направлен после госпиталя. Здесь служить было легко и приятно.
     Однажды мы получили в Харькове новые машины и ехали обратно в Малиновку. Один танк вёл командир, а экипаж находился сверху на танке. Возле Чугуева имелась большая глубокая балка и провалы более 10 метров в глубину. Танк полетел вниз и орудием зарылся глубоко в землю. Надо было вытаскивать машину. С батальоном обеспечения было направлено 3 танка, в том числе и моя машина. Дело было зимой, ночью в мороз под 40 градусов. Нам удалось вытащить из земли башню с орудием, а затем поставить танк на гусеницы. Нас застала ночь, мороз, но было светло от луны. Вся ночь ушла на попытку вытащить танк наверх из балки. К утру машину вытащили, завели. Потом над неудачливым командиром состоялся суд. Его разжаловали в рядовые и обязали компенсировать стоимость ремонта танка.
     Второй забавный случай. Дрова на кухню подвозили танком-тягачом, т.е. без башни. Командир батальона дал задание - нагрузить на танк побольше сухих дров и отвезти их в с. Кочеток, а  в замен ему привезти 2 банки мёда. Механик-водитель с ним и еще двумя бойцами поехали в лес, загрузились дровами и при переезде реки Северский Донец мост не выдержал нагрузки, сломался и танк с дровами пошел под воду. В это время к мосту подъехал командующий Харьковским военным округом. Ребята только вылезли из воды,  к ним подошел командующий и начал выяснять обстановку. Через 3 дня мост был отремонтирован. Мы вытащили свои танки. Комбата лишили воинского звания  майора и направили продолжать службу в штрафной батальон.

          Осенью 1941 года в битве под Москвой родилась танковая
                гвардия.

   К концу Великой Отечественной войны стали гвардейскими шесть танковых армий, девятнадцать корпусов, сто десять бригад и более двухсот танковых полков.
    Советская армия разгромила фашистскую армию, освободила от фашистского ига всю Западную Европу и водрузила Знамя Победы в Берлине. Наступил мир. Долгожданный, желанный и тяжелый. Наступил восстановительный период. Осуществлена демобилизация войск. Разгром Японии 3 сентября 1945 года. Страна отмечает радость Победы. Парад Победы (июнь 1945 года).
    
                Подготовка к проведению парада танков.

     Участие в параде - почетная, ответственная и тяжелая задача. Для участия в параде проводится тщательный отбор танкистов по специальной анкете.
Учитывались при этом: стаж вождения машины, участие в боевых операциях,
партийность и другие данные. Всего было отобрано от воиской части три
водителя. Затем были организованы массовые проводы. После проведения митинга и соответствующих напутствий командования части мы выехали поездом в Москву. Здесь мы получили временное жилье, а затем машины, которые принадлежали Кантемировской бригаде, и выехали на полигон за 70 км от Москвы. Затем была подготовка к  параду.
     Вместо Мавзолея была оборудована специальная возвышенная трибуна, где размещались командующие парадом, маршал бронетанковых войск, бывший командирующий 3 Гвардейской армией генерал П.С. Рыбалко. Занятия   начинались в 10 часов  дня. Главная  задача занятия - отработка движения колонны танков в 4 ряда, особенно возле трибуны. В течение 20 дней ежедневно, по команде  «Марш!» колона танков начинала свое движение. В ходе движения нельзя было останавливаться или делать обгон впереди  идущей машины. После прохождения машин по полигону, стояла такая пыль, что ничего не было видно на расстоянии одного метра. В параде участвовало 1000 танков, подобного никогда не было. Подготовка к параду требовала от участников большого внимания и ответственности.
      Размещались в казарме, питание было удовлетворительным, вечером
нам демонстрировали кинофильмы, выступали артисты. Перед выездом в
Москву на парад была соответственно подготовлена и техника. С орудий и
пулеметов были извлечены затворы, на бак с горючим и аккумуляторы
повесили пломбы. Механики - водители написали письменные клятвы, где
указанно, что «…если машина остановится на Красной Площади, судите меня, как изменника Родины». Это очень неприятный  момент. Но работники спецслужбы настояли на своем. В ночь начался выезд в Москву. Первый танк находился уже в Москве, а хвост колонны был еще на полигоне - так было много машин. Вся ночь была посвящена подготовке машин к параду. Вместе
с городской службой машины были очищены от пыли и грязи и тщательно
помыты водой. Ночь была теплой. Москва ликовала, во всех домах горел
свет, москвичи были на улице, с радостью и волнением встречали наши
машины. Милиция оградила наши танки от москвичей, которые стояли
сплошной стеной, взявшись друг друга за руки. В десятом часу поступила
команда: «Заводи!». Поднялся такой шум моторов, ничего не слышно. И вот
одна девочка, лет 10, проскочив заслон милиции, подошла к люку механика-водителя. Дядя, а где Вы воевали, был задан мне вопрос. Я ей бегло рассказал, а она мне в благодарность сунула в люк две шоколадки. Какая радость! Я был голоден. Утром выдали по полбулочки, 100 граммов колбасы и пачку дешевых папирос. Кстати, шоколад я никогда не видел, и не кушал до этого момента. Думаю, съем уже после парада. И вот поступила долгожданная команда: «Вперед!», моя машина шла правофланговая, поэтому мне надо было ускорить движение машины, объехать Исторический музей, чтобы все четыре машины одновременно выехали на Красную площадь. В годы войны приходилось ездить только по грунтовым дорогам, болотам, но не по асфальту. Поэтому перед выездом на Красную площадь, когда надо было сделать резкий левый, а затем правый развороты, к сожалению, машина вначале не поняла моей команды и шла по прямой линии. Пришлось немного поволноваться, пока приспособился к асфальту. Соблюдая расстояния на одного линейного, все остальные выровнялись в одну линию и стали приближаться к Мавзолею с ужасным волнением. Вот тогда только я заметил правительство и многочисленных гостей на Красной площади. Впереди стоял Генерал, и флажками дал команду две машины под мост, а две по мосту. Москвичи лезли под машину, забрасывая живыми цветами.
     Участники парада получили благодарность, а механики-водители еще по 20 дней домашнего отпуска. Так закончилось мое участие в параде, и только вечером съел врученный мне шоколад. Спасибо, очень вкусный. По прибытии домой в воинскую часть, была организована командованием радостная и волнующая встреча.
                *******
     Выпускники нашего учебного полка проявили себя в боях с лучшей стороны. Многие были награждены орденами, медалями, что свидетельствует о  том, что мы механики-водители хорошо справились с возложенными на нас задачами.

                Записал Яковлев А.С.


Рецензии