Как помирить буквы. Глава 13

Предыдущая глава:

– Обязательно прочтёте всё, что захотите, но для начала встречайте старых знакомых, сказал магистр Гла-сик.
 Над головами детей закружились звуковички. Они полетали-полетали и приземлились прямо на парту перед детьми.
–Звуковичок (а), привет! – закричал Ваня.
– Звуковичок (у), привет! – закричала Таня.
– Привет, Таня! Привет, Ваня!
– Привет, привет! А почему вы держите за руки по две буквы?
– Ребята, сообщаю вам важную новость: некоторые гласные звуки на письме можно обозначить разными бук-вами, – проговорил звуковичок (а). – Например, звук (а) на письме обозначается буквами А или Я.
– А звук (у), – сказал второй звуковичок. – на письме обозначается буквами У и Ю.
– Как интересно! – воскликнула Таня. – Звук один, а буквы при чтении могут быть разные. А как нам определить, какую букву ставить?

– А это зависит от нас, – появился новый звуковичок (м).
– Привет, звуковичок (м), сказал Ваня. – Ты кого привёл?
– Это мой брат звуковичок (м').
– Ничего не понял, – произнёс мальчик тихо. –Твой брат очень похож на тебя, только цвета он зелёного. Что это значит?
– Я согласный звук твёрдый, а он согласный звук мягкий. А буква у нас одна М, только читать её можно либо мягко, либо твёрдо.

– А как узнать это при чтении? – поинтересовалась Таня.
– Мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами, – громко отчеканил магистр Гласик и, видя непонимание на лицах детей, продолжил:
– Вы должны запомнить, что гласные распределяются на две части: гласные первого ряда и гласные второго ряда. Гласные первого ряда показывают твёрдость согласных звуков, а гласные второго ряда показывают мягкость согласных звуков. Посмотрите на доску. Видите, как буквы распределились:
 а   о    у   ы   э
 я   ё    ю   и   ё
– Послушайте, как звучат слоги.
 
Звуковички синего и зелёного цвета подхватили звуковичка (а) и радостно закружились. В это время буквы составили слоги на доске.

 У магистра Гласика появилась в руках указка, которой он показал на букву А.
– Гласная какого ряда?
– Буква А гласная первого ряда, – сказал Ваня.
– Правильно, как будем читать согласный?
– Твёрдо! – закричали дети.
– Читаем: МА-А-А.
– Хорошо! – указка передвинулась ниже. – Что расскажете об этой букве?
– Буква Я  гласная второго ряда, – сообщила Таня. – Она показывает мягкость согласного звука.
– Прочитайте слог.
 На доске поменялись гласные буквы.
– МЯ-Я-А.
– Ой! – воскликнула Таня. – А звук-то тут (а).
– Точно! – поддержал её брат. – Вот почему звуковички держали по две буквы.
– Сколько нового узнали сегодня! – обрадовалась Таня.
 
Она закрыла глаза, шевеля губами.
– Ты чего? – испугался брат. – Тебе плохо?
– Нет-нет, – девочка открыла один глаз. – Я повторяю правила. С закрытыми глазами лучше запоминается.
– Правда? – мальчик последовал примеру сестры.
Несколько минут стояла тишина, только стрекот цикад и пение птиц в лесу нарушало безмолвие.

– Я запомнила, рассказать тебе? – повернулась Таня, вновь открыв один глаз. Она прошептала что-то брату на ушко, он последовал её примеру.
 Магистры смотрели на детей, перемигиваясь, но не произносили ни слова.
 Дети открыли глаза, сели ровно.
– Мы готовы читать. Правила вам рассказывать? – спросил Ваня.
– Вы же проверили друг друга. Мы доверяем таким старательным ученикам, – сказал Дин Согласный.
– Да-да! – кивнули магистры Дон и Гласик.

Звуковички весело закружились, подхватив буквы и стали составлять слова и слоги.
 Сначала дети читали вместе, весело и дружно распевая:
– МА-МЯ, МО-МЁ, МУ-МЮ, МЫ-МИ,МЭ-МЕ.
– ЛА-ЛЯ,ЛО-ЛЁ, ЛУ-ЛЮ,ЛЫ-ЛИ,ЛЭ-ЛЕ.
– РА-РЯ,РО-РЁ,РУ-РЮ,РЫ-РИ,РЭ-РЕ.
– НА-НЯ,НО-НЁ,НУ-НЮ,НЫ-НИ,НЭ-НЕ.
– Молодцы! – сказал магистр Дон. – На сегодня достаточно
– Нет-нет! – закричали дети. – Мы ещё слова не читали.
–Какие упорные дети! – воскликнул магистр Гласик. – Далеко пойдёте.
– Нам не надо далеко, – сказала Таня. – Только бы быстрее читать научиться.
 
Взрослые рассмеялись и достали из карманов крохотные книжечки. Дети с интересом наблюдали за их действиями.
– Думаю, теперь вы справитесь и без нас, – сказал магистр Дон. – Звуки и буквы знаете.
– Складывать слоги в слова научились, – добавил магистр Динь.
– Гласные первого и второго ряда различаете, знаете, что от них зависит чтение мягких или твёрдых согласных, – закончил магистр Гласик.
– Теперь они будут читать нам, – сказала принцесса Уста, стоящая у  беседки.
– Спасибо, магистры. Мы позовём, когда опять будете нужны, – сказала подошедшая Письма. Она встала рядом с сестрой.

Магистры поклонились и исчезли, едва услышав детское «до свидания».
 Принцессы предложили полдник. Дети с большим аппетитом уминали сладкие пирожки с чаем.
 Закончив есть,Таня предложила помощь. Ей очень хотелось посмотреть, как работает посудомоечная машина.
Ваня отнёс стаканы на кухню и тоже замер, любуясь картинкой сквозь стеклянную перегородку.
– Вот так душик для посуды – красота! А я думал щётки будут грязь вычищать.
– Налюбовались? – спросила Письма. – Погуляйте немного. Только далеко не уходите.
 
Выйдя из дома, ребята подняли руки к солнышку, радуясь ясному дню.
– Солнышко ясное! Грей веселей!– закричал мальчик.
– Мы любим тебя, солнышко! –  поддержала брата Таня.
 Дети взялись за руки и побежали на лужайку, где порхали бабочки и распевали птицы.

– Давай ловить бабочек, – предложил Ваня и побежал за красавицей с ярко-красными крыльями.
 Вот он почти догнал насекомое и бросился вперёд, сложив руки лодочкой. Бабочка, конечно, улетела, а мальчик зарылся в траву так, что Таня испуганно закричала:
– Ты где Ваня?
 Мальчик  помолчал, а потом постарался изобразить грозный рык тигра:
– Р-р-р!
 Но сестра тут же разгадала его хитрость:
– Ах, к нам пришли тигры и львы, – она подкралась ближе и прыгнула на брата.

Дети начали шумно брыкаться, стараясь увернуться друг от друга. Возня продолжалась довольно долго, пока Таня не сказала:
– Как много нужно знать, чтобы хорошо читать.
Девочка села на траву и сморщила носик.
– Думаешь, мы сможем запомнить все правила?
Ваня сел рядом, отряхнул траву с головы.
– Не знаю, но мы же очень стараемся.
– Сможете, сможете! – раздались весёлые голоса.

Это прилетели звуковички. Они взялись за руки и образовали большой хоровод.
Вот один звуковичок протянул руку девочке, другой – мальчику. Дети поднялись в воздух и ощутили радость полёта.
 Когда их опустили на травку, Ваня сказал:
– Не верится, что это не во сне! Спасибо, звуковички!
– Спасибо! Спасибо! – воскликнула Таня. – Ой, а вы куда?

Звуковички улетели, вернулись через несколько минут, держа за руки буквы. Гласные держали по две буквы, согласные  по одной.
  Они  подлетели к дереву с широкими листьями и опустили буквы, сами исчезли, спрятавшись под листьями.
– Смотри, Таня! – показал на дерево Ваня.
– Ура! Там предложение. Побежали!  Догоняй!– и девочка устремилась на противоположный конец полянки.
– У Та-ни шар, –  прочитала сестра, когда брат оказался рядом с ней.
– Здесь написано: у Тани шар, – повторила девочка и закружилась от радости припевая:
– У Тани шар!
– У Тани шар!
– У Тани шар!

Когда она остановилась, то подпрыгнула от радости, поняв, что держит в руке настоящий воздушный шар. Она подбросила  его вверх,  подпрыгнула, поймала, снова подбросила, а потом передала Ване. Он поддержал игру, перебрасывая шар сестре. Но вот его перехватили звуковички, вылетевшие из-под листиков.

 Скоро на поляне  замелькало в воздухе огромное количество разноцветных воздушных шариков. Слышался визг детей, хлопанье крыльев и звуки лопавшихся шаров.
 
Игра прекратилась, когда все шары лопнули. Дети упали в траву. А звуковички вились вокруг и пищали:
– Читать, читать.
– Смотри, Ваня, что они придумали.

Звуковички держали в воздухе буквы, которые составили слова.
– У Ва-ни мяч, – прочитал мальчик.
 –У Вани мяч, – повторил он. – Ура! Я прочёл предложение с мягкими согласными.
 Мальчик встал.
– Ой, а вот и мяч, – обрадовался Ваня, взяв  в руки большой разноцветный мяч. – Поиграем?

 Теперь начались игры с мячом. Сначала «Найди мяч», когда звуковички прятали игрушку, а дети находили, Потом «Попади в цель», когда дети бросали мяч в кольцо, как в баскетболе. Ваня, конечно, попадал больше, но Таня не обижалась.

Затем мячей стало два, и каждый   выбрал игру по своему усмотрению. Таня училась стучать  мячом по земле.  Для этого пришлось ей пойти на спортивную площадку за домом, потому что в траве мяч прыгал плохо.

 Ваня пытался играть в футбол, посылая мяч ногой в ворота, которые тоже нашлись на спортивной площадке.

 Следующая глава:http://www.proza.ru/2016/05/01/915


Рецензии
Отличное продолжение, Валентина!!!
Помню, как мне скучно это всё было в школе:))
Я уже давно книги читала, а тут - звуки, слоги...
Но у вас так всё весело! Просто замечательно!
Спасибо! Счастья и вдохновения вам!!!

Рина Михеева   22.04.2016 16:06     Заявить о нарушении
Рина! Как рада Вашим словам! Так и хочется, чтобы все родители услышали и стали так учить детей. Возможно, тогда больше детей полюбили бы книги, ведь часто не читают дети потому, что не понимают смысл. А это зависит от правильного и вдумчивого чтения! Для этого нужен навык. Не зря сейчас многие учат читать детей до школы, тогда им легче учиться. Всего наилучшего!!!
С теплом

Еремеева Валентина Владимировна   22.04.2016 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.