Мы победили!

       В тот день солнышко светило ярко. Первым  гордо шагал  Сережка. Его непослушный  темно- каштановый чубчик, сине-красная майка и, самое главное, скрипучая старая тачка, которую он катил- все указывало на важность мероприятия, в котором мы, пятиклассники школы №15, сегодня принимаем участие. Следом  за Сережкой по еще незаасфальтированному Гоголевскому легкой походкой плыла    красавица Ирочка, а замыкали  шествие я и Генка, насвистываюший  какой-то одному ему известный мотивчик. Сегодня наш класс, разбитый волей классного руководителя на бригады, собирает металлолом. В тачке уже лежат какие-то ржавые железки, но этого мало для первого места.  А в моем дворе есть то, чего как раз и не хватает- это тяжелая металлическая коробка на прутьях-ножках, с колосниками внутри и с  полуоторванной дверцей.  С большим трудом мы вчетвером грузим на тачку это металлическое чудо и медленно- медленно отправляемся в обратный путь, чтобы у больших весов на школьном дворе услышать радостную весть: мы на первом месте, мы победили!  Хорошо помню, как  тихий голос учительницы  за моей спиной произнес: смотрите, ребята «буржуйку» приволокли!

      Вечером я долго слушала бабушкин рассказ о  жизни в оккупированном  немцами Таганроге,  о  самодельной печурке, под  теплым бочком  которой измученные  голодом, холодом и отсутствием вестей о близких  люди   коротали  долгие   зимние вечера.  Вот  только далеко не всегда   удавалось  распилить на поленца что-то из мебели или выменять на остатки нехитрого гардероба ведерко угля.  Следующим утром  на переменке Сережка рассказал, что  вечером приходил к ним в гости его дядя, мамин брат, и взрослые вспоминали  детство, войну и раскаленную «буржуйку» в центре комнаты с заиндевевшими  от холода углами…
     С тех пор прошло без малого полвека.  Ушли в  мир иной  те, кто пережил оккупацию, кто топил такую «буржуйку» и мечтал о победном окончании  страшной и жестокой войны.  И- величайшая несправедливость- нет уже и моих одноклассников. Ушла из жизни красавица Ирочка, даже не встретив свой восемнадцатый рассвет. В аварии разбился мчавшийся на большой скорости  Гена.  В  непредсказуемые девяностые жизнь сломала умного и справедливого Сережу.  А в  Ростове-на-Дону именем покойного Михаила Нагибина, Сережиного дяди ,  назван проспект.  И уже от нас, послевоенных,   когда сталкиваемся с «бытовухой», несправедливостью  или  безденежьем, можно услышать: «все переживем, только б  не было войны»…




Рецензии
Говори, не говори - война уже. Пришла.
Соответственно, стараюсь хоть раз в неделю звонить младшему братишке в Таганрог. Сейчас, вроде, поспокойнее стало. Похоже, на Курск они переключились. Да и под Угледаром ситуация не простая. Тоже там ресурс нужен.
А в прошлом году, конечно, переживали мы сильно. И в художественный музей ракета попала, и дом у Славика стоит не очень удачно: сразу за мариупольской трассой - военный аэродром. Любой недолет и, естественно, жилая многоэтажка может серьезно пострадать...
Поэтому, конечно, печально, что поколение, пережившее войну, уже ушло от нас. А мы так о малом успели у них расспросить. А ведь, кто знает, может их прошлые знания и опыт пригодились бы нам сейчас? Хотя, скорее всего, навряд ли. Новые времена, новые материалы, новые технологии. Да и на чужих ошибках никто, как правило, не учится.

Константин Кучер   06.10.2024 11:44     Заявить о нарушении
Простите, с большим опозданием прочитала Ваши рецензии.Оченьнадеемся, что военные беды наш Таганрог больше не затронут и у Вас не будет повода беспокоиться о брате... Хотя по ночам не раз просыпались в тревоге- над морем.и не только что- то происходило в небе... Моей маме пошел 94-й год, и я спешу расспросить ее, записала детские воспоминания о войне.Их осталось так мало, живых свидетелей ТОЙ войны.А идет НОВАЯ, ДРУГАЯ.Всех Вам благ!

Ольга Кучеренко 2   24.02.2025 21:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Оля. И Вам - всего самого доброго.

Константин Кучер   25.02.2025 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.