Кукла

                Одноактная пьеса



Костя и Михаил стоят в комнате. В комнате сумрачно, пыльно, запущено. Похоже, это чердак какого-то дома.
Костя - Ну, вот, я обещал тебе сказать, зачем мы сюда идем – говорю. Я здесь как-то потерял куклу давно.
Михаил  - Ты играл в куклы?
- Я не играл, моя сестра просила принести ей куклу, я ее здесь нашел, а потом потерял.
- У тебя есть сестра?
Костя мнется
- Была, когда просила найти ей куклу.
Удивление Михаила устойчиво
 - И когда ты нашел и потерял куклу - сестры не стало?
- Сестра тоже пропала куда-то, когда я потерял куклу.
- А  я  тебе зачем?
- Дело в том, что это  - не просто комната. Это место пропажи куклы. Мы больше во времени, мы в пропаже. Если я буду один, пропажа будет больше, если не один - меньше.
Михаил перебивает
- Это почти задача по физике.  Я здесь, чтобы время для тебя стало местом?
- Ну, что-то вроде.
- И с чего мы начнем?
Костя оглядывается
- Это важно – с чего начать. Начать надо с комнаты, как ни странно.  Кому комната покажется большей, тот и нашел куклу, или к тому она и приблизилась.
Михаил озадачен
- А как мы поймем, кому комната показалась большей?
- Он станет сильнее.
- А это как мы поймем?
- Как-нибудь. Это будет озарение одного из нас.
- Ну, давай попробуем.
Мужчины стоят, озираются. Михаил делает несколько шагов, говорит.
- Мне  комната кажется большей.
Костя не удивлен
- А какой ты ее видишь?
- Ну,  она длиннее, стены вроде  менее  ровные, чем вначале, пол глубже.
- Да, ты точно  видишь ее большей.
- И как я при этом нашел куклу?
Михаил надеется поставить Костю в затруднительное положение, тот уверен в себе.
 - Ты оказался в ней, кукла это - комната.
-  И ты тоже в ней оказался?
-  Тоже… но через тебя. 
-  Это как это через меня? Я что ли тебя затащил в нее? 
Михаил возмущен.
- Не ты, но если, например, я выбегу сейчас из комнаты, куклой станешь ты.
Михаил  недоволен.
- Я не стану куклой!
Костя пытается его успокоить.
- Тут беситься ни к чему, я же не хочу тебя подвести, я не буду никуда убегать. Куклой надо быть кому-нибудь другому, а не кому-нибудь из нас.
Костя задумывается.
-  Теперь нам надо увидеть куклу снаружи, чтобы найти не только то, как мы ощущаем ее, но и ее саму.
Михаил успокаивается.
- А как?
-  Надо увидеть движение света.
Мужчины тут же замолкают, Михаил напряжен, мужчины осторожно двигаются в комнате, Михаил восклицает.
- Вижу! 
- Где?
- Вот, на тебе.
Костя внимательно рассматривает пятно света на себе
- Это, наверное, не тот свет, который указывает на куклу. Это свет  неведомого фотографа, который снимает нас, пока мы ищем куклу.
Михаил волнуется.
- Я не хочу, чтобы нас снимал фотограф. Мы пришли сюда за куклой,  где она? Зачем фотограф? Какой? Куклы нет вообще?
Костя спокоен.
- Она была, но и мы тоже есть, и мы утверждаем ее присутствие, поскольку ищем ее.
Михаил задумывается.
- Мы, как указатели?
- Нет, мы не просто функция, мы  - партнеры  куклы, у  нас  есть  облик, общий.
- Если бы мы не искали куклу, у нас бы не было общего облика? 
- Наверное.
Михаил оживляется.
-  А зачем нам общий облик?
-  Чтобы найти куклу.
-  Мы ищем - куклу или облик?
-  Куклу.
- А нашли облик, который к тому же видит какой-то неведомый фотограф, а не мы.
- Ну, да. Нашли мы, фотограф отнял.
- Но мне не нужен облик, это что-то несущественное. Мне было интересно, что ты здесь потерял давным-давно.
 - Куклу.
- И где она?
- Давай ее искать.
- Как?
Костя задумывается.
- Для начала надо порвать ту фотографию, которую делал неведомый фотограф. 
- Он ее сделал?
- Да.
- И где она?
- Она в чем-то тут, какая-то вещь тут сформировалась, как наша фотография.
Михаил волнуется.
- Ты хочешь сказать, что мы в этой комнате, как кукле и еще в какой-то вещи, как в фотографии?
- Ну, да.
- А мы выберемся из этой матрешки?
- Надеюсь. Но нам важнее найти куклу.
- И фотографию. 
- Да. Знаешь фотография это самая яркая вещь здесь.
Костя оглядывается.
 - Вот эта банка колы. Ты ее принес? 
-  Ну, да.
- Ты ее пил?
- Пил.
- Какой был вкус.
- Обычный.
- Может быть он казался тебе светлым?
- Ну, так,  суховатый был какой-то.
- Необычный?
- Слегка.
- Вот это и есть неведомый фотограф.
- Банка колы?
Михаил поражен. Костя воодушевлен.
- Выпитый ее вкус. Не сама кола, не банка из-под, а выпитый тобой ее вкус. Ты пил вкус и не заметил это. Это и есть фотограф.
Михаил озадачен.
-  Ммм, знаешь, я часто пью колу, что-либо другое тоже. Иногда вкус необычный.
-  И?
- Значит ли  это, что каждый раз, когда я пью необычный вкус - меня снимает неведомый фотограф?
- Да, это так.
- Так может, чтобы встретить его -  не обязательно искать куклу?
Костя порывист.
- Не обязательно, но именно поиск куклы делает фотографию неведомого  фотографа  более глубокой, настоящей.
Михаил пытается проникнуть в Костин замысел.
- Поиск  куклы  делает фотографию  более  настоящей?
- Конечно. Это очевидно.
- Ну да, дааааааааа….. а зачем ее рвать?
- Чтобы продолжить поиск куклы.
Михаил делается решительнее.
- Надо порвать эту банку?
Голос Кости становится жестче.
- Нет, надо выблевать твою колу.
Михаил с сомнением отходит, поглядывает на Костю, тот невозмутим. Михаил наклоняется, быстро и брезгливо  засовывает пальцы в рот, тихо блюёт, возвращается недовольным. Костя, выглядит радостным.
- Теперь будет легче искать куклу.
Михаил кряхтит.
- Да теперь нам ничего не мешает.
- Как будем  искать ее дальше?
-  А как мы искали до этого?
-  Ну, ты что-то придумывал.
Костя подчеркнуто  корректно сообщает.
- МЫ что-то придумывали. Ты думаешь, я придумывал бы это что-то сидя один? Я придумывал бы  другое что-то.
- И что теперь мы придумаем?
Костя хмурится.
- Кукла приблизится, когда мы обнаружим, кто из нас резче.
-  Как мы это обнаружим?
Михаил опять обескуражен.
- Кто первый шевельнется, тот и резче.
- Это понятно, но как это  приблизит  куклу?
- Ты  торопишь события.
- И все же?
Костя злится.
- Знаешь, уже понятно, что более резкий это  - ты.
Михаил настойчив.
- И как это приблизит куклу?
Костя обиженно молчит, Михаил злорадно добавляет.
- Я бы еще заметил, что  мы уже находимся в кукле  потому, что комната показалась мне  большей.
Костя прерывает его.
- Перед более резким воздух более  плотный, чтобы остановить  его.
Михаил смотрит перед собой.
- Да, воздух передо мной более плотный. Но где же кукла?
- Это и есть кукла, только недовоплощенная.
Михаил всматривается в воздух.
- Допустим. Допустим. Но это моя кукла. А мы же твою искали.
Костя оживляется.
- Знаешь куклы очень ревнивы. Если моя кукла увидит твою, они начнут драться и ссориться. Тут-то мы их и прихватим.
- А если моя окажется сильнее и убьет твою?
- Значит твоя кукла лучше.
Михаил подначивает Костю.
- Давай, тоже делай что-нибудь резкое. Пусть твой воздух тоже будет плотным. Пусть они подерутся.
Костя не спешит поддаться на уговоры.
- Ты не волнуйся, вот ты говорил - матрешка. Если твоя и сильнее - моя раньше и значит твоя -  в моей.
 - Нет, я не согласен. Если моя сильнее, значит, твоя -  в моей.
-  Моя  не может быть внутри, она старше и потом, мы ищем мою куклу, а не делаем твою.
-  Но ты говорил, если они столкнуться от ревности, они обнаружат друг друга. Найдя мою, мы найдем твою.
- Я боюсь, если мы найдем  твою, мы не будем искать мою.
Мужчины стихают. Михаил грустит.
 - Я был готов помочь тебе, а ты мне не готов. И потом, если я найду свою, я ее не потеряю.
Костя уязвлен. говорит.
- Ты лучше меня, я слабее, поэтому кукла мне нужнее. Это к тому же  - моя идея, которая понравилась и тебе.
- А тебе почему мои идеи не нравятся?
- Я ж говорю - ты лучше.
Костя грустит. Михаил оживляется.
- Ладно,  давай опять искать твою. Теперь как?
Косте приятно его доверие, он продолжает.
- Резкость была хорошей идеей, но конфрантационной. Кукла там, где место -  более гиблое. Найдем здесь наигиблейшее местом, и оно будет местом куклы.
Михаил удивлен.
- Мы ищем место или куклу?
- Найдем место, найдем и куклу.
Мужчины снова осматриваются, Михаил подходит к Косте, принюхивается к нему, наклоняется. Костя напрягается. Михаил трогает его за ногу.
- Это место под твоей ногой. Подними ее.
Костя пугается.
- Я боюсь, вдруг кукла -  моя нога.
- Подними и поймем.
- А если кукла - моя нога?
- Что ты так неуверен в себе..Ну и что, что твоя нога?
Михаил увещевателен. Костя озадачен.
- А то, что кукла может вообще – во мне?
Михаил останавливается
-  Это уже сложнее.
-  Вот-вот.
Михаил убедителен.
-  Но под твоей ногой – точно гибло, гиблее здесь нет.
-  А ты не ошибаешься?
-  Нет.
-  А мне кажется, что самое гиблое – в тебе.
Михаила обижает резкость Кости.
-  Я вот, например,  не говорю про тебя, я про место под ногой говорю.
Костя спрашивает с надеждой.
-  А над головой у меня - не гиблое место?
Михаил смотрит вверх.
- Вроде нет.
- А мне кажется - да.
Михаил непримирим.
- Это тебе так кажется, а мне – нет.
Косте хочется надеяться.
- А мы не вместе? Я думал, мы – вместе.
Михаил ожесточается.
- Мы разделились.
- Когда?
- Вот только что.
Костя вздрагивает.
- Вот, видишь.
- Что?
- Это и есть кукла, она прошла между нами.
Михаил тревожится.
- Так давай догоним ее.
- Ты смеешься?
- Нет.
- Она не бегает от нас, наоборот, стремится к нам.
- А что же мы тогда не найдем ее?
- Между нами очень многое, между нами и ею.
Михаил устал от догадок Кости, он хочет уйти
- Знаешь, мне тесно тут.
Костя удерживает его.
- Вот-вот, это она. Она выталкивает нас. 
- А ты что бездействуешь?
- Она тоже все время бездействовала.
Михаил отталкивает от себя Костю.
- Я не верю, что ты это – она.
Костя звучит обреченно.
-  Но что-то  такое есть.
-  Что-то это  - не все. Давай я уберу твою ногу.
-  А что это даст?
Михаил тараторит.
- Ты перестанешь думать, что ты это – она, что твоя нога, это – она и мы увидим гиблое место, как место, а не как твою ногу.
Костя неуверен в себе
- Давай попробуем.
Михаил берет его за ногу и двигает ее в сторону, так они делают несколько шагов. Костя останавливается.
- Мы хорошо шагаем. Ты не можешь остановиться?
- Дело в том, что, когда я  ставлю твою ногу, под ней сразу появляется гиблое место.
- И где оно сейчас?
- Опять под твоей ногой.
Костя плачет, Михаил ободряет его.
-  Перестань, я не верю, что ты это – она.
-  Ну, сделай же тогда что-нибудь!
Михаил решается. 
- Хорошо, я тоже думаю, что она – в тебе.
- Ну, вот!
- Но она – не ты.
Костя смотрит с надеждой на Михаила.
-  А что?
-  Твой язык.
-  Как это?
Михаил убедителен.
-  Все, что ты говоришь -  это она.
Костя поражен.
-  Мой голос – она?
-  Нет, твоя речь.
-  Но это - моя речь, а не ее речь.
-  Да, это твоя речь. Но твой язык точно - ее.
Костя ошеломлен, хватается за себя.
- Ты ставишь меня в неловкое положение. 
-  Да, уж.
Костя не верит.
-  Мммм, может, ты хочешь сказать, что моя слюна это – она?
Михаил возмущается.
- Я понимаю разницу между языком и слюной.
- Ну, слава богу!
- И я говорю о языке.
Костя удручен.
-  Мы опять расходимся.
-  Я тоже это заметил.
Костя сосредотачивается.
- Я начинаю прослеживать связь…моя нога, мой язык. Ты хочешь сказать, что кукла – ты? 
Михаил ошарашен.
- Почему?
- Потому что только кукла может увидеть, как я пуст, но в чем-то плотен.
Михаил кричит.
- Если я кукла – уходи отсюда!
Костя подхватывает его крик.
-  Вот оно! Ты меня выталкиваешь!  Ты стал больше, чем я! Вот оно!
-  Уйди, урод!
Михаил толкает  Костю.
- И ненавидишь меня ты так же!
Михаил задыхается, плачет. Костя тревожится
-  А плачешь ты чего?
- Я какой-то неживой,  а ты живой.
-  Почему?
-  Ну, ты видишь лучше меня, а я только то, что передо мной.
Костя визжит.
-  Черт!
Михаил подпрыгивает.
- Что?
- Ты не кукла! Кукла не будет плакать при человеке. Она может плакать до, после, но не во время человека.
Михаил успокаивается
-  Хорошо.
-  Хорошо то, хорошо, но нам надо снова искать куклу.
Михаил предлагает деловито
- Давай ею ты будешь, здесь нет больше никого.
Костя стихает.
- Ты хочешь меня убить?
- А она что, мертвая?
-  Дело в том, что кукла это и есть наполовину мертвая, наполовину живая. Это непросто. Как я буду наполовину мертвым, наполовину живым?
Михаил ерзает, решается.
- Давай я тебя оболью, наставим отпечатки, и между ними и тобой появится кукла.
Костя неуверен.
- Это для тебя она появится, а для меня?
Михаил находится.
- Мы вырежем буквы и повесим здесь, будто она говорит
- А когда мои отпечатки высохнут?
- Тогда она уйдет отсюда.
Костя вздыхает.
- У тебя нож есть? Вырезай буквы. Тут книги есть.
Михаил достает нож, идет к книгам, сваленным в кучу, всматривается в нож, возвращается к Косте.
-  Смотри, у меня на ноже что-то написано.
Костя читает, вскрикивает.
- Изведи. Это она! Она с нами говорит.
- А что она говорит?
- Не важно! Важно, что она есть! Я верил в это! О, спасибо!
- Но что она говорит?
- Она написала, уйди отсюда!
Костя говорит жестко и радостно, Михаил огорчен
-  А я думал мы вместе.
-  Мы вместе, но написала она тебе.
Михаил занудствует
- Но ты говоришь, что написала она  - уйди, хотя тут написано – изведи. Почему ты говоришь, что написано - уйди. 
- Потому, что ты уже ушел! Ты далеко отсюда и она тебя догоняет.
Михаил чуть не давится.
-  Да? Она меня встретит?
Очередь удивляться Косте
-  Почему встретит, когда догоняет?
-  Я что, ушел дальше куклы?
- Дальше.
Михаил мычит.
-  Я не хочу ходить дальше куклы.
Костя настойчив, толкает Михаила.
-  Ты смешные вещи говоришь, конечно, надо ходить дальше.
-  А ты ушел дальше?
-  Нет, я остаюсь, чтобы она ко мне вернулась.
Михаил встряхивается, отстраняется от  Кости.
-  Я понял, мы оказались внутри ее и чтобы нам выйти, нам надо разойтись. Так она нас потеряет и появится сама.
Костя  приседает от восторга перед Мишей.
– О! Да, ты Лейбниц!
Михаил спокоен.
– Ну,  как-то так… Бывает. 
Михаил уходит, Костя кричит.
-  Пока.
-  Я пошел.
На Костю накатывает сентиментальное настроение.
- Не забывай нас.
- И ты помни.

 
                2016г. 


Рецензии