Циклы Времени в мифе и науке

«С чего начинается Родина?  – С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».

А с чего начинается мир? –  Возьмём излюбленную всеми тянущимися к свету знаний читателями и писателями Прозы.ру энциклопедию «Мифы народов мира». В ней, в статье про «Яйцо Мировое» выдающегося советского и российского учёного, академика РАН  Владимира Николаевича Топорова, написано буквально следующее:

«Обычно начало творения связывается с тем, что Яйцо Мировое раскалывается, взрывается, брошенное в небо (ср. обычай свадебного разбивания яйца в северо-западной Африке, осознаваемый как символ взрыва Яйца  мирового)».

Хм… Взрывается… Знакомый сюжет. А что это ещё за «Яйцо Мировое»? Узнаём из той же статьи той же энциклопедии:

«ЯЙЦО МИРОВОЕ, яйцо космическое, мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ Яйца Мирового, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда – род людской (ср. кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека). Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Яйца  Мирового (или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях Яйцо Мировое  описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца. Согласно ведийской космогонии, из Яйца Мирового-золотого зародыша возник творец  Праджапати, из него же возникает Брахма; иногда творец Ишвара описывается живущим в Яйце Мировом на водах. У орфиков известен миф о возникновении из Яйца Мирового, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса), или особого бесплотного божества с крыльями. В египетском мифе солнце возникает из Яйца Мирового, снесенного птицей «великий Гоготун». …Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный...». В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена, единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).

В  мифах известны примеры, когда с образом Яйца Мирового связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц –  более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят)» [1].

О как! В контексте нашего небольшого исследования о Времени, соединив Альфу и Омегу, мы поймём, что речь идёт о том, что «временная структура целого» «раскалывается», «взрывается», подобно яйцу, брошенному в небо!

В «Энциклопедии символов» Дж.Купера «Яйцо Мировое» описывается под названием «Космического Яйца»:

«Космическое Яйцо (может изображаться также в виде сферы) символизирует жизненное начало; недифференцированную целостность, потенциальность; зародыш всех творений; первоначальный материнский мир хаоса; Великий Круг, содержащий вселенную; скрытый исток и тайну существования; космическое время и пространство; начало; материнскую утробу; прародителей; совершенное состояние единства противоположностей; органическую материю в её инертном состоянии; воскресение; надежду».

Как-то невольно мой продвинутый мозг скромного прозаика, живущего в XXI веке от Рождества Христова, конструирует при прочтении этих энциклопедий не столько яйцо, сколько Бесконечное Время в виде окружности, Великого Круга, содержащего Вселенную. А окружность, как мы все знаем, –  это замкнутая на себя, искривлённая прямая линия, отрезок, где есть точки Альфа (начало большого пути) и Омега (конец этого же пути).

Целостность, магический Великий Круг, содержащий всю Вселенную, космическое пространство и время, состояние единства противоположностей – всё это подходит не только к Космическому Яйцу, но и к замкнутому в состоянии покоя и абсолютной симметрии прошлого и будущего Бесконечному Времени.

Если симметрия Бесконечного Времени нарушается, то происходит разделение Единого Бесконечного Времени на 2 противоположно направленных асимметричных стрелы Времени, в которых прошлое несимметрично будущему и наоборот. Асимметрия Времени  знаменуют начало движения.  Одна из стрел времени летит из прошлого в будущее, неся в себе хаос, энтропию, смерть, вторая – из будущего в прошлое, неся организацию, негэнтропию, Вечную Жизнь. Первая стрела характеризует привычный «земной» локальный мирок физики, вторая – непривычный и неведомый «небесный» Мир метафизики нелокальности.
 
Что важно отметить – так это то, что в состоянии Яйца Мирового, оно же – Яйцо Космическое, никакого движения нет, есть покой, а весь мир находится в неком потенциальном состоянии. В процессе Большого Взрыва покой превращается в движение, а потенциальность переходит в реальность. Так рождается новый мир.

А затем мир стареет, ветшает, рушится, сжимается в изначальное Мировое Яйцо, в Космический Ковчег, в котором содержатся в потенциальном виде «все твари по паре». А затем этот Космический Ковчег, мечущийся во тьме Океана Хаоса, пристаёт к космическому брегу и взрывается со словами:

                «Да будет свет!»

И хаос Большого Взрыва от столкновения Ковчега с брегом творит из обломков Космического Ковчега дивный новый мир, новый антропный Космос. И энтропия Большого Взрыва мирно соседствует с негэнтропией Сущего в Ковчеге. И всё живое начинает вновь плодиться и размножаться. И так – без конца. Об этом говорит буддийское «Наставление о сети Брахмы»:

«Время от времени, монахи, настаёт пора, когда по истечению длительного периода этот мир свёртывается. Когда свёртывается мир, то существа по большей части переходят в мир сияния. Там они находятся долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.

Время от времени, монахи, настаёт пора, когда по истечению длительного периода этот мир развёртывается. Когда развёртывается мир, то появляется пустой дворец Брахмы. И тогда то или иное существо, оттого ли, что окончился его срок или окончилось действие заслуг, оставляет существование в сонме сияния и вновь рождается во дворце Брахмы. Там оно находится долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе» [2].
 
Этот бесконечный мир космологии индусов и буддистов – циклический. Он постоянно проходит циклы рождения, развития, старения и гибели, вслед за чем после периода покоя следует новый цикл рождении-смерти. Аналогичные циклы рождения-смерти проходит и человек, и любое живое существо на земле. Мир бесконечен в череде циклов рождения-смерти. Жизнь бесконечна в череде аналогичных циклов.  Время бесконечно в Махапуранах, сборнике Великих  пуран,  индийских «древних былин».

Всего сто лет назад наука также исходила из концепции о бесконечности мира, хотя эта бесконечность не была циклической. Это была просто бесконечная бесконечность. Наподобие масляного масла.

Сейчас, в XXI веке, наука исходит из полностью противоположной концепции: мир, оказывается, конечен во времени. Он имеет начало и конец. Перебрав различные альтернативы, наука остановилась сначала на двух, а затем и на одной из двух:

«Первая – вечная цикличность с переходом каждый раз через сингулярность; второй – Вселенная возникла один раз из сингулярного состояния. В обеих содержалась мистика, родственная с мифологией. Первая возможность напоминала древнеиндийскую мифологическую идею мировых циклов – смены «дней Брамы»: Вселенная разрушается полностью, а затем воссоздаётся, и так без конца, с идеальной равномерной цикличностью. Вторая возможность соединялась уже с библейским мифом о сотворении мира.

Весьма известный космолог ХХ века Леметр из этих двух альтернатив предпочёл всё-таки вторую. Первая альтернатива, сказал он, принципиально не отличается от второй. Если вселенная проходит через сингулярное состояние в некоторый момент времени t=0, раньше которого мы не можем получить о ней никакой информации, то предшествующая стадия, по его словам, «метафизичная в худшем смысле этого слова». В обоих случаях при t=0 мы имеем в полном смысле начало мира. Однако в первой альтернативе Вселенная имела максимальную энтропию (вследствие полного разрушения всех структур материи). Поэтому она не позволяет объяснить возникновение новых структур – звёзд, галактик: энтропия Вселенной тогда не  росла бы, а уменьшалась. Вторая альтернатива всё это объясняет, поскольку энтропия в начале мира минимальна» [3].
   
Ох уж эта наука! Ох уж эта энтропия! Без неё никуда! Она и воду мутит, и карты мешает.

Хотя, если исходить из модели Бесконечного Времени, скорее подходит первая альтернатива, «метафизичная в худшем смысле этого слова», в которой мир циклически свёртывается и развёртывается. Как это ни странно, но в начале XXI века, спустя более полувека после смерти вышеупомянутого космолога Жоржа Леметра (1894—1966), учёные мужи вновь заговорили о циклической Вселенной:

«Сейчас рассматриваются несколько сценариев того, что случилось в эпоху до Большого взрыва и как эта эпоха перешла в нашу расширяющуюся Вселенную. Два из этих сценариев исходят из гипотезы о квантовом отскоке и известны как «космология квантовой петли» и «геометрогенезис». Два других – один принадлежит Роджеру Пенроузу, а другой – Полу Стейнхардту и Нейлу Туроку – описывают циклические сценарии, в которых вселенные умирают, давая жизнь новым вселенным. Пятый сценарий постулирует, что новые вселенные возникают, когда квантовые эффекты обращают вспять сингулярности черных дыр. Эти сценарии предлагают объяснения того, как могли быть выбраны законы природы, управляющие нашей Вселенной. Они также могут объяснить, каким образом изначальное состояние нашей Вселенной эволюционировало из вселенной предыдущей эпохи. Важно, что каждая такая гипотеза делает предсказания, проверяемые с помощью реальных, выполнимых наблюдений, которые смогут проверить ту или иную гипотезу, опровергнуть ее и выбрать правильную» [4].

Парадоксально, но первая, древнеиндийская, идея циклической Вселенной, которая вновь на повестке дня, но уже с научной точки зрения, ничуть не противоречит второй, библейской, которая рассматривается с научных позиций Большого Взрыва. В мире, состоящем из двух порядков бытия, все структуры материи разрушаются, зато вся организация мира сохраняется в лоне Бесконечного Времени, в том самом библейском Ковчеге. И волки сыты, и овцы целы.

Древнеиндийская мифологическая идея мировых циклов и библейская идея сотворения мира обретают вторую жизнь (или второе дыхание). Вселенная свёртывается, разрушается полностью в экспликативной, развёрнутой реальности, сохраняя всё и вся в иной, «небесной», свёрнутой реальности, в которой воссоздаётся изначальная симметрия Бесконечного Времени. А затем из этой свёрнутой импликативной реальности, напоминающей Космическое Яйцо, Мир развёртывается, воссоздаётся заново. Fiat lux!

Нечто подобное утверждает и Роджер Пенроуз, тот самый, которого, как мы помним с самого начала, из «Парадоксов стрелы времени», так волнует явное противоречие между термодинамической стрелой времени и энтропией Большого Взрыва:

              «Нет никаких параллельных вселенных. Есть последовательные. Они возникают после Больших взрывов.
              После последнего появилась наша  Вселенная. И мы вместе с ней» [5].

Оказывается, физика может идти рука об руку с метафизикой. А наука – с мифом. А Библия – с Ведами. Оказывается, что великая древнеиндийская мифологическая идея ничуть не противоречит по смыслу великой библейской идее о сотворении мира. Ведь в ней тоже просматривается цикличность: и в мифе о Великом Потопе, во время которого мир уничтожается, а потом воссоздаётся заново, и в Откровении Иоанна Богослова о конце мира и «конце времён». Книга Апокалипсиса совершенно недвусмысленно говорит о гибели нынешних «неба» и «земли» и творении новых «неба» и «земли» – двух основных палуб Космического Ковчега:

               «И увидел я новое небо и новую землю;
               ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откровение, 21:1).

И так – без конца. В этом изначальном и бесконечном космическом колесе, исполненном страдания, обречены вертеться все живые существа. Хотя в буддизме всё-таки конец есть. Он носит название «нирвана». Нирвана – это абсолютный покой в противовес движению. О движении и покое пойдёт речь в следующей главе.


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/04/25/445

Примечания:

1. «Мифы народов мира», Москва, 1988, том 2, стр 681
2. «Брахмаджала-сутта»
3. В.Захаров, «Тяготение: от Аристотеля до Эйнштейна», стр. 239
4. Сборник «Эта идея должна умереть», Ли Смолин об идее, которая блокирует научный прогресс: Большой взрыв был первым моментом времени
5. Cэр Роджер Пенроуз: «Вселенная не в своем уме»


Рецензии
Очень уж материалистично это всё выглядит. В наше время, когда виртуальные миры стремительно приближаются к реальности, данной нам в ощущениях, есть все основания предполагать, что вскоре созданная нами новая реальность заменит наш дряхлеющий мир, который по многим признакам стремительно приближается к концу.Об этом я и пишу в статье "Начало конца света", в которую Вы уже заглядывали. Надо только матрицу найти, на которой построен наш мир, и на ней же создать новый. Я думаю, что эта матрица - именно то, что за тысячелетия до нас назвали Нирваной.
С уважением,


Сергей Булыгинский   03.12.2018 20:42     Заявить о нарушении
Ну, можно и не столь материалистично, а философски-иронично, на стыке науки, фантастики и религии: http://www.proza.ru/2016/11/26/352

Лично я уже нашёл искомую матрицу. Она называется Квант Времени или Процессор Времени: http://www.proza.ru/2018/10/02/332 (помните: "To strive, to seek, to find and not to yield"?)

Ну, а насчёт конца света есть весь древнее представление о Парусии, которое в наши дни можно наполнить новым содержанием: http://www.proza.ru/2016/06/02/1819
Есть ещё и мистический путь России в Парусию: http://www.stihi.ru/2017/11/25/3135

А Нирвана, насколько я знаю, это всё-таки состояние жизни и сознания: http://www.proza.ru/2018/11/02/1608

Спасибо за приятное общение!

С уважением,

Сергей Горский Москва   03.12.2018 21:07   Заявить о нарушении
Да, согласен, Нирвана - это состояние сознания. Состояние, в котором сознание может находиться только на чистой, пустой, незаполненной никакой информацией (т. е. материей) матрице реального мира.

Сергей Булыгинский   04.12.2018 10:53   Заявить о нарушении
И тут возникает логичный вопрос: что такое сознание?

Сергей Горский Москва   04.12.2018 13:05   Заявить о нарушении
А хрен его знает. Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо выйти за его пределы. А я не умею.

Сергей Булыгинский   04.12.2018 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.