Как молоды мы были... к 110-летию жмт

 
Идею поделиться воспоминаниями о моей учебе в Ждановском металлургическом техникуме и ее влиянии на дальнейшую судьбу – подсказала директор Мариупольcкого колледжа ПГТУ Антонина Ивановна Лебедь во время торжественного собрания в честь 110-летия учебного за-ведения. Многое, конечно, уже стёрлось из памяти (ведь в 2011 году – ровно полвека со дня нашего выпуска), и всё же попытаюсь…


После окончания 7 классов СШ№10 (располагавшейся тогда тоже в историческом здании по улице К.Либкнехта, ныне - Митрополитской), я не задумывался над вариантами дальнейшей учебы, хотя и был «почти круглым» отличником. Время было трудное, зарплата родителей – мизерная, и быть на их иждивении уже «почти взрослому» парню было просто стыдно. Узнал об очередном наборе в Ждановский металлургический техникум, где можно получить и среднее образование, и рабочую профессию, да еще и стипендию (кажется, 180руб., что было не таким уж слабым подспорьем для семьи.
Я выбрал сварочное отделение – и стал студентом группы СВ-58 -1.  В ней было только три девушки (до защиты диплома дошла только одна), поскольку «женский контингент» учился, в основном, на отделении КИПиА. Судя по «выпускной» фотографии, выпускниками группы СВ-41 (к тому времени система обозначений групп изменилась)  - стали:

В.Нефедченко
В.Орехов
А.Широбоков
О.Пинчук
В.Бухалов
И.Заболотный
В.Гучек
Л.Лизунов
Л.Литвинов
П.Голубков
И.Шапка
Л.Королёва
В.Приходько
Ю.Солодов
В.Цыбульченко
Г.Киселев
П.Пеньков
И.Андрющенко
Л.Белицкий
В.Меркулов
Б.Кузьменко
И.Васичкин
В.Тараненко
И.Редькин
В.Караянов
 
Классными руководителями у нас были: вначале Леонид Иванович Хииш, а после него – Христофор Иванович Будыка. Неизменным старостой группы был Иван Редькин. Сейчас, по памяти, уже могу назвать не всех преподавателей за четыре года учебы, поэтому вначале перечислю запечатленных на «выпускной» фотографии (не по должности, а слева направо и сверху вниз):

О.П.Никитина, Б.Т.Авраменко, Х.И.Будыка, Л.Г.Поляков, В.Д.Воробьев, А.Т.Аннин, В.А.Зарецкий, А.И.Загнойко, В.А.Сидоренко, А.П.Лихонос, В.В.Белоусов, Н.П.Макаренко.

Кроме них, запомнились преподаватели: электротехники – Ирина Михайловна Будыка, химии – Галина Николаевна Савельева, физвоспитания – Изидор Иьич Трима, военной подготовки – Леонид Иванович Головин, математики – Виктор Ти-мофеевич Грицунов.Запомнились также завхоз техникума Е.Г.Аннина («гроза маль-чишек», уважительно называвших ее за глаза «баба Женя»), и все внимательные, доброжелательные работники библиотеки, в особенности – Клара Федоровна Янкова - молодая красавица, младший брат которой учился  с нами на одном курсе. 

… Четыре года учебы в техникуме – были, пожалуй, лучшим периодом в нашей жизни. Наряду с изучением серьезных дисциплин, прохождением практики в сварочной мастерской, мы активно участвовали в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, во всех мероприятиях, проводимых райкомом и горкомом комсомола, в то числе, нам посчастливилось побывать на сцене только построенного городского драмтеатра еще при подготовке к его открытию, потрудиться на ударной стройке стана 1700 на заводе «Азовсталь», каждый год по целому месяцу жить и работать в подшефных колхозах. А с каким энтузиазмом мы ждали регулярных вечеров отдыха и, особенно, Новогодних вечеров. В такие дни в стены техникума стремилась попасть чуть не половина молодежи города.
Запомнились и некоторые «курьезные» случаи. Вот только некоторые из них:
- Когда мы в 1958 году впервые попали в актовый зал техникума (директором техникума в то время была еще Клавдия Георгиевна Донцова) – сцену украшал солидных размеров гипсовый бюст И.В.Сталина на постаменте. Через какое-то время, при очередном общетехникумовском собрании, войдя в актовый зал, мы увидели на полу этот бюст, разбитый вдребезги. Вначале подумали, что это мелкое хулиганство, а позже узнали, что это была директива партийных органов об окончательном «развенчании культа личности Сталина»;
 - однажды во время производственной практики нам поручили покраску въездных ворот, расположенных справа от парадного входа в здание техникума (то ли суриком, то ли еще какой-то масляной краской рыжего цвета). Мне досталась одна из стоек крепления ворот, изготовленная из трубы большого диаметра и довольно большой высоты. Воспользовавшись деревянной лестницей, мы с напарником (уже не вспомню, кто это был) договорились красить по очереди (один, с лестницы – красит, другой, внизу – держит лестницу). Когда была моя очередь красить, я, «проявив находчивость», чтобы одна рука была свободна, установил банку с краской в небольшое углубление вверху трубы и только окунул кисть в банку с краской, как лестница ушла из-под ног, я полетел на землю, опрокинув банку себе на голову… Оказывается, мой напарник отвлекся и убрал ногу, служившую упором для лестницы.  Меня с закрытыми глазами проводили в мастерскую и там, под всеобщий хохот, мыли мне голову каким-то едким растворителем. Мне, конечно, было не до смеха, еще несколько месяцев после этого мои волосы были ярко-рыжего цвета…

Запомнилось и знаменательное событие… 12 апреля 1961 года мы, выйдя на перемену между лекциями по электротехнике, услышали по техникумовской трансляции сообщение ТАСС о первом полете человека в космос.
Для нас это было полной неожиданностью, началось всеобщее ликование, наверно, похожее на вызванное сообщением Левитана об окончании Великой Отечественной войны…

После окончания техникума, я был направлен Сталинским Совнархозом на Макеевский металлургический завод.В отделе кадров ММЗ произошел еще один курьез. Кто-то из чиновников перепутал профессию электрогазосварщика с профессией сварщика на нагревательных колодцах, то есть, термиста. А рабочие моей специальности ММЗ были, практически, не нужны. Меня направили во вспомогательный цех, так называемый «Металкуст», который занимался ремонтом оборудования по всему заводу. Там я проработал несколько месяцев, мало прибавив к своей квалификации, поскольку иногда приходилось взбираться на «свечу» доменной печи, с рулоном сварочного кабеля на плече, только для того, чтобы приварить одну крохотную планку и снова спуститься вниз. В то же время, на «Азовстали»  очень нужны были электросварщики. Пришлось, опять через Совнархоз, оформлять перевод на «Азовсталь», где я и проработал около года, до призыва в армию. Перед этим я успел сдать вступительные экзамены в Ждановский филиал Одесского Института Инженеров Морского Флота (ОИИМФ) и немного отучиться на первом курсе вечернего отделения кораблестроительного факультета.

Служить мне довелось три года. Год в городе Переславле-Залесском Ярославской области, в сержантской школе связистов, где я выучился на радиста и был направлен, в качестве командира отделения узла связи ракетного дивизиона, в город Шадринск Курганской области. Дослужился до помкомвзвода, воинское звание – сержант.
 
После демобилизации я намерен был вернуться на «Азовсталь», но в отделе кадров мне посоветовали лучше обратиться в ЖЗТМ (Ждановский завод тяжелого машиностроения). Посовещавшись с однокашниками по техникуму, уже работавшими в Специальном Конструкторском Бюро ЖЗТМ, я пошел в отдел кадров и попросил меня направит в СКБ. Учитывая мою службу в ракетных войсках, процедура оформления не заняла много времени. В этом подразделении (позднее оно именовалось СКО, КСКТБ, ГСКТИ), а точнее, в КО-1, я проработал до 1990 года, пройдя путь от старшего техника-конструктора до заместителя Главного конструктора. При этом мне посчастливилось заниматься ракетно-космической тематикой, побывать на космодромах, в частности, и на Байконуре, откуда в 1961 году стартовал в космос Ю.А.Гагарин…

После реорганизации подразделения в 1990 году, я по переводу, в течение двух лет работал Главным конструктором проекта в СКТБ «Автосварка», а в 1992 году вернулся на «Азовсталь» ведущим инженером Кислородного цеха, где и прорабо-тал до ухода на пенсию в 2008 году.

Еще в техникуме я увлекся настольным теннисом и футболом.Это увлечение осталось на долгие годы. каждую субботу футболисты-любители с разных предприятий, собирались на «группу здоровья». У меня сохранилось фото, на котором рядом со мной в то время, кажется, аспирант, а ныне – ректор ПГТУ Вячеслав Волошин.

Вот уже в течение я увлекаюсь стихосложением, а в последние годы и поэтическими переводами на русский и украинский языки. Был призером Международных конкурсов переводов. Для интересующихся поэзией даю электронный адрес моей авторской страницы http://www.stihi.ru/avtor/golubkov44.

Я женат с июля 1967г, в 2012 году, одновременно с 50-летием окончания техникума, буду отмечать и 45-летие супружеской жизни.В семье у нас – «мини-династия» сварщиков. Мой старший сын, Владимир, в 1987г окончил этот же техникум, переименованный к тому времени в Индустриальный.Младший сын, Сергей, в 2000г окончил сварочный фа-культет ПГТУ.Сейчас у меня подрастает и внук - Александр Владимирович Голубков… Чем черт не шутит?.. Может, династия сварщиков и продолжится…

 Сам я, после закрытия Ждановского филиала ОИИМФ, перевелся на вечернее отделение  ПГТУ. Поскольку на сварку не было мест – пришлось окончить в 1972г. факультет «Технология машиностроения». Но по сей день не могу спокойно смотреть на огонек электросварки, и всегда с теплотой вспоминаю родной техникум, о котором мне напоминает и «Памятный диплом», полученный в 1982 году на встрече в честь 20-летия окончания техникума…

   
P.S. Надеюсь, такой вариант воспоминаний сможет стать одним из экспонатов музея колледжа ПГТУ (который для меня попрежнему остается Ждановским металлургическим техникумом…)
В дополнение к уже врученному поздравлению со 110-летием - короткий стих (под «07» Владимира Высоцкого):
 
Для меня спешка лет – вне закона.
И, хоть старость стучится ко всем,
Как Высоцкий за диск телефона,
Я хватаюсь за вечность «тех» тем:

Техникум?  Здравствуйте! Мы давно знакомы.
С Вами новых встреч – я жду, дыханье затая!
Быть не может, чтоб забыли, я ведь здесь – как дома!
Наконец мы встретились... Ну, здравствуй, - это я!..

Дай же, Бог, чтобы и на последующих Юбилеях – все мы, оставшиеся в живых, имели возможность встретиться с однокашниками, пусть с трудом, но узнать друг друга и вспомнить то прекрасное время, когда мы были молодыми…

Большое спасибо всем организаторам встречи!!!

Ноябрь 2011г.                П.Голубков

P.P.S. Экземпляр этих воспоминаний вместе с фотографиями был передан председателю профсоюзного комитета техникума. Сейчас решил опубликовать их к 115 годовщине техникума. Вдруг откликнется кто-то из редеющих рядов моих однокашников...

Апрель 2016г.                П.Голубков


Рецензии