Я всем, кто прошел со мной этот путь, безмерно бла

Кремлев Валерий Васильевич 37 лет проработал в Обществе «Газпром трансгаз Югорск», из них 26 лет - начальником Краснотурьинского ЛПУМГ. Человек уважаемый, даже, несмотря на то, что был сторонником командно-административной системы управления, а значит высокой дисциплины, исполнительности. При этом Краснотурьинское ЛПУМГ по производственным показателям занимало лидирующие позиции не только в своем регионе, а и в Общества, а также и в спорте, и в художественной самодеятельности, и во многих других направлениях деятельности. Валерий Васильевич всегда придерживался традиций, формировавшихся с самого образования этого филиала – 50 лет назад. В их числе – новаторство, школа кадрового состава. И сегодня, когда появилась возможность встретиться с ним, мы постарались наш разговор выдержать в рамках событий, плотно связанных с его биографией и историей предприятия.



Становление

В 1972 году, став дипломированным инженером Уральского политехнического института (ныне УрФУ) по специальности турбиностроение, Валерий Кремлев был призван в армию. Два года отслужил в Группе Советских войск в Германии командиром взвода и заместителя командира роты по технической части. Справлялся со своими обязанностями хорошо, рота была правофланговой в батальоне. Но, когда в конце службы ему предложили остаться в армии, с повышением должности и в звании, отказался. Мечта работать на турбинном оборудовании перевесила.

Устроился работать в Краснотурьинское линейно-производственную диспетчерскую станцию (ныне ЛПУМГ) машинистом технологических компрессоров. Здесь в 1974 году один компрессорный цех работал, и шла пуско-наладка второго. 

«Начальник ЛПДС Георгий Васильевич Крылов сразу же предложил мне должность диспетчера, но я сразу же отказался, мол, сначала нужно все потрогать руками, - вспоминает В.В. Кремлев. – Он похвалил за это, но долго проработать машинистом технологических компрессоров во втором цехе он мне не дал, не хватало инженеров. В одной смене со мною работали машинист Анатолий Робертович Хориков (ставший потом главным инженером Краснотурьинского ЛПУМГ), Виктор Николаевич Озорнин (он через некоторое время возглавил Карпинское ЛПУМГ) и Николай Петрович Логинов (позже ставший начальником КС). 

Когда я был назначен диспетчером, - продолжает рассказывать В.В. Кремлев, - наш филиал уже эксплуатировал три газопровода - Игрим-Серов, СРТО-Урал и Надым-Пунга-Нижняя Тура. В одном цехе установлены 5-ти мегаваттные машины, во втором – 6-ти, в третьем, строившемся - 16 МВт – ГТК-16. Это были головные образцы Свердловского турбомоторного завода. 3 машины работало у нас и 4 - в Пангодинском ЛПУМГ. В них было много недоработок, после останова плохо запускались. Но у нас был прекрасный специалист Есаулков Вениамин Валентинович, инженер по ремонту, который довел их до ума, и они пускались с первого раза.

Пуск цехов шел один за одним и везде были различные газоперекачивающие агрегаты - ГТК-10-4, ГТН-16, Джон Браун и АЕГ-Канис 25МВт. Чтобы в трудную минуту персонал мог оперативно управлять любыми

агрегатами, мы через некоторое время их переводили в другие цеха, чтобы они набирались опыта в управлении ими. 

Так получилось, что и по карьерной лестнице в Краснотурьинском ЛПУМГ инженерно-технические работники поднимались быстро. Кадры нужны были «Тюментрансгазу» и инженеры один за другим забирались на строящиеся компрессорные станции, на вышестоящие должности. Начальник компрессорного цеха Юрий Федорович Федяков, стал начальником Ивдельского ЛПУМГ, я в 1976 году заменил его, стал начальником КЦ №1-2. В 1975 году начальник ЛПУМГ Георгий Васильевич Крылов ушел в Белый Яр, стал начальником Казымского ЛПУМГ. Исполнял обязанности начальника Краснотурьинского ЛПУМГ Владимир Михайлович Полыгалов. В 1977 году в Краснотурьинске было создано производственно-техническое предприятие, как отдельный филиал «Тюментрансгаза», и он, Полыгалов, как ремонтник, был назначен его директором. А Клюшника Виктора Алексеевича, начальника ГКС, назначили начальником нашего ЛПУМГ.

В том же году главный инженер ЛПУМГ Анатолий Николаевич Штро был переведен в аппарат управления «Тюментрансгазом», а я был назначен на его место главным инженером Краснотурьинского ЛПУМГ». 

«В 1981 году было введено новое Уренгойское газовое месторождение и началось строительство газопроводов и компрессорных цехов – Уренгой-Новопсков, Уренгой-Центр1 и Уренгой-Центр 2, Уренгой-Ужгород. Опытные специалисты с уже эксплуатирующихся цехов переводились на новые, чтобы контролировать монтаж оборудования, и если возникали какие-то вопросы реагировать на их решение.

Когда начался ввод в эксплуатацию уренгойских газопроводов, я курировал ввод линейной части, когда их строительство завершилось, я взял под контроль строительство и пуско-наладку компрессорных цехов. 

«Нам повезло, что строили эти цеха подрядные организации Министерства энергетики. У них была высокая культура производства, и они не оставляли после себя недоделок». 

Рассказывая о том периоде из своей жизни, Валерий Васильевич посвящает некоторое время характеристике людей, которые работали вместе с ним. Много добрых слов сказал в адрес начальника ЛЭС Николая Федоровича Федорова и работавших под его началом Викторе Федоровиче Кургузове,  Александре Шарыпкине и других. О начальнике КИП Евгении Ивановиче Охорзине и его подчиненных – Владимире Викторовиче Пенькове, Владиславе Николаевиче Кислицине.  О начальнике ГКС Зиновии Михайловиче Гринберге, и его коллегах - Анатолии Робертовиче Хорикове, Евгении Николаевиче Никулине, Михаиле Ивановиче Тетерине, Анатолии Михайловиче Чусове, Сергее Ивановиче Кистанове, Андрее Владимировиче Сажине и других. О службе энерговодоснабжения, которой руководил Владимир Иванович Лазаренко, и его коллегах. О Кузнецове Владимире Афанасьевиче, начальнике диспетчерской службе и его коллегах – Окулове Юрии Петровиче, Дурыманове Сергее Алексеевиче, Горбунове Вадиме Геннадьевиче.

«И каждый из них это был специалист с большой буквы, независимо инженер это или рабочий, - сказал Валерий Васильевич».


Север

«В 1983 году Григорий Николаевич Поляков, начальник Надымского УМГа уговорил меня перевестись главным инженером строящегося Правохеттинского ЛПУМГ, - вспоминает В.В. Кремлев. - Там вводился компрессорный цех, нужно было создать коллектив, обучить его. Начальником ЛПУМГ был назначен Василий

Павлович Брыжахин, но он не имел того опыта по пуску новых цехов, и я это направление должен был взять на себя.

Мы с Владимиром Петровичем Косачевым, главным инженером «Тюментрансгаза», прилетели в Надым, переночевали, а потом с Поляковым  и его командой - в Правую Хетту.

Первый цех еще не работал, шла пуско-наладка его оборудования. Мы провели испытание «гитары» (технологические трубопроводы обвязки компрессорной станции), выявились недостатки. Чтобы их устранить, нужно было провести 12 огневых работ, в том числе в «колодцах» - врезку «карманов» для датчиков температуры. Сварщики побоялись выполнять эти работы, так как «гитара» уже была заполнена газом. Что делать?

Я бросаю в колодец кабель под напряжением, искра есть, а взрыва нет. Я слез в него, зову к себе сварщика, он варит, я стою рядом. Таким способом за ночь выполнили все огневые работы.

Утром прихожу в столовую на завтрак, и Поляков, выслушав меня, сказал своим инженерам из УМГа, чтобы они собирались с вещами и шли к вертолету. Кто-то из них поинтересовался, кто же останется тут. А Григорий Николаевич говорит, Кремлев. У него это седьмой цех, который будет пускать, так что теперь он за этот участок спокоен», - смеется Валерий Васильевич.   

«Я с 13 ноября 1983 г. как прилетел на строящийся Правохеттинский компрессорный цех, так до 31 декабря этого же года в поселке и не появлялся, - продолжает рассказывать Валерий Васильевич. - Спал на КС, специалистов не хватало, следил за монтажом и пуско-наладкой оборудования. Когда пустили первый агрегат, спрашиваю у машинистов: «Сменных инженеров среди вас нет?» «Нет», - говорят. «Значит, я им буду. А машинисты есть?» «Да, - говорят, - с 6 разрядами». Это меня успокоило. 

Ночью запущенный агрегат ГПА-Ц-16 остановился. Первый и второй кран не пошел. Тогда я говорю машинистам, давайте отключаемся на пылеуловителях и на АВО газа, и стравливаем газ, пока я не разберусь с кранами и их не переставлю. Потому что газ не может долго в контуре находиться, выдавливает масло. А они говорят, а где это, мы и не знаем. Вот такая история!

Я бегу на узел подключения, открыл проходной кран №20, чтобы газ шел на другую компрессорную станцию. Закрыл краны №7 и №8, начал стравливать газ и вернулся в цех – первый и второй краны закрыл, 5-й открыл, газ стравил с контура, побежал опять на узел, начал запускать всю «гитару». Запустил, загрузил, 7-8-й краны открыл, побежал в цех, чтобы запускать эту машину. Набегался!

Потом спрашиваю у ребят, как же так, у вас 6 разряд, а вы ничего не знаете? А Брыжахин мне говорит, люди же приехали деньги зарабатывать. Я говорю, так и дали бы им по маленькому разряду. А тот в ответ: «Ни кто не хочет мало зарабатывать. А без людей мы не сможем компрессорную станцию эксплуатировать, осталось их этому научить». Тоже верно. Вот такие перед нами ставила жизнь задачи.

В каждой службе было по 1-2 толковых кадра, остальных учили. Я всегда старался людям рассказывать все, что знал». 

«Только первый цех запустили, а здесь трассу нужно принимать, - продолжает рассказывать Кремлев. - Приезжает за мной на промплощадку УАЗик. Водитель, такой крупный и взрослый мужчина, в приказном порядке говорит мне, чтобы я поехал с ним и принял 25-ти километровый участок газопровода. Там для очистки трубы, строители готовились поршень запускать, и мне нужно было эту операцию проконтролировать. А водитель УАЗика оказался непростой, это был

самый знаменитый в то время управляющий строительным трестом, герой Социалистического труда Девятов. 

Приехали с ним на крановый узел, подали газ на камеру, много свищей. Спрашиваю, сколько поршней готовитесь запустить? Он говорит, один. Я возмутился, так как камера предусматривает три запрессовки. Тем более одного поршня не хватит, чтобы вычистить трубу от скопившегося в ней во время монтажа песка, грязи. И к тому же хвост трубы не пригружен. Значит, когда будет выходить поршень, конец трубы может бросать в разные стороны и она сломается. Ко всему этому они не смазали внутреннюю часть конца трубы, чтобы возгорания не произошло. Нельзя же забывать, что, когда металлический поршень идет по трубе, он искрит, и из-за этого может загореться газ. 

Ну, все говорю, готовьте трубу к испытаниям, а меня отвезите назад. Тот обозлился, по рации звонит Полякову. А Поляков ему говорит: «…Вот раз Кремлев сказал, что нужно сделать, значит так и делай, и больше мне не звони». 

Отвез он меня, молча. Зато после этого уже прислушивался. Если что не так, без разговоров выполнял».

«В Правохеттинском ЛПУМГ стал собираться коллектив из грамотных специалистов. Среди них были Александр Иванович Угрюмов, Александр Сергеевич Горячев, Леонид Францевич Крушельницкий, Юрий Михайлович Пилип и другие».


Выборы

В 1985 году Валерия Васильевича назначили начальником Краснотурьинского ЛПУМГ.

«В этот момент здесь вводили два импортных цеха. Такой я пускал  на КС Правохеттинской, опыт уже был, так что сильно не переживал, - вспоминает В.В. Кремлев. – За работой время быстро летело. А через три года я прошел выборы. 

В 1986 году в Советском Союзе коммунистической партией была объявлена перестройка. Ее реформы коснулись демократизации общественно-политического строя. Плановая экономика переходила на рыночные отношения, была разрешена коммерция. Трудовые коллективы получили право демократическим путем выбирать директоров предприятий. 

В ЛПУМГ создалась инициативная группа. Нашли двух кандидатов - связиста Олега Нестерова и начальника ГКС Александра Шеффера. И мне предложили, чтобы я выдвинул свою кандидатуру. Я с обиды отказался от этого, мол, если вы готовитесь к выборам, значит, хотите другого начальника и участвовать в выборах не буду. Поеду на Север работать, вы за меня не переживайте.

На собрании отчитался перед коллективом, пожелал им хороших выборов, и направился к выходу из зала. Но меня люди задержали и попросили остаться. 

Прошло голосование и объявляют, что за Кремлева проголосовали 99,9 %. Вот так по новому Закону меня избрали начальником Краснотурьинского ЛПУМГ».


Испытания на прочность


С 1988 года по 1995 год на 25 километровом участке магистральных газопроводов южнее г. Краснотурьинска произошло 16 разрывов. 

«К счастью разрывы происходили не в жилых зонах, никто не пострадал, - вспоминает Кремлев. – Расследованием этих аварий занималась правительственная комиссия с представителями научных институтов, Газпрома. Нашей вины в этом не было, защищенность магистральных газопроводов

отвечала всем нормативным требованиям. Одной из причин было выявлено то, что стресс-коррозия металла трубы происходила из-за нехватки в нем некоторых компонентов, добавка которых была упущена Х-м трубным заводом.

Но этот процесс изучения сложившейся проблемы для всех нас был очень тяжелым и неуправляемым. И не стоило забывать того, что, несмотря на опасность, нужно было нашим коллективам выезжать на трассу для обслуживания кранов, ЭХЗ, связи. Тогда генеральный директор Г.Н. Поляков решил, всем кто работает на этом участке трассы зарплату поднять в три раза. Но и это не всегда выручало, многие люди боялись. Звонили их жены, с плачем спрашивали, что вы творите, а если взорвется. Мы, руководство ЛПУМГ ехали вместе с ними на трассу, работали и возвращались назад. Повезло, все остались живы и здоровы.

В конечном итоге всю трубу, находившуюся на этом участке, было принято решение заменить на трубу фирмы «Миннесман» с базовой изоляцией. Началась реконструкция МГ, которая проводилась рядом с работающими газопроводами. Страшно было. Проводили гидравлические испытания с давлением до 105 кг. За этот период произошло 36 гидравлических разрывов трубы. 18 из них - на МГ «Уренгой-Центр 2». Руководство растерялось и приказало остановить ее испытания. Я рискнул провести их в последний раз, труба выдержала.

За это мне сильно досталось от Г.Н. Полякова, но потом, когда это известие вышло наверх в Газпром, он защитил меня. И этот участок проработал до своей последующей реконструкции без разрывов.

В том же периоде «Тюментрансгаз» объявил конкурс о создании внутритрубного дефектоскопа, - продолжает рассказывать Кремлев. - Первый в мире был разработан для нас в Германии. Он был сложен в эксплуатации, так как по трубе передвигался в воде - полтора километра ее заливали перед поршнем и два километра после него. Когда расшифровали результаты – ахнули, дефектов было много. По этим результатам мы провели шурфовку трубы и сравнивали показатели. Многие подтвердились.

Дефектоскоп, сделанный в Екатеринбурге, был лучше, его можно было пускать в режиме транспортировки газа. Его в последствии и начали использовать».


Коллектив

«Трудно было уходить на заслуженный отдых, - вздохнул Валерий Васильевич. – Это значит расставаться со своим делом, которому посвятил больше, чем половину своей жизни. Хотя понимал, что так нужно, только надо переболеть, ведь никто меня не гонит отсюда. Все любят и уважают, как и я их.

На проводах много вспоминали. Ведь это мы первые взялись за не просто уборку территории на промплощадке КС, а еще и конкурс объявляли на эстетический вкус коллективов. Выложили дороги для автотранспорта и для пешеходов, на обочинах высадили травку, покрасили все здания и сооружения, убрав с площадки лишние объекты.

Сначала люди это делали нехотя, а потом, когда увидели какая красота получилась, все коллективы служб заболели этим.

Или вот пример, когда идешь в производственно-энергетический блок, нужно через мостик пройти трубопроводы, - продолжает рассказывать Валерий Васильевич. – Взяли хозспособом подняли эти трубопроводы на 3 метра и у нас ровная дорожка получилась в операторную. Не нужно переживать, в мокрую и морозную погоду никто там теперь не поскользнется, переходя по лестнице. Ее нет.

Полигон учебный ЭХЗ сделали своими руками для обучения персонала.

Вы знаете, о своей работе, о людях, с которыми прошел эту интересную жизнь можно рассказывать и рассказывать сутками без перерыва. И я всем им безмерно благодарен».


Рецензии
Иван, здравствуйте!
Поразительного сильного характера человек. В армии себя зарекомендовал на отлично, мог остаться, но пошёл по намеченному пути. Представляю сколько пришлось натерпеться из-за 16 аварий на участке в 25 километров всего за 8 лет. Решение поражает, а масштабы прокладки новой линии с заменой всех труб - то хуже, чем с нуля начинать работы.

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   02.03.2024 19:48     Заявить о нарушении
Сейчвс пишу книгу о них, документальную

Иван Цуприков   02.03.2024 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.