Планета рабов

                Он оставлял возделанную землю. Возделанную планету.
                (Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей)

               История человека – это битва великого зла, стремящегося размолоть зёрнышко человечности.
                (Василий Гроссман. Жизнь и судьба)

               Рабство выбирают, пользуясь свободой, данной каждому человеку. Если человек раб, значит, он сам это выбрал, он сам так решил.
                (Мераб Мамардашвили. Как я понимаю философию)

Прошло почти 80 лет с тех пор, как увидела свет «Планета людей» Антуана Сент-Экзюпери. Сейчас можно констатировать, что образ Земли  как Планеты людей – уже не актуален. Мы живём на Планете рабов.
Сам Экзюпери прекрасно понимал, что к этому всё идёт. И потому не очень-то хотел задерживаться здесь. Его упорные боевые вылеты, несмотря на многочисленные ранения и отсутствие объективной необходимости в разведданных (Экзюпери летал на самолёте-разведчике), очень похожи на самоубийство.
«Цивилизованный» мир давно уже стремится к тому состоянию, которое он принял сейчас. Уже 4-5 тысяч лет тому назад все цивилизации, сколько их ни было на тот момент, использовали труд рабов, и важнейшей своей задачей считали уничтожение человеческого в человеке, превращение его в идеального раба – покорную рабочую скотину, производящую продукты и прибыль.
Эта задача стала главной также и для всех последующих цивилизаций на Земле, и для самой успешной из них на данный момент – Западной (европейской) цивилизации.
Очень точно сказал об этом Василий Гроссман (см. второй эпиграф). Через всю историю т.н. «цивилизованного» человечества красной нитью проходит одна идея – идея уничтожения человеческого в человеке, расчеловечивания его.
Человек, постольку, поскольку он человек, не годится на роль идеального раба. Не годится потому, что на Земле у него есть специфическая задача, миссия. Эта миссия состоит в том, чтобы суметь развить себя, прожить свою, уникальную, человеческую жизнь, состояться в качестве Человека. Стать Человеком.
Именно для этого созданы люди. Сознают они своё предназначение или нет, неважно. Их предназначил для этого их Создатель.
Однако человек – существо свободное. Ему дано право выбора. «Жизнь и смерть предложил  я тебе, - говорит Бог в Библии, - благословение и проклятие…». Раз предложил – то мы вправе отказаться.
Человек – существо странное. Он рождается на свет с определённым потенциалом: возможностью стать Человеком. Но изначально им не является. Самое странное в этом существе, справедливо названном Эрихом Фроммом «самым эксцентрическим созданием универсума», - то, что он сам же и призван себя создать.
Человек сам по себе (ещё не воплотившийся, не состоявшийся – а таковы почти все люди, на протяжении всей известной нам истории) – это всего лишь заготовка Человека. Полуфабрикат. Так вот, изготовить из этого полуфабриката конечный продукт должен сам же этот полуфабрикат.
Это действительно весьма странно.
Однако – вполне логично. Поскольку таков Замысел нашего Создателя. Человек задуман им как свои образ и подобие, как Венец Творения. Всё остальное Творение рабски зависит от своего Создателя, является объектом, по отношению к которому Создатель – единственный Субъект, единственный Творец. Человек же задуман как тоже творческое, созидающее существо. В каком-то смысле – богоравное. Как соратник, как друг Бога.
Но тут есть трудность. Творчество – это свобода. А как сделать свободное существо? Если это существо кто-то сделал каким-то, с уже заданными свойствами, - то оно не будет свободным. Значит, остаётся один выход: само это существо должно себя создать в соответствии со своим собственным свободным выбором. В этом смысле – и это тоже немного странно – у Него (у Бога) не было выбора. Раз он решил создать вот такое существо, свободное и творческое, как и Он сам, - то вынужден был делегировать право выбора себя и своего пути самому этому существу.
Однако, каким образом люди будут очеловечиваться, об этом, похоже, Он не думал. Что тоже логично, потому что это не Его задача. Это задача самих людей.
Однако история человека на Земле оказалась – по крайней мере, до сих пор – совсем не такой, как Ему бы хотелось.
 *  *  *
Какой обработке должен подвергнуться этот полуфабрикат – человек (с маленькой буквы, то есть – пока ещё не очеловечившийся) – чтобы превратиться в Человека? Вернее, какой обработке он должен сам себя подвергнуть?
Надо уточнить: сам себя – это не значит, разумеется, что новорожденный сам себя воспитывает. Сам себя – это не конкретный человек, а человек вообще. Разумеется, люди как существа глубоко социальные призваны помочь друг другу очеловечиться. Без других людей, без их помощи отдельному человеку очеловечиться мало реально. Хотя теоретически и возможно.
Итак, что нужно, чтобы человек превратился в Человека? Какие условия?
1) Нужна безусловная любовь матери (или кого-то, кто её заменяет). Мать радуется своему ребёнку, потому что это её ребёнок. Для неё он уникальное, единственное существо на Земле. Его никто не может заменить. В то же время мать знает, что ребёнок родился не для неё, а для того, чтобы прожить свою собственную жизнь, достичь своих целей – и она готова, когда он окрепнет, отпустить его от себя.
2) Нужна любовь отца (или того, кто его заменяет). Обусловленная, в отличие от материнской. Отец хочет, чтобы его ребёнок стал каким-то, чего-то добился. Тем самым он стимулирует рост, развитие, стремление к определённым целям. Тогда как материнская любовь – без противовеса отцовской – способна разнежить, расслабить.
3) Нужны полноценные человеческие отношения, уже в самом раннем детстве. Отношения как членов семьи (а также племени, рода – всех, кто как-то, пусть косвенно, может влиять на ребёнка) между собой, так и отношения с самим ребёнком. Это дружба, взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка, сотрудничество, а также нравственные и духовные требования друг к другу. То есть группа должны требовать от каждого из своих членов, в том числе и детей, соблюдения нравственных норм и духовного роста (роста самостоятельности, ответственности, смелости и пр.).
4) Нужно представление о жизненных целях и смысле жизни. Человек так устроен, что ему мало знать, как он будет жить: ему нужно знать, зачем он живёт, ради чего (или кого). Такое представление нужно уже довольно маленькому ребёнку.
5) Нужно активное участие в жизни группы, с постепенным ростом сложности тех задач, которые стоят перед ребёнком.
 *  *  *
Что происходит, если многого из названного выше – нет? Допустим, нет полноценной семьи. Скажем, в первобытном обществе её не было как таковой. То есть – дети не знали своих биологических отцов, отцы не участвовали в их воспитании. Сейчас институт семьи совершенно разложился. Семьёй считается всё что угодно, по чисто формальным признакам. Мужчина и женщина «расписаны» и живут вместе – вот и семья. Неважно, любят ли они друг друга. Неважно, какие у них отношения. Может быть, это по сути совершенно чужие люди. Не имеет значения. Общество не интересуется этим. Хотите – рожайте. Можно и без всякой семьи родить. Можно родить – и тут же отказаться от ребёнка (хотя за выброшенного котёнка можно привлечь бывшего хозяина к уголовной ответственности по статье о жестоком обращении с животными, но за выброшенного ребёнка – если при этом женщина написала официальный отказ – привлечь  к ответственности нельзя).
Итак, если ребёнок вырос в ненормальных условиях, не зная в детстве человеческих отношений, без отца и т.п. – то что получится? Человека не получится.
Получается, опять-таки, очень странное существо. Не умея любить и дружить, оно хочет господствовать, властвовать – и потреблять. Не видя в жизни смысла, пытается компенсировать его отсутствие гедонизмом.
Такое искалеченное существо крайне опасно для других людей, так как стремится подчинить их себе и заставить работать на себя. Эти ублюдки, не умея получать удовлетворение от жизни человеческим способом (благодаря конструктивному самоутверждению, духовному росту, осмысленности своей жизни, человеческим отношениям с людьми), пытаются получать его скотским, биологическим, способом. То есть – использовать себе подобных для своей выгоды, как они её понимают. Это категорический императив, прямо противоположный кантовскому: человек – это всегда средство. Он нужен для меня, для моей выгоды. Понимают они свою выгоду просто: мне хочется иметь как можно больше материальных ценностей и занимать в социуме как можно более высокое положение.
Теперь спросим себя: где, в каком обществе, серьёзно относились к развитию и воспитанию детей в раннем детстве? То есть: запрещали рожать – если для этого нет условий (нет любящих родителей, прежде всего)?
Ответ: никогда не было такого. И нет.
Каков процент ублюдков – детей, не знавших в детстве нормального воспитания, настоящих человеческих отношений – сейчас, и каков он был в исторические времена – точно сказать, разумеется, невозможно. Но приблизительно оценить можно. Их всегда было больше 90%. А в первобытном обществе, где, повторяю, института семьи не было вовсе, - видимо, близко к 100%.
Больше 90% - это чрезвычайно осторожная оценка. Вероятно, что больше 99%. И сейчас. И прежде.
Потому что все условия, необходимые для развития из человека Человека, могли и могут сложиться только случайно. Ни одно общество, ни одно государство никогда не уделяло этому ровно никакого внимания. А случайно все эти условия не складываются почти никогда.
За всю свою жизнь я почти не встречал таких детей, которые жили бы в условиях, максимально соответствующих задачам их человеческого развития. А я педагог: всю жизнь работаю с детьми.
Детей же, которых самым невероятным образом калечили – чаще всего, их родители, – я видел сотни.
  *  *  *
Итак, мы имеем изначальное преобладание (причём, это подавляющее преобладание) в человеческом обществе недоделанных ублюдков, полуфабрикатов, так и не ставших конечным продуктом, – и уже не стремящихся им стать.
Эти патологические существа хотят сделать других людей своими рабами. На самом деле это стремление не связано с достижением рациональных целей. Это просто попытка придать себе иллюзорную значимость, так как подлинной человеческой значимости – нет, и путь к ней не виден или закрыт (самим собой закрыт, прежде всего).
Конечно, стремление сделать так, чтобы другие работали на меня, стали моими вещами, моей собственностью, - как-то рационализируется. Нужно эффективное производство. Экономический рост.
Правда, если мы спросим себя: а человек для экономики? Или экономика для человека? – то всё становится на свои места.
Но рабы не задают себе таких вопросов.
  *  *  *
Стремятся сделать окружающих своими рабами – то есть, фактически, своими биологически живыми вещами – почти все, но не все имеют такую возможность. Ведь рабов нужно много, а господ – всегда сравнительно мало. Но такое стремление внутренне понятно самим рабам (им в глубине души хочется того же самого).
Вот почему в последние 4-5 тысячелетий происходило огромное количество бунтов рабов против господ, но суть их всегда сводилась к недовольству рабов тем, что рабы – именно они, что они – не господа, - а не рабством как таковым. Рабы не понимают, что возможно что-то иное, кроме рабства.
Если бунт (это называют «революцией») оказывается удачным, то есть рабы свергают господ, то они сами становятся господами – и всё идёт по-прежнему. Так как по сути они ничем не отличаются от тех, кого свергли.
  *  *  *
Сначала общество, построенное на рабстве, пользовалось очень грубыми и примитивными методами: это насилие, запугивание и т.п. До сих пор есть общества, где эти методы используются (например, КНДР и, отчасти, Россия – такие страны, но есть и другие, хотя они давно не в большинстве).
Однако эволюция методов расчеловечивания человека, превращения его в Идеального Раба, привела к любопытным результатам. От грубого насилия и запугивания – отказались. Выяснилось, что окончательное расчеловечивание человека в условиях насилия и запугивания невозможно. Это неэффективные методы.
Почему? Потому что в этом случае возникает внутренний протест, пусть и подавленный, не выходящий, как правило, наружу, не проявляющийся в поступках. Внутренне такой раб не принимает своего рабства, он недоволен им. Его недовольство – это симптом его несовершенства как раба.
Наиболее эффективными методами расчеловечивания оказались другие. Сейчас их называют «либеральными». То есть человекообразному существу даётся некая внешняя свобода: например, свобода передвижения, свобода выражения своего мнения, свобода голосования и пр. Путём мощной внушающей обработки существа убеждают в том, что в этом и состоят их права.
На самом деле главное право человека – это право стать Человеком. Разумеется, этого права рабы лишены. Но так как они и сами к этому не стремятся, то не чувствуют себя ущемлёнными.
Оказалось, что полное расчеловечивание человека возможно только тогда, когда сам этот человек отказывается от Человека в себе. То есть – когда он сам себя расчеловечивает, по своему собственному выбору, добровольно.
Оказалось, что несложно создать такие общественные условия, в которых почти все люди делают такой выбор.
Что это за  условия? Мы их знаем: мы в этом обществе живём. Это Общество Потребления: самое страшное создание человеческого безумия за всю, пока нам известную, историю человечества.
Это лишение человека полноценных человеческих отношений – почти  с  самого рождения: за счёт разрушения семьи, за счёт изымания детей из семей в обязательные для посещения государственные детские сады, где дети вынуждены находиться почти целый день вместе с чужими им людьми, за счёт изматывания родителей нетворческой, рутинной, но в то же время отнимающей почти всё их время и все силы, работой, за счёт всеобщей педагогической и психологической дикости, фактического табу на знания о воспитании, развитии человека и мн. др. Это лишение человека смысла жизни, так как большинство людей в одиночку не способно его найти, а социум предлагает лишь какие-то эрзацы. Это лишение общения, погружение в страшное одиночество, мучительное для человека.
В то же время предлагается множество приманок, соблазнов. Если ты хороший раб, ты будешь социально защищён и материально обеспечен. Правда, только в богатых странах, живущих за счёт экономического ограбления бедных стран. Ты можешь весело развлекаться: путешествовать, например. Все современные рабы – путешественники почище Миклухо-Маклая. Многие годам к 40 успевают изъездить весь мир, ни на секунду не задумавшись при этом: а зачем это нужно?
Оказалось, что таким образом организованное общество достигает прежде никогда не виданного уровня расчеловечивания человека. Люди больше не бунтуют. Они довольны своей жалкой участью.
Однако этот успех иллюзорен.
 *  *  *
Нельзя не признать: Общество Потребления – самый совершенный из всех рабских социумов.
1) Достигнуто прежде непредставимое и невиданное: уничтожено культурное разнообразие человечества. Все т.н. «цивилизованные» народы теперь придерживаются тех же ценностей, норм поведения, ведут тот же образ жизни –  навязанный им Обществом Потребления. Так живут в Японии (когда-то - исключительно своеобразной стране), в Китае, в Африке, в России – где угодно. Иные культуры исчезли или исчезают на наших глазах. Дело в том, что разные ценности мешают получать Большую Прибыль. Один ценит одно – другой другое. Но так нельзя. Все должны ценить превыше всего Максимальное Потребление, чтобы можно было получать Максимальную Прибыль.  Однако уничтожение культурного разнообразия человечества – это мина замедленного действия. На самом деле в условиях отсутствия разных культур человечество не может жить и развиваться, это остановка в развитии, смерть культуры. А без культуры – люди жить не могут, так они устроены. Прибыль действительно получается максимальной – но тут не учтена сущая мелочь: природа человека.
2) Никогда ещё люди не были так одиноки. Они заперты в клетушках своих городских квартир, почти ни с кем вживую не общаются. Это тоже большое достижение Общества Потребления. Ведь состояние вчерашнего студента Марка Цукерберга оценивается в 45 млрд.  долларов. Это годовой бюджет небольшой страны, вроде Гондураса. А Марк Цукерберг ничего не сделал в жизни, кроме того, что создал в Интернет социальную сеть – Фэйсбук. Но измученные чудовищным одиночеством сапиенсы ринулись в виртуал, где они пытаются эрзац-общением хоть как-то компенсировать сосущее ощущение своей заброшенности и никому ненужности. За счёт чего и навариваются эти миллиарды долларов. Всё здорово – но опять-таки природу человека забыли. Человек не может бесконечно терпеть одиночество. Так он устроен. Раз нет полноценного общения, то люди обычно выходят из положения, сбиваясь в воинственные стаи под какими-то дикими лозунгами, – как это было при Гитлере. Пусть нет коллектива – но хотя бы стая. Выдержать такое одиночество, на какое обрекло человеческие массы Общество Потребления, сколько-нибудь долго, люди не смогут. И никакие социальные сети, никакие отдушины – не спасут.
3) Жизнь людей полностью утратила смысл. Если даже первобытный охотник видел смысл своей жизни: хотя бы в том, чтобы его род, его племя сохранились и крепли, – то современный человек полностью утратил представление о смысле жизни и самый смысл. Он функционирует – и получает за это заслуженную награду (в виде счёта в банке, социальной защиты, медицинской помощи и пр., и пр.) – но зачем всё это нужно, он не знает. У него ещё могут быть какие-то индивидуальные цели – но никаких целей, к которым он стремится вместе с другими людьми, какой-то группой, с которой он себя идентифицирует, у него, как правило, нет. Это замечательно, так как толкает потребителя на путь всё более интенсивного потребления. Надо ведь себя хоть чем-то занять! Поэтому раб покупает новую машину, новый холодильник, новый телевизор, новый, самый лучший, айфон. Это прекрасно, потому что стимулирует производство. Но – природа  человека не учтена. Люди не способны удовлетворяться этим долгое время. Будет взрыв.
 *  *  *
Как видим, Общество Потребления многого достигло. Все виды человеческой деятельности – абсолютно все – в этом обществе превратились в коммерцию. Это здорово! Искусство: литература, музыка, кино, живопись – уничтожены или почти уничтожены. Подлинные произведения искусства сменились подделками, которые может изготовить в массовом порядке почти любая бездарь. Это здорово, потому что эти произведения – товар, от продажи которого поступает прибыль. Так легче получить максимальную прибыль.
Правда, не учитывается природа человека. У человека есть потребность в общении с искусством тоже, как и в общении с другими людьми.
Понятно, потребители не осознают того, что их чего-то лишили. Но это неважно. Если человеку внушить, что ему не нужно пить, он не будет пить. Он не будет знать, что такое вода. Он не будет её искать. Однако – он будет мучиться и скоро умрёт.
В Обществе Потребления принято думать, что лишать человека «духовной влаги» можно бесконечно – и это очень удобно, и ничем таким плохим не кончится. Духовно мёртвый – это самый хороший: он лучше функционирует. И чем мертвее люди, чем больше среди них духовно почивших в бозе, чем меньше живых – тем удобнее.
Это тоже ошибка. Это не так.
  *   *   *
Кто такой «человек»? Это существо, находящееся в процессе становления. Здесь, на Земле, этот процесс духовного роста занимает всю нашу жизнь: все 80 или 90 лет, какие нам отпущены.
Кто такой «раб» (или «потребитель», это синонимы)? Это существо, отказавшееся от развития. Духовно мёртвое.
Здесь уместна аналогия.
Что такое «чёрная дыра»? Это бывшая звезда. Потухшая звезда. Раньше она давала свет и тепло. Но утратила такую способность. Теперь она не только не даёт ничего, но поглощает всё (в том числе – свет и тепло), что оказывается в зоне её притяжения.
Хотя чёрная дыра была звездой, сейчас она является объектом по сути своей противоположным и антагонистичным живой звезде. Она умерла. И она так же противоположна живой звезде – как смерть – жизни.
Что такое «раковая клетка»? Это обычная живая клетка, которая по каким-то причинам утратила способность выполнять полезные функции. То есть, допустим: клетка крови потеряла способность переносить кислород – в чём и состоит её функция. То есть она больше ничего полезного для организма не делает. Но – остаётся биологически живой. Ей нужно питаться, размножаться. Она становится паразитом.
Вот и всё.
Она была здоровой клеткой, раньше. Но она умерла. Не биологически – а экзистенциально (если бы мы говорили о человеке, то сказали бы – духовно). Её существование потеряло смысл. И теперь эта бывшая нормальная клетка по сути есть нечто противоположное и антагонистичное, враждебное здоровой клетке.
Точно то же самое можно сказать о рабах (потребителях). Это бывшие люди. Но они умерли. И теперь это существа по сути своей противоположные и антагонистичные человеку. Они так же стремятся уничтожить всех ещё оставшихся на Земле настоящих людей, как стремится раковая опухоль уничтожить все ещё оставшиеся в организме здоровые клетки.
Понятно, самим раковым клеткам такое поведение «представлялось бы» (если бы у клеток были сознание и какие-то представления) вполне рациональным. Это их «враги», мешающие раковой опухоли расти: их нужно уничтожить.
Но мы-то знаем, к чему ведёт деятельность раковых клеток – к смерти организма. То есть – к смерти этих раковых клеток. Потому что они – живые клетки, являющиеся частью этого живого организма. И только до тех пор живы, пока жив сам организм.
Эта закономерность прямо относится к Обществу Потребления. Уничтожая всё специфически человеческое в людях, это безумное общество уверено в своей рациональности – так же, как была бы уверена в этом раковая опухоль, обладай она человеческим сознанием.
Мы уничтожим стремление человека к своей уникальности, и люди станут идеальными винтиками Машины Потребления. Чудесно! Мы уничтожим их стремление к человеческому общению, и они будут проводить полжизни в социальных сетях, а мы – получать Прибыль. Великолепно! Мы уничтожим искусство и подлинное образование – и люди будут покупать грубые подделки, а мы – получать Прибыль от их продаж. Замечательно!
Всё так – но летальный исход неизбежен. Просто сама раковая опухоль об этом не знает и знать не может.
 *  *  *

Крах Общества Потребления будет грандиозным и без огромных жертв не обойдётся. Это убивающее всё вокруг себя безумное общество утащит за собой в могилу ещё многие миллиарды человеческих существ. Но как это будет – я не знаю. Да это и неважно.
Важно то, что это общество обречено.
И значит – тем немногим, кто ещё сохраняет Человека в себе, нужно искать. Искать тот образ жизни, который может удовлетворить Человека. Который помог бы ему стать Человеком.
Беспокоиться об очищении Земного шара от Общества Потребления не стоит. Оно само очистит Землю от себя. У него достаточно для этого сил и средств.
Но что будет потом? Новое рабство? Или всё-таки люди научатся жить по-человечески?
Ответ на этот вопрос открыт. Его никто не знает.
 *  *  *
Последняя книга Конрада Лоренца называется «Убывание человеческого». Пока Общество Потребления ещё пыхтит, пыжится, пытается взбодрить себя, противопоставляя себя архаичным социумам, вроде России, пугая население этими социумами, как детей – Бабой Ягой, хотя на самом деле у Общества Потребления с этими странами нет никаких противоречий, так как это просто устаревшие варианты того же самого рабства. И пока это так – человеческое будет убывать. Людей будет всё меньше. Рабов – всё больше. Всё труднее будет жить здесь настоящим людям.
Но не вечно раковой опухоли торжествовать. Безумие само готовит себе могилу.
А живым нужно жить. И думать о том, что будет дальше.
 *  *  *
Для человека всё решается в детской. Если к 5 годам ребёнок уже основательно искалечен, остаётся одно – убить его. Именно воспитание, развитие – в раннем детстве – это главный вопрос.
Если большинство людей искалечены – так, как они искалечены сейчас, и как было всегда, на протяжении всей истории – то надежды нет. Калеки здоровое общество не построят.
Начинать нужно с детской.
И только тогда, когда детей будут не уродовать, а взращивать в них Людей, - тогда можно будет начинать строить Человеческое Общество.
Бесчеловечных же – мы видели много. Но это – варианты одного и того же безумия. Как бы так устроить, чтобы одним двуногим жить за счёт других. Одним сделать рабами других. Это неинтересно.
История человечества – ещё не началась. То, что было до сих пор и есть сейчас, - это история не людей, а уродов, ублюдков. Безумная, страшная и абсурдная история.
Мне жаль тех, кто её зачем-то изучает, копается в этом дерьме – и гордо именует себя «историком». Не нужно этим бредом себя пачкать.
Нужно создавать другую историю.
Василий Гроссман сказал: «Всё бесчеловечное бессмысленно и бесполезно, существует без будущего, бесследно».
А имеет будущее – только Человеческое в человеке. Только Человек – и Человеческое Общество. Общество Настоящих Людей.
Экзюпери прав: это на самом деле Планета Людей. Но сейчас она – Планета Рабов. Рабы захватили нашу планету. Они оставят после себя разрушенную Землю. Разрушенную планету.
Но так не может продолжаться вечно.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.