Тайна драгоценного булата

Тайна драгоценного булата. Имя Павла Аносова среди русских металлургов ... в семье деда – выдающегося механика-машиностроителя Льва Фёдоровича Собакина.

Имя Павла Аносова среди русских металлургов поистине легендарно. До него все попытки Западной Европы воспроизвести узорчатые булатные клинки и сабли с выдающимися свойствами, которых добивались когда-то в Сирии, Индии или Персии, оканчивались неудачей.

Город Златоуст с его оружейной фабрикой известен у нас не менее Тулы, Ижевска, Сестрорецка, где в XVII–XVIII веках были созданы первые металлургические заводы России. А известностью этой город обязан в первую очередь Павлу Петровичу Аносову.
Он родился в 1799 году, рано осиротел и воспитывался в семье деда – выдающегося механика-машиностроителя Льва Фёдоровича Собакина. В 1810 году его определили в Горный кадетский корпус, который талантливый юноша окончил столь успешно, что получил одновременно большую золотую и серебряную медали.
Попав затем практикантом на Златоустовский оружейный завод, Аносов уже через два года стал смотрителем фабрики, спустя ещё три года – управителем и, наконец, её директором.
В 1820-е годы он публикует научные труды по геологии Южного Урала и термической обработке стали, среди которых «Описание нового способа закалки стали в сгущённом воздухе». Интересы Павла Аносова были чрезвычайно разнообразны: он вёл разведку месторождений железных руд и россыпного золота, изобрёл высокоэффективную золотопромывальную машину, первым в России разработал технологию изготовления огнеупорных тиглей.
Наконец, в 1828 году Аносов поставил перед собой задачу, над решением которой билось не одно поколение металлургов: раскрыть секрет получения булатной стали.
Работа отняла много сил и времени. «Чем более я знакомился с достоинством образцов, – писал Павел Петрович, – тем более убеждался, что первые успехи мои ничтожны и что переход от едва приметного узора до такой крупности, какая замечается на драгоценных клинках, составляет океан, который надлежало переплывать многие годы, не приставая к берегу и подвергаясь различным случайностям».
Тем не менее усилия русского учёногопрактика дали результаты: в 1833 году были выкованы первые желанные клинки. Тайны булата более не существовало! Результаты последних опытов занесены Аносовым в журнал в 1837 году – десять лет упорного труда увенчались блестящим успехом.
Русский булат был изготовлен в златоустовских плавильных печах из златоустовских материалов, руками златоустовских мастеров.
Горный инженер Илимов, обследовавший производство оружейной фабрики, писал об одном испытании булатной пластинки, что «отполированный и закалённый кусок её крошил лучше английского зубила». А знаток булатного дела металлург Чернов в 1868 году утверждал, что лучшей сталью, которая когда-либо изготовлялась где бы то ни было, несомненно, был аносовский булат.
Весь технологический процесс Аносов изложил в труде «О булатах», который вот уже 170 лет является настольной книгой всех отечественных плавильщиков. Его заслуги были признаны российским научным сообществом: именно за эту работу в 1844 году его избрали членом-корреспондентом Казанского университета и почётным членом Харьковского университета.
Русский булат проникает и в Западную Европу. Побывавший в Златоусте известный немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, учёный-энциклопедист Вильгельм Гумбольдт получил здесь в подарок прекрасный клинок и охотничий нож.
Английский учёный Родерик Мурчисон после посещения златоустовского завода в 1841 году пришёл к мнению, что во всём мире нет оружейной фабрики, которая могла бы сравниться со златоустовской в выделке оружия.
В 1851 году русские булатные клинки показывались на выставке в Лондоне. Экспонаты сопровождал помощник Аносова, известный златоустовский мастер Николай Иванович Швецов. До нашего времени дошёл рассказ Швецова о том, как англичане, решив испытать крепость златоустовского булата, рубили русским клинком по английскому. В результате на английском образовалась изрядная зазубрина, а на аносовском – только пятнышко. Гнули клинок из русского булата в дугу – но он выпрямлялся без какой-либо остаточной деформации.
Совершенствовал Аносов и технологию выплавки серебра и меди. Исследуя окрестности Златоуста, он сделал детальное описание геологического строения этой части Южного Урала, составил геологический разрез по линии Златоуст-Миасс, описал месторождения многих полезных ископаемых.
Открытия Павла Аносова в области технологии производства приобрели всемирную известность. До него сталь получали дорогим и длительным двойным процессом: куски железа науглероживали, затем переплавляли в тиглях. Павел Петрович доказал, что можно объединить два этих процесса, так как науглероживание не обязательно требует контакта с углём непосредственно – печные газы тоже содержат углерод. Так впервые в мире была применена газовая цементация металла, нашедшая сегодня широкое распространение.
В 1837 году Аносов осуществил переплавку чугуна в сталь как с добавкой, так и без добавки железа. Он многое сделал в производстве высококачественных сталей, содержащих не только углерод, но и хром, титан, марганец и другие металлы.
В феврале 1847 года Павел Петрович был назначен главным начальником Алтайских горных заводов и томским гражданским губернатором. С помощью выписанных из Златоуста мастеров он попытался наладить производство литой стали на Томском железоделательном заводе и обучить этому местных плавильщиков. К сожалению, технологический прорыв не удался из-за устаревшего оборудования рудников и заводов, неэффективности подневольного труда и косности местных чиновников.
В начале 1851 года в Сибирь для ознакомления с положением дел на Алтайских горных заводах прибыл сенатор Анненков. Аносов направился из Томска в Омск ему навстречу. Не доехав километров двадцати, Павел Петрович был застигнут бураном, возок его влетел в сугроб и опрокинулся. Дверца экипажа раскрылась – и губернатор выпал в сугроб, а на него навалился ещё адъютант, а сверху оба были придавлены чемоданами… Под этой тяжестью путешественники пролежали несколько часов, пока из Омска не догадались выслать людей на поиск пропавших.
Вскоре после неприятного происшествия Аносов почувствовал боль в горле, но несмотря на болезненное состояние всё же сопроводил Анненкова в его поездке по заводам, доехав с ним до Омска. И тут уж серьёзно расхворался. В горле обнаружились нарывы, один из которых и задушил великого учёного.

Булат – железо необычного свойства – был изобретён кастой кузнецов в Гималаях. Оттуда он проник в Пенджаб. Клинки в Индии делались синего или зелёного цвета. Булатные мечи имели узор, напоминающий рисунок ткани. Из Индии сложные способы обработки железа распространились в Сиам и Японию.
Европейцы впервые столкнулись с чудом булатного оружия, когда армия Александра Македонского в районе Пенджаба вступила в схватку с войсками индийского царя Пора. Европейские клинки гнулись после двух-трёх ударов – их приходилось выпрямлять. Индийские же мечи враз разрубали македонские пополам. Лезвие индийского клинка оказалось неправдоподобно острым: оно рассекало в воздухе тончайший платок. На панцире пленённого царя Пора, сделанном из неизвестного белого металла, нельзя было сделать даже царапины.
Булатная сабля не ломаясь сгибалась на 90–120 градусов, тут же расправляясь обратно. Настоящий булатный клинок носили вместо пояса, обматывая им талию. Слитки литого булата привозились из Индии в Сирию, где в Дамаске из них выковывали легендарные клинки.
Увы, в Древней Индии так тщательно прятали секреты выплавки, что в конце концов утратили их совсем. Уже в конце XII века клинки из литого булата самого высшего качества не могли делать ни в Индии, ни в Сирии, ни в Персии. В XIV–XV веках секрет производства литого булата и изготовления из него холодного оружия был потерян окончательно.
В XIX веке учёные-металлурги, в том числе великий Фарадей, неоднократно пытались раскрыть древний секрет. Но удалось это лишь Павлу Аносову. Сохранившийся до наших дней аносовский булатный клинок перерубает гвозди, классически гнётся в дугу и на лету перерубает газовый платок. Однако литой булат после смерти Аносова воспроизвести не удаётся никому, несмотря на оставленный им подробный рецепт.

 

Вадим Лапунов


Рецензии