Бажуки у Тополиного

*** ОТ УТКИНСКОЙ СЛОБОДЫ К ТОПОЛИНОМУ ОСТРОВУ ***

     Путешествовать по Чусовой можно в любое время года, не только сплавляясь весной. Пробираясь по её берегам пешком, на лыжах и велосипеде, я увидел другую Чусовую.
     Ту, которую можно проплыть на лодке по быстрой вешней воде – и не заметить!

     Чусовая всегда была Дорогой, на которой жили люди. Трансконтинентальной дорогой. Вокруг неё всё так и дышит историей – от первых древних племён до первых уральских заводов.

     В окрестностях реки осталась сеть дорог бывшей горнозаводской цивилизации, по которым можно добраться до старинных сёл и деревень, храмов, мостов и пристаней, заводов и плотин. Их остаётся всё меньше. 

     Хотя оказаться там не так уж и сложно. Многим знакома станция Коуровка и дорога до Уткинской Слободы, которая приводит к красивому и необычному храму Георгия Победоносца.

     Нечасто в России встретишь церковь прямо на бойце, возвышающемся над горной рекой!
     Первым сюда переселился в 1651-1652 году Афанасий Иванович Гилев, который основал новую слободу.  Семья первого "садчика" (слободчика) жила в деревне Гилёвой ниже Слободы по течению.

     Чусовая "разрезает" Слободу, делая петлю от устья речки Утки до камня Собачьи Рёбра. За излучиной на правом берегу была казённая пристань, отправившая первый "железный караван" в 1703 году.
     Напротив, с левого берега от Маёвки уходит старая дорога к деревне Каменке.  Через 4 версты она приведёт Вас к плотине на речке Каменке и Каменскому пруду.
     Пильная мельница на плотине была здесь запущена к 1729 году и снабжала Уткинскую пристань пиломатериалом для постройки барок.

     За конторским домом вьётся тропинка на вершины бойца Кукушкина. Устье Каменки на Чусовой дополняет картину каменного великана, обросшего лестницами киношных золотодобытчиков.
     На соседней гряде буравят небо покосившиеся башни деревянного острожка, также построенного для киносъёмок.
     С высоты скал Кукушкина камня видна ленточка Чусовой, убегающая дальше к северу, к Нижнему Селу.

     Дорога от Каменки до Нижнего Села, пожалуй, является наиболее живописным участком чусовских дорог, виденных мной. И она длиной всего четыре версты.

     Люблю я это место. Дорога сначала поднимается по гребню Кукушкина камня, затем спускается к большой луговине у Чусовой.
     На берегу стоит большая "одинокая" берёза. Хочется прислониться к её шершавой коре, постоять под раскидистой кроной и замереть на мгновенье в тишине, нарушаемой только всплесками священной Чуоси.

     Река обтекает таши, которые покрывают её дно каменным "ершом". В июльскую межень камни-таши появляются из-под воды в этом месте. 
     Образуется "мостик", по которому, как кажется, можно посуху допрыгать до Тополиного острова.

     Остров Тополиный – маленькое чудо посередине Чусовой. Он протянулся метров на семьсот, но его ширина едва ли достигает семидесяти метров. Не заметив узкую правую протоку, огибающую остров, можно принять его за правый берег реки.

     На острове растут и дикие тополя. Да, они бывают не только в городе!
     Когда встречается тополиная роща, здесь или у вершин Шунута, это зачастую кажется удивительным.
     Связано ли появление тополей в лесу с человеком? Кто знает.

     Перед южной оконечностью острова Тополей находится устье речки Грязнушки. Это маленькая горная золушка. Её сёстры, Белая Каменка и Медвежка, Большая Сибирка и "вкусная" речка Блинова, тоже родились на восточных склонах Лысой горы, однако получили более "приличные" имена.

     Золушку назвали Грязнухой. Грязнушку пересекает старинный тракт.
Речка здесь ни при чём. В лесу грязи не бывать, пока люди не появятся. Топоним красноречиво напоминает о появлении "цивилизации".
     Месили грязь копыта лошадей, колёса телег, проезжавших речку. Значит, кому-то это мешало. Кто здесь жил?
     Почему деревня Нижняя есть, а название Верхней поблизости не встречается?

     *** БАЖУКОВО ЖИЛИЩЕ ***

     Выше по речке Грязнухе, на левом берегу в километре от устья стоял в советское время скотный двор уткинского колхоза "Лучи коммунизма".

     Где-то здесь или ниже по речке в конце XVII - начале XVIII века был поставлен первый дом.
     Деревню называли Бажуковым жилищем по имени её основателя - Бажука.
     В переписи ясачного населения 1710 года в "волости на Чюсовой реке" названы Бажук Шатрыбаев и его брат Меншик Шатрыбаев.

     В тюркских языках "бажа" означает свояка, мужа сестры жены, и возможно, желанного гостя для главы семьи.
     В уральских говорах "бажук" – это желанное дитя. "Баженый" – значит, баловень, любимец в семье.

     "Бажуткой" жених называл свою милую. Не случайно на Урале известны фамилии Баженовых, Бажовых, Бажуковых.
     Известны и деревни: Бажуки в Воткинском заводе, деревня Бажуки на реке Турке (приток Ирени) близ Кунгура, основанная сотником Бажуком Мамыковым,  и другие.

     О наших Бажуках на Чусовой сохранились предания, будто один из башкир ходил в Верхотурье и там был крещён, получив имя Максим Сирота.
     И что братья его, Бажук и Меншик, не захотели жить с крещёным. Будто Максим Сирота поселился ниже, у камня Шайтан и его дети получили фамилию Скоробогатовых, а позже были закрепощены Демидовыми.
     Деревню, появившуюся у камня Шайтан, стали звать Нижней, а Бажукову деревню - Верхней.
     Правда, по другим данным, Скоробогатовы, поселившиеся в Нижней деревне, были старообрядцами.

     В итоге сложно установить, когда и каким образом деревня разделилась на две.
     В переписи 1719 года на Чусовой уже упоминается отдельно Нижняя деревня из двух дворов, и Верхняя деревня - из трёх, с прозвищами хозяев: Чирков, Балда и Ишей.

     Позже деревня Верхняя исчезла, поколение Бажуков переселилось в Нижнюю деревню. Когда-то там были вогульские угодья и святилища, на это указывает имя камня Шайтан.
     Этим словом крещёные татары и башкиры называли священные для манси места, в которых "идолопоклонствовали" прежние хозяева Чусовой.

     Бажуки оставались государевыми ясашными людьми. В "ясашные" записывались и русские - бывшие крестьяне и ямщики, получившие бывшие ясачные угодья вогулов на условии выплаты тройного ясака. Потому что ясак, "малую дань", платить было легче, чем подати с пахотных крестьян.
     Часть Нижней деревни у Шайтан-камня так и звалась – Малоданы.

     *** СЛЕДЫ БАЖУКОВ ***

     Чусовские Бажуки, или Бажуковы, оставили свой след в истории Урала – и не только названиями деревень.
     Ниже камня Шайтан в 1720-1730 годах были обнаружены запасы железной руды. Несколько железных рудников разрабатывались между речками Сучихой и Тетерихой, поблизости от их устья на Чусовой.

     Работало на них почти 300 человек. Руду с Нижнедеревенских рудников возили на завод в Утке Демидовой (Староуткинск), и на завод в Утке Яковлевой (Новоуткинск).

     О том, кто нашёл руду, говорит запись Вильяма де Геннина о домнах Староуткинского завода:
     "При постройке оных домен на плавку чугуна руды имеют употребляемы с имеющимися при том заводе рудников: Тетеринского, в котором руда лежит на ровном месте и в бору междо разборным диким камнем сыскана ясашным человеком Тимофеем Бажуковым".

     И всё же роду Бажука не суждено было остаться на этих местах в Уткинской слободе. Полагаю, из-за того, что слобода не раз страдала от набегов башкирских племён.

     Башкиры, населявшие верхнюю Чусовую, не хотели мириться с появлением русских поселенцев на этих землях. В 1662 году Уткинская слобода пережила первый серьёзный набег.

     Первой приняла удар с юга деревня Крылосова:
 
     "У Онтонка Крылосова з братьями с Ондрюшкою да с Лёвкою да с Фетькою да с Мишкою да с Ваською созжено 5 дворов. А в тех дворех созжено всякого сухово хлеба 100 чети осмипудных.

     Да у них же убито мужеска полу 11 человек да женска полу 6 человек да ранено 5 человек да сноха.

     Отгонено 50 лошадей да рогатово 100 скотин больших и малых да 100 овец.
     Да нежатово хлеба сгнило 15 десятин ржы, 15 десятин овса и ячмени. Да у них же тотаровя взяли 200 рублей денег да медных посуд 3 меденика, 12 котлов...

     А тот Онтонко з братьями съехал жить на старые свои жилища на усть Инвы".

     За набегом 1662 года последовало нападение бащкир в 1709 году, потом в 1735-ом...

     Многие, испугавшись нападений, уезжали – приезжали другие русские семьи, в основном Соликамского уезда, и строились наново. Но вряд ли местные жители могли потом относиться к башкирам спокойно.

     Так или иначе, а семейство Бажуков покинуло насиженные места. Возможно, сыграло роль "давление цивилизации", уничтожавшее лесные охотничьи угодья.

     Предполагается, что чусовские башкиры двинулись на юг - вверх по реке Утке от Слободы.
     Минуя Гробово Поле (п. Первомайский), семьи поколения Бажука поселились в районе Верхних и Нижних Серёг. Известное урочище Бажуково – их последняя "метка" на карте.

     Показательно, что башкир в XVII веке записывали в "тотаровя". И в советское время башкиры деревни Аракаевой у Нижних Серёг по паспорту считались татарами. То урочище на Оленьих Ручьях они называют чуть иначе – БажИково.)

     *** ПО ДОРОГЕ В НИЖНЮЮ ***

     Путь от острова Тополиного и Бажукова жилища в Нижнюю деревню идёт по взгорью. Дорога поднимается на левый берег Чусовой, круто поднимающийся над рекой. Красивейшие места.

     Внизу, за поблёскивающей водой тянется остров Тополей. Редкие сосны уступают место кусочку степи. Оглянись окрест себя - как далеко видно!

     Заливные луга на правом берегу красавицы Чуоси, синие горы уральских хребтов, белоснежный купол храма Архангела Михаила в Нижнем Селе – всё радует глаз на дивных уральских просторах.

     Представляю, каким грандиозным зрелищем было прохождение караванов барок к Нижнедеревенской пристани.
     Ребятня с девчатами, наверное, зараньше места занимали на этих "гляденах".

     ©Михаил Латышев

Источники:
1. Ю.В. Коновалов "Освоение русскими верхнего течения реки Чусовой в конце XVII - начале XVIII вв." на сайте Оксаны Корневой
2. Материалы сайта о реке Чусовой, (rekachusovaya)
3. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007
4. Книга "Староуткинск. Вчера. Сегодня. Завтра" к 275-летию Староуткинска, 2004г.


Рецензии