Деревня Нижняя. Путь к храму

     Окрестности Нижнего Села – одни из самых живописных на реке Чусовой. И выше села, от острова Тополиного, и ниже – до бойца Сокол.
     Мы пройдём к Нижнему Селу от устья реки Грязнушки, впадающей в Чусовую напротив Тополиного острова, на берегах которой находилось Бажуково жилище, или Верхняя деревня.

     Старая дорога к селу идёт от деревни Каменки. В Каменку и Нижнее Село можно добраться на автобусе из Первоуральска. Можно проложить маршрут и от станции Кузино.

     Река Чусовая – трансконтинентальная дорога для горных заводов Урала. Чтобы произвести чугун, железо и медь, им требовались запасы руды. Примечательно, что в Уткинской слободе проживали люди, которые открыли крупные рудники XVIII века.  Рудники дали жизнь заводам.

     Первым жителем деревни Кузино был Кузя - рудознатец Кузьма Сулей. Он был первооткрывателем знаменитых Гумёшек. При Гумешевском руднике в 1724 году казной был построен первый на Чусовой медеплавильный завод – Полевской.

     Семьи из Бажукова жилища переселились от устья Грязнушки ниже по Чусовой – к камню Шайтан. Так появилась деревня Нижняя, а деревня Бажукова стала Верхней.

     Тимофей, потомок Бажука, обнаружил в 1720-1730 годах близ устья речек Тетерихи и Сучихи (ниже камня Шайтан) богатые запасы железной руды.

     Рудник обеспечивал завод в Утке Демидовой (Староуткинск), и завод в Утке Яковлевой (Новоуткинск).
     В записи Вильяма де Геннина о домнах Староуткинского завода, построенного в 1729 году, сказано:
     "При постройке оных домен на плавку чугуна руды имеют употребляемы с имеющимися при том заводе рудников: Тетеринского, в котором руда лежит на ровном месте и в бору междо разборным диким камнем сыскана ясашным человеком Тимофеем Бажуковым".

     *** ПУТЬ К ХРАМУ ***

     По пути от острова Тополиного в Нижнее Село поднимаемся на левый берег Чусовой. Когда-то здесь шумел бор девственного леса. После вырубки остался крутой яр, под которым остров Тополей тянется по реке Теснин.
     Дальше по правому берегу видны красивые луга. Дорога вьётся по бескрайним просторам, уходящим вдаль.

     Попадаются старинные надгробные памятники и плиты, истерзанные вандалами. Видимо, здесь поблизости было кладбище.
     На одной из плит различима фамилия рабы Божьей Марии Панкратьевны Репиной, скончавшейся 12 декабря 1876 года в возрасте 61 года.
     Другой памятник посвящён Евдокии Сидоровне Скоробогатовой.

     Жителями многих уральских сёл были старообрядцами. Они почитали восьмиконечный крест, который и устанавливали на могилах с голбцем (двускатной крышкой). На надгробии, кресте староверы вырезают "киот" - нишу для небольшой иконки и лампадки.
 
     "Молиться надо Богу, а не фотографии", – и сейчас считают они.
     Венки на могилах считаются помпезностью: "Нечего меня украшать венками…Господь сам рассудит, хороша ли моя душа… Если моя душа плоха, то и венки не украсят".

     Это напомнило мне памятники, виденные в Греции. Каждый православный грек должен поставить каменную церковь – хотя бы махонькую. И эти маленькие церковки стоят там повсюду - у дорог, в деревнях и в лесах, даже высоко в горах, мерцая во тьме ночи своими негаснущими лампадками.

     К сожалению, старинное кладбище Нижнего Села подверглось нападению. В поле, на бетонном фундаменте неизвестные люди водрузили железный четырёхконечный крест.
Бог им судья.

     Необъятные небеса раскинулись здесь над рекой. Ветер гнёт травы, душа вместе с ним куда-то рвётся из груди. Дышится так вольно, легко!
     Красота неописуемая!

     Нижнее Село становится ближе. Чусовая обрастает островками и протоками. Вдалеке, за первым рядом изб у берега в дымке виднеется белоснежный храм.

     Храм назван во имя Архистратига Божьего Михаила, предводителя ангельского воинства и небесных сил бесплотных. Он особо почитается на Святой Руси как Архангел милосердия и просителя верующих перед Богом.

     27 декабря 1860 года храм в Нижней деревне был освящён. В один из весенних дней 1861 года колокол на церковной звоннице созвал народ. Священник зачитал царский манифест об отмене крепостного права…

     С появлением храма деревня Нижняя стала Нижним Селом. Пройдемся по его историческим улочкам.

     *** ПОЯВЛЕНИЕ НИЖНЕЙ ДЕРЕВНИ ***

     Ко второму тому "Истории Сибири" Г.Ф. Миллера прилагалась карта первой  половины XVIII века (сост. К.Н. Сербина), на которой указан год возникновения Уткинской слободы – 1651-ый.

     Севернее Слободы на Чусовой отмечена башкирская деревня без названия с годом возникновения – 1654-ый. Это могла быть Верхняя деревня, предшественница Нижней.

     Книга "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" говорит, что деревня Нижняя появилась в 1678 году, и что первыми там поселились старообрядцы Скоробогатовы.
     Однако в переписи 1680 года ни та, ни другая деревни не упомянуты. Впервые о них говорится только в переписи 1719 года. Тогда Нижняя деревня была всего из двух дворов, а Верхняя - из трёх. Нижняя деревня возникла, скорее всего, в начале XVIII века, не раньше.

     По другим источникам, фамилию Скоробогатовых получили дети Максима Сироты. По преданию, один из башкир семьи Бажука ходил в Верхотурье и там был крещён, получив это имя. Братья его, Бажук и Меншик, не захотели жить с крещёным.
 
     Максим Сирота из Верхней деревни переселился ниже, к камню Шайтан. Скоробогатовы позже были закрепощены Демидовыми. Деревню у камня Шайтан стали звать Нижней, а Бажукову деревню - Верхней.

     Впоследствии Верхняя деревня опустела, Бажуки также переселились в Нижнюю, оставаясь государевыми ясашными людьми. Часть Нижней деревни у Шайтан-камня, где они жили, звалась Малоданы. Ясак, "малую дань", платить было легче, чем подати с пахотных крестьян.

     Обнаружение богатой руды в устье Тетерихи дало импульс горному делу. На Тетеринском руднике работало до 300 человек! В Нижней деревне напротив Шайтана появилась пристань – Нижнедеревенская. Её называли Демидовской, потому что с этой пристани отправляли руду, лес и древесный уголь на Уткинский завод.

     Вторую пристань, для отправки купеческих товаров, построили ещё ниже – у камня Висячего. Нижнедеревенцы работали на руднике и на сплавах.

     На повороте с центральной улицы к пристани невозможно пройти мимо деревянного дома, который похож на древнюю "избу бабы Кати" музея Нижней Синячихи.
     Крыша положена на семь брёвен и закрывает "козырьком" сруб. Брёвна грубо тёсаны топором, а окна вырублены в узких проёмах. Наличники сделаны с интересным фронтоном навершия.

     Дом не мог быть поставлен ранее 1720-х годов, когда заработала пильная мельница в Каменке, рудник на Тетерихе и шло строительство Уткинского завода.
     Если дом срубили в середине XVIII века – его возраст может достигать 270 лет!

     На спуске к бывшей пристани впереди маячит камень Шайтан. На улице под открытым небом - выставка брошенной сельхозтехники советских времён.

     Любуясь наличниками домов, мы обнаружили одно старинное здание из кирпича. Кованые железные двери с узким оконцем, защищённый железом чердак – многое выдаёт в нём "провиантский магазин" XVIII - XIX века.
     Это пристанский амбар для хранения товара, железа и прочего. От самой пристани ничего не осталось.

     Перебравшись вброд на правый берег, можно посетить пещеры камня Шайтан, побывать на его вершине. С высоких утёсов Нижнее Село лежит, как на ладони, и среди домов возвышается купол храма. У него оказалась непростая судьба.

     *** МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ В НИЖНЕМ СЕЛЕ ***

     О храме в Нижнем Селе поведала книга "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.
     Вот выдержка из неё:

     "До 1855 г. жители д. Нижней, принадлежала к Уткинско-Слободскому приходу, испытывали величайшия затруднения в исправлении треб: весной, за разлитием р. Чусовой, и осенью, по случаю ледохода, невозможно было приглашать священника ни для напутствования больных, ни для крещения младенцев.
     Весьма часто случалось, что больные умирали без исповеди, а младенцы без крещения.

     В виду таких обстоятельств, нижнедеревенцы еще в 1777 г. хотели построить у себя церковь…
     в 1854 г., когда православное население значительно увеличилось, нижнедеревенцы и трекинцы решили построить в д. Нижней на свои средства деревянную церковь, при чем тогда же государственные крестьяне с непременными работниками казенных заводов и мастеровые заводчика Яковлева и крепостные заводчика Демидова приговором постановили назначить жалованье:
     священнику – в размере 130 руб. в год, псаломщику – 30 рублей.

     Ходатайство их, возбужденное чрез уполномоченнаго однообщественника Волынкина, было удовлетворено: 31 Июля 1855 г., по благословенной грамоте Архиепископа Пермскаго Неофита, совершено заложение церкви, а 27 Дек. 1860 г., по благословению Екатеринбурскаго преосвященнаго Варлаама, совершено освящение церкви...

     Церковь нижнесельская – однопрестольная, во имя Архангела Михаила, трехглавая, деревянная с деревянною же колокольнею на каменном фундаменте.   
     Снаружи церковь оштукатурена. Иконостас в церкви двух-ярусный.

     В 1877 г. церковь обнесена деревянной оградой. Как в устройстве, так и в украшении храма усердным жертвователем был вышеназванный Волынкин.
     Каждогодно 18-го Августа, в день свв. Мучеников Флора и Лавра, совершается крестный ход на р. Чусовую. Причт живет в домах, выстроенных прихожанами".

     На сайте Екатеринбургской епархии рассказано о судьбе чусовской церкви после революции. С 1924 года храм действовал как церковь сергиевской ориентации. В 1935 году он онемел - запретили колокольный звон.

     8 августа 1937 года в Нижнем Селе появились чёрные воронки НКВД. Смелые чекисты ворвались в дом священника Луки Ксенофонтовича Агафонова с обыском.
Священник Лука был арестован и позднее расстрелян, как "враг народа".

     Была отправлена в лагеря Лидия Васильевна Бажукова – "за хранение религиозной литературы".
     Службу стало вести некому, в том же году церковь была закрыта. Кресты и колокола были сброшены, храм превратили в склад колхоза "Лучи коммунизма".

     После развала СССР представители власти и новоявленные бизнесмены стали проявлять интерес к восстановлению церквей.
     С одной стороны это хорошо, с другой – если надеются таким образом отмолить грехи, то не получится.

     Один богатый господин в 1994 году решил восстановить Михайло-Архангельский храм. Результат – в 1998 году церковь сгорела дотла, остался только фундамент.   
     И всё же храм возродился!

     Летом 2003 года начались работы по строительству нового здания храма, по проекту архитектора Бориса Хаустова.
     Строительство шло на средства благотворителей Шевелёва Валерия и Балашова Константина, и других, а также под попечением общины храма Рождества Христова в Екатеринбурге (настоятель Митрофорный Протоиерей Владимир Зязев).

     Благоукрашение храма велось с участием настоятеля отца Элизбара Тимохина. Художник Татьяна Шолохова написала иконы для иконостаса.
     Семья художников, Владимир и Ольга Суетины, расписала потолок, стены, алтарь Храма, сделала резной иконостас, распятие  и часть храмовых икон.
     Особо сложные детали иконостаса в качестве дара выполнили заключенные екатеринбургского СИЗО №1.

     В 2004 году, в день Архангела Михаила (21 ноября), возрожденный храм был освящён.

     ©Михаил Латышев

Источники:
1. Ю.В. Коновалов "Освоение русскими верхнего течения реки Чусовой в конце XVII - начале XVIII вв." на сайте Оксаны Корневой
2. История храмов и благочиний на сайте Екатеринбургской епархии


Рецензии