Моя химия Ч 1

                Часть 1
             Утром 12 августа 1974 года я впервые зашел на территорию Новочебоксарского химкомбината и двинулся по направлению к цеху №6, где по направлению отдела кадров мне предстояло работать  аппаратчиком  5-го разряда.
    Этот высокий разряд  мне присвоили при поступлении на предприятие,  потому что в моей трудовой книжке были записи о работе слесарем в химическом цехе теплоэлектростанции. Ну и конечно, высшее, хоть и не технологическое образование сыграло свою роль.

       Дошел. Сдал в цеховую контору направление. В кладовке получил спецодежду. Набрался целый узел – нижнее белье, костюм х/б, резиновые сапоги, портянки – куски вафельного полотна, каска, противогаз и полотенце с куском хозяйственного мыла. В раздевалке показали мне свободный шкафчик.  Переоделся в рабочее, повесил на плечо противогаз и пошел в цеховую сменку.
 
     Там за столом с журналами приема-сдачи  дежурств, замечаний и заданий сидел мрачноватый  и не старый человек мастер смены  Вячеслав Солдатов. Вдоль стен  на скамейках вольно расположились несколько молодых ребят.
   Поздоровался. Представился. Он посмотрел на мое направление и спросил:
 - Какое образование?
-  Высшее.
-  Понятно,  молвил он. Немного помолчал и выдал мне первое рабочее задание – На «друк фильтры!»

    Надо сказать, что этот фильтр был совсем не друг, как слушается по выговору, а скорее – враг. Через него под давлением фильтровалась горячая  спиртовая суспензия окиси меди. И каждая смена хитрованила – начинала новый процесс фильтрации так, чтобы выгрузка его доставалась сменщикам.
 
   Это была адова работа. Опускалось днище фильтра, а на нем в полуметровом промежутке до корпуса большой слой горячего шлама окиси меди. Его скребками сбрасывают на покрытый керамической плиткой пол, оттуда грузят лопатами в тачку и катят в другой конец цеха к течке-желобу в хоздвор. Там его  набивают в металлические барабаны, которые потом увозят на полигон твердых отходов.
   Жара, Горячий спиртовый шлам. Работа только в противогазе. Вот такие были  «друг»-фильтры.

      А  моей технологической схемой стала стадия ректификации ацетона. Обучал меня ее обслуживанию старший аппаратчик Витя Федоров.
   Как-то вышли мы с ним в прицеховый  двор и там я увидел человека по пояс голого и в кальсонах, который  сидел на большой емкости и что-то опускал на проволоке в люк.  После чего делал энергичные движения руками вверх- вниз. На мой вопрос Витя Федоров ответил  – Это емкость с возвратным из технологии спиртом. Так называемым -  «с  гребенки».  А тот парень полощет в спирте свою спецовку  испачканную в агрессивном и вонючем нитропродукте - фенетоле.

      Технологический процесс в цехе был непрерывным, а график работы скользящим. Субботы и воскресенья для такого цикла не имели никакого значения.  Смены чередовались так – вечерняя, дневная, утренняя и ночная. После ночной был длинный выходной из двух с половиной дней отдыха. И вот в ближайший  такой день отдыха наша смена выбралась на пикник. Повод был – по итогам работы за предыдущий месяц  коллектив стал лучшим в цехе,  и  даже была получена какая-то  денежная премия.

    Пошли «на перемычку». Это место начала строительства будущей ГЭС тогда было малолюдным – стройка плотины была приостановлена.  Насыпь из камней  доходила до середины русла Волги.
   Я возился у воды с резинкой и спиннингами - закидушками,  а ребята палили костерок,  жарили   на прутиках сало и колбасу,  а  на куске принесенного брезента накрывали поляну – у кого, что было.

    Покричали меня. Пришел. Сел. Стакан был один на всех. Даже не стакан, его забыл взять тот, кому это поручили.  Приспособили здоровенный фарфоровый изолятор, что нашли здесь же.
  Начальник смены  Слава Солдатов покхекал  смущенно и сказал, обращаясь ко мне 
- Только вот у нас свое. Ты как?
- А я как все...
   И впервые попробовал тогда заводской спирт.

     В своей смене я проработал недолго.  Еще при поступлении   начальник цеха Валерий Георгиевич Графский имел со мной отдельную беседу. Он сразу мне сказал, что имеет на меня виды с перспективой скорейшего перехода в число инженерно-технических работников. Мне это, кстати, наметили  и в отделе кадров завода.

     И  я был выведен в дневной цикл для руководства отдельной группой по наработке ацетонанила. Этот новый продукт шел в шинную промышленность. Был крайне необходим в цеховом ассортименте  и очень престижен для  номенклатуры завода. В общем, как это и водилось у нас –  Наработать героически и любой ценой!

    Грануляция готового  плава  производилась  на какой-то сложной и непонятной машинке.  Вокруг нее постоянно толпились все цеховые итээровцы - технологи и механики. Нередко и главные специалисты заводского производственно-технического отдела тут же давали ценные, но  бестолковые советы.

   Продукт не всегда получался с нужными  параметрами и готовые партии перемешивались – кондиция с некондицией. Но особенно донимал нас показатель по кислотности  (рН). Но решение здесь было найдено элегантное. Перед предьявлением партии заводскому ОТК  бумажный мешок с гранулами вынимался из фанерного барабана и ему в задницу шприцем делался укол в зависимости от нужных показателей – уксусной кислотой или аммиачной водичкой. На время входящего анализа ОТК этого было достаточно.

   А однажды произошел совершенно курьезный случай. Аппаратчик Юра Ильмент занимался  подготовкой к сдаче в ОТК партий этого продукта. Все очень просто. На подстилке из плотного полотна бельтинга шло перемешивание гранул обычной лопатой. А потом засыпка совком в мешки. При активном перелопачивании продукта в воздух поднималась незаметная поначалу тончайшая пыль от гранул.  Юра красивый похожий на цыгана парень с буйными темными кудрями и усиками работал в складском помещении  с непокрытой головой. И вот эта мельчайшая пыль от смолоподобного  продукта    забила ему прическу. После окончания смены и помывки в душевой на голове у Юры образовался плотный колтун не поддающийся никакой расческе. Самое интересное, что через два дня у него должна быть свадьба, а на нее была приглашена вся смена.

    Свадьба состоялась. Но рядом с невестой на свадебном фото был не  цыганистый красавец, а наголо стриженный натуральный уголовник с торчащими ушами.

   Продолжение Часть 2 - http://www.proza.ru/2016/04/22/2271
   


Рецензии
В начале 80-х на субботнике, меня и молодого лейтенанта послали в подшефный совзоз. Лётные комбинезоны, сигареты с фильтром.С десятком крестьян поставили задаче перенести рулоны стекловаты с чердака какого-то строения.Начинали весело. Через полчаса шутки смолкли. Стеклянная крошка сыпалась сверху и с рулонов Сперва всё тело чесалось, потом плечи и шея стали кровоточить. Пахали часов до трёх, а наши с 11-ти водку пьянствовали. С казачками так и не познакомились, не дого было

Евгений Колобов   10.06.2020 18:54     Заявить о нарушении
Когда огородили периметр нового химкомбината на его территории на некоторое время остались неснесенные чувашские деревни. Цеха строились и люди с удивлением наблюдали за окнами домов чувашей белые и блестящие как шелк шторы. А это было стекловолокно для изоляции трубопроводов на эстакадах.

Владимир Островитянин   10.06.2020 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.