Кузнецы кузнецовы

Моя мама в детстве Кузнецова, родилась в большой  и дружной семье, все мужчины в роду были кузнецы. Отсюда фамилия - Кузнецовы.
 Небольшая кузнеца  стояла в конце земельного надела на берегу небольшой, без мятежной речки. Глава семейства, мой дед Афанасий, был отменным кузнецом, чему учил и своих сыновей, Ивана, Женьку, Димку. Они знали и могли, как подковать лошадь, отремонтировать плуг, борону, сделать скобы для нового дома или сарая, дед очень любил свою дочь- мою маму.   Он говорил: « Ты умом и лицом вся в меня».  Мама до войны с отличием закончила семь классов, а это по тем временам, большое образование. Дед был очень  набожным человеком. Имел и свободно читал древнехристианские книги, знал массу молитв наизусть.
 В самом начале войны ушел на фронт и вскорости где-то погиб, Старший сын Иван прошел всю войну, попал в плен, его  дважды выводили на расстрел. Второй раз пуля попала ему в висок. Больше суток лежал заваленный трупами, но выжил. Потом был советский лагерь. Побывал он в своей жизни и защитником Родины и предателем.  Но правда восторжествовала, ему были возвращены все награды, и он стал полноправным участником Великой Отечественной войны. Только он один из троих братьев всю жизнь проработал кузнецом.  У меня и сегодня в памяти эти пудовые кулаки, гнущие подковы и бьющее молотком по наковальне. Он делал все - и изумительные ножи, подковы, кресты, ограды, любую, как сейчас говорят, художественную ковку. Все это раздавалось по знакомым, соседям и ничего практически не оставалось на память, кроме крестов на деревенском погосте. Жизнь его была трудна и тяжела, но он не озлобился на нее, никому не мстил и не завидовал.
После смерти моей мамы прошло где-то года три или чуть больше. Мы с сестрой приехали его навестить, ему уже было около восьмидесяти лет. И когда он вышел к нам на встречу, то меня будто током пронзило, я в его глазах увидел живые глаза своей матери, те же лукавые лучики, та же небесная глубина и родниковая чистота, и я подумал: «Господи, как они похожи».
Три года назад дяди Вани не стало. Оборвалась династия Кузнецовых как потомственных кузнецов. И только на заросшем родовом наделе, где стояла кузнеца, на берегу безымянной речушки растет могучий дуб, посаженный моим дедом Афанасием, как памятник ему, погибшему на войне и тому, что  здесь жили и работали кузнецы Кузнецовы.


Рецензии