Экзамен на дому

          Обычно экзамен в советские времена в институте у студентов-заочников во время сессии заканчивался к шести часам вечера. У них сессия проходит во вторую смену. К концу второго курса студенты  в своих группах определились: кто из них идёт сдавать экзамен или зачёт в первой пятёрке, кто – чуть позже, кто- в самом конце.  К последним принадлежала студентка Смыкова Евгения. Она проживала с родителями на окраине города и ездила на сессию  на трамвае.
      
       В день, когда надо  сдавать экзамен по «Истории КПСС», она приехала  в институт как обычно за час до окончания экзамена. К её огромному удивлению, дверь в аудитории стояла закрытой. Ничего не поняв,  направилась к методисту вуза.
       - Опоздала ты, Евгения Леонидовна,- ответила на вопрос студентки методист, - «поезд ушёл».
       - Не поняла юмора?
       - А что-тут не понять, Николай Валерьевич, преподаватель молодой, экзамен принимает быстро. Не то, что прежний «старичок», Трофим Анатольевич. Это он у вас на первом курсе экзамены по полдня принимал. Теперь такого не дождётесь.
       - И что же мне делать?
       - Вот тебе адрес преподавателя, езжай к нему домой. Может сжалиться и примет экзамен.
       - Простите, а он один живёт или с родителями?
       - Какие родители, он иногородний.
       - Тогда не пойдёт, мне мама не велит одной к мужчинам домой ходить. Я ещё "девочка".
        - Как знаешь!
       
        В этот момент не вошёл, а ворвался в кабинет к методисту студент Яковлев. Сразу же набросился с претензиями:
        - Что за безобразие? Где преподаватель? Кому я должен экзамен сдать?
        - Николаю Валерьевичу Телегину.
        - А где он?
        - Дома и, видимо, вас с Евгенией Леонидовной дожидается. Адрес его я ей дала. Забирай свою однокурсницу, езжайте и сдавайте экзамен на дому, если оба опоздали. Не мешайте, пожалуйста, мне работать. Вы у меня не одни на курсе.
         
        Посмотрев друг другу в глаза, однокурсники решили, что другого выхода, пожалуй,  нет: надо ехать. И они поехали. На трамвае.
        - Дочка, что-то я тебя не поняла, - поинтересовалась у Евгении кондуктор, - ты вроде торопилась на экзамен. Неужели экстерном сдала? Поздравляю. Моя дочка на это не способна, ждёт пока вся группа сдаст, потом заходит. Больше «тройки» никогда не получает.
        - Я тётенька такая же студентка, но только на этот раз опоздала: экзамен закончился раньше. Едем вот с однокурсником к преподавателю домой.
        - Вон как? Тогда послушай дочка мой совет: если преподаватель мужчина, то сдавай экзамен первой и сразу же уходи, не соглашайся сдавать второй. Хотя если твой товарищ скажет преподавателю, что будет дожидаться тебя в коридоре, то можешь и второй сдавать.
        - Спасибо, я поняла Вас, так и сделаем. Правда, Вася?
        - Нет вопросов, как скажешь, Женя.
         
         Заканчивался второй курс, но студенты-заочники ещё плохо знали друг друга. Вася же к ним попал в группу вообще на втором курсе. До призыва в армию  успел только, окончив школу, закончить первый курс. После двухгодичной службы вернулся в тот же институт для продолжения учёбы, но в  свою группу, по указанной причине, не попал: его прежние однокурсники ушли «вперёд» с гордо поднятой головой.
       
         Билеты у кондуктора покупал Василий. Посмотрев на них, он заулыбался, взял их в разные руки и спросил однокурсницу:
       - В какой руке твой?
       - В правой, Вася.
       - Тебе повезло, Женя, - произнёс попутчик,- у тебя «счастливый билет», ты экзамен сдашь, а мне можно возвращаться обратно.
       - Да ладно, ребята, выручу я вас, - вмешалась в разговор кондуктор,- если хотите, сейчас я вам билет поменяю на "счастливый".
         
         Успев поменять билеты, однокурсники вышли на следующей остановке, где неподалёку жил преподаватель. Дом нашли быстро, на пятый этаж  пришлось идти пешком. Лифт не работал. Позвонили в дверь однокомнатной квартиры. Её открыл знакомый  по семинарам Николай Валерьевич:
          - Вы ко мне? Чем обязан?
          - Мы же Ваши студенты –заочники,  у Вас вчера присутствовали на семинаре и консультации. А сегодня, так получилось, мы опоздали на экзамен. Хотим, чтобы Вы у нас его приняли сейчас дома. Послезавтра у нас уже экзамен по другому предмету, по «Политэкономии»,- объяснила популярно Евгения, почему они приехали к преподавателю.
         - Мы, мы, мы, - повторил слова студентки преподаватель, - вы что муж и жена? Или жених и невеста?
          
           Ответа не последовало.  Николай Валерьевич пригласил пришедших студентов в квартиру.
           - Короче так, уважаемые мои студенты, сейчас принимать у вас обоих экзамены у меня времени нет: приглашён на День рождения друга. Если вы мне дадите слово, что пригласите меня к себе на свадьбу, я вам обоим сейчас ставлю за экзамен «отлично». Согласны.
           - Согласен,- ответил Вася.
           - А Вы, Смыкова?
           - Согласна.
           - Прекрасно. Я сам пока жениться не собираюсь, но очень люблю гулять на свадьбах. Чужих. Давайте свои зачётные книжки.
            
       Проставив в «зачётках» «отлично» и расписавшись, Николай Валерьевич добавил: "А чтобы Вы меня не обманули, напомню вам, что принимать экзамен у вас в будущем по «Научному коммунизму» будет мой дядя. Надеюсь, проблем со сдачей у вас с ним не будем. До свидания. А то я действительно спешу".
          
         Однокурсники вышли на улицу немного взволнованные. Пока преподаватель не заговорил с ними о дяде, они его просьбу воспринимали в шутку. Но теперь им стало не до шуток. О преподавателе «Научного коммунизма» в институте  ходила «дурная молва».
         - И что теперь, невеста, будем делать?- начал первым разговор однокурсник.
         - Понятий не имею. Поехали лучше домой.
           Обратно ехали тем же маршрутом трамвая, с тем же кондуктором. Последняя поздравила их с успешной сдачей экзамена на дому:
         - Никак мои счастливые билетики вам помогли, ребята?
         - Да, - ответили  вместе.
          
           На полпути трамвай остановился. Кондуктор, выяснив у водителя причину остановки, объявила, что отключилось на линии электричество, придётся маленько подождать. Однокурсники ждать не стали, увидев в окно напротив ресторан.
          - Женя, не возражаешь, если мы пойдём и поужинаем в ресторане, пока дадут электричество? - спросил Василий.
          «Невеста» не возражала, и они направились в указанное место.
          
          Был будничный день, в ресторане места свободные имелись. Они сели за столиком у окна. Заказали ужин. Для знакомства с коньяком. Когда его выпили, пришли к выводу: преподаватель прав, друг другу они вполне подходят (до первой рюмки они ещё не разобрались). Решили завтра же,  «не откладывая в долгий ящик», пойти в ЗАГС и подать соответствующее заявление.
          
          Подошло время свадьбы, на которую, понятно, в первую очередь  пригласили их преподавателя-доброжелателя. Гуляли в том же ресторане, уже читателю знакомом. Ели, пили, веселились  «до упаду», а под конец веселья, как говорится, родители молодожёнов «прослезились». В зале ресторана не обнаружили невесты. Жениха нашли спящим в подсобном помещении. Разбудить не могли. Об "исчезновении" невесты, а теперь уже  жены, он так и не узнал. Что касается Евгении Яковлевой (Смыковой), то она в это время  «сдавала» своему преподавателю в его квартире экзамен. На этот раз, не по «Истории КПСС», как можно догадаться.
         
        Среди ночи жена явилась домой к мужу, как будто ни в чём не бывало. Она еле смогла разбудить своего Васеньку. Очнувшись, тот ничего не мог вспомнить. Только то, что со вчерашнего дня эта девушка является его законной женой и, стало быть, их первая брачная ночь в разгаре. Родители, не поверившие Жене, что она ночью пару часов дышала на улице свежим воздухом одна, так как ей стало плохо, тем не менее «закрыли глаза» на случившееся. Не стали вмешиваться в жизнь молодожёнов. Они поступили по поговорке «Не пойман – не вор». Ведь никто же не видел Евгению  и не знал, с кем она находилась и где. У преподавателя, на всякий случай, имелось железное алиби:  ушёл задолго до «исчезновения»  невесты, о своём уходе  поставил в известность и молодожёнов, и их родителей. Придраться к нему  не возможно.
      
         Прошло три года. У Яковлевых рос сын Рома, но семейного счастья не наблюдалось. Жили в это время они уже отдельно от родителей. Муж стал выпивать, с работы  уволили. Устраиваться на новую не спешил, желая закончить обучение. Однако сделать это ему не удалось: он не смог сдать госэкзамен по «Научному коммунизму», в то время как его жена-студентка сдала  на «отлично». Почему? Догадаться не трудно: уж больно сын её   здорово похож на Николая Телегина, хотя в свидетельстве о рождении указан  Яковлев.
      
         Скрывать дальше сходство не получалось, и Евгения подала в суд иск о расторжении брака, надеясь, что бывший ей преподаватель своего ребёнка признает и жениться на ней. Через некоторое время он действительно женился … на первокурснице дневного отделения, у которой папа работал в обкоме партии. Своего сына не признал. О мимолётной «ночной» любви к Евгении   больше не вспоминал. Последней ничего больше не оставалось, как забрать исковое заявление  обратно. И родить своему законному мужу  сына.
       
         Пролетело много  лет. У Яковлевых   вырос общий сын Матвей, женился, появились внуки. Дедушка пить совсем перестал, заботясь о внуках. Но продолжал работать. Диплом он всё же получил и работал ведущим конструктором на заводе. Там же трудилась и бабушка, являясь начальником у дедушки. Евгения по воскресеньям посещала Церковь, возможно, Бог ей и помог в итоге создать счастливую семью. Её  грех в ночь свадьбы, видимо, Свыше тоже простили.
      
         Что касается Телегина, то судьба с ним поступила по-другому: к своим шестидесяти годам он остался один в своей квартире. Был трижды женат, но каждый раз – неудачно. С первой женой разошёлся из-за отсутствия детей, со второй - после смерти дочери после тяжёлой продолжительной болезни. А третья жена не хотела иметь общих детей, ибо имела уже своих от первого брака. Год назад она умерла от онкологического заболевания.
      
       Будучи уже на пенсии, Николай Валерьевич попал на своём автомобиле из-за невнимательности в аварию, после которой остался навсегда прикован к постели. Ему понадобился уход и помощь. Тут-то он и вспомнил о своём незаконнорожденном сыне. Пригласил к себе Евгению. Та пришла к нему первый и последний раз.
    
       Так и умер в одиночестве бывший преподаватель Телегин, предавший своего сына. Пусть и незаконно рожденного. А ведь тот мог оказаться  «соломинкой», за которую умирающий  отец мог хвататься. Однако  он сам себя лишил этой возможности. Жён и любовниц менять ему не запрещалось, но отказываться от родного сына? Бог такого не прощает.

22.04.2016 г.

Фото из Интернета

      
            


Рецензии
Судьба не знает компромиссов, поэтому её суд беспристрастен!
Все герои рассказа получили то, что заслужили!

ВСЕГО ХОРОШЕГО ВАМ, УВАЖАЕМЫЙ ПЁТР!

С уважением

Александр Андриевский   06.09.2018 07:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прочтение и отзыв!!!

Петр Панасейко   07.09.2018 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.