Таинственная незнакомка

ТАИНСТВЕННАЯ НЕЗНАКОМКА.
(Из книги "Под сенью Ясной Поляны")

Дети,которые должны быть рождены в посёлке,теперь рождаются в Туле. А,кажется совсем недавно на Косой Горе существовало отдельное учреждение,обслуживающее женщин – Косогорский родильный дом.И он был не хуже,чем находившиеся в городе, а возможно, и лучше.Ибо здесь работали немало хороших специалистов.
Недавно в нашем хирургическом отделении лечилась Екатерина Степановна Силичева. В беседе с ней я как-то назвал её «таинственной незнакомкой».
– Почему?– удивилась она,также,как удивились бы и другие больные,лежащие с ней в одной палате.
 – Да потому,– ответил я,– что не многие вас знают в лицо,хотя многие обязаны вам не только здоровьем своим,но и своим рождением…
И это потому, что лицо её на работе всегда закрыто огромной марлевой маской. Причём, маска закрывала лицо так,что видны  были  только  добрые её глаза, способные понять муки роженицы.Было время,когда даже я,врач,не видел разницу в словах: «родильница» и «роженица». Хотя первое слово означает уже родившую женщину,а второе – готовящейся родить.И многое ещё,что нам неизвестно в сложной профессии акушерки,помогающей женщине в её трудный час.
А всегда ли мы помним о ней,об акушерке? Вряд ли!Лишь только женщина покидает роддом,как на неё наваливаются другие заботы.Екатерину Степановну я знаю с 1951 года.Это человек,умеющий воспринимать боль и страдания людей,как свои,помочь больному человеку в трудную минуту.Екатерина Степановна – медик из окружения Якова Сергеевича Стечкина.Она из той когорты людей,прославивших косогорскую медицину.И ели известный медик Гааз призывал «Спешите делать добро!..»,то Екатерина Степановна за свою жизнь столько сделала добра людям,что можно сказать и с избытком,если это слово подходит к этой ситуации.       
Родилась она в 1921 году в Чернском районе Тульской области.Раньше он назывался уездом.Родилась она в селе Бортное,в бедной крестьянской семье.Семья состояла из девяти человек:семи детей,да отец с матерью.Из-за бедности с малых лет она и её брат работали пастухами.В то время брату было тринадцать лет,а ей восемь.В дождь и грязь,полураздетые и босые,они пасли стадо.В тридцатом году отец уехал на Косую Гору.Здесь поступил работать на завод в железнодорожный цех на выгрузку вагонов.А в тридцать втором году уже и вся семья переезжает в посёлок.Их квартирка здесь состояла всего из одной комнаты в одной из «красных казарм»,что находились тогда и сейчас находятся на улице Революции.Правда,одной из них,в которой и находилась их квартирка,именно,её сейчас нет.
Тесно и неуютно там было жить.В пятидесятые и шестидесятые годы мне приходилось посещать больных,проживающих там,да и по депутатским делам приходилось бывать, так,что должен сказать,что условий там для жизни почти не было никаких. Отапливались комнаты углём,люди спали на полу и на нарах.
– Сколько себя помню,– вспоминает Екатерина Степановна,– мы всю жизнь голодали. Но в каких бы трудных условиях мы не жили, мне всегда хотелось учиться.И я училась.И довольно неплохо.Наверное,помогал мне голод.Не давал расслабиться. Фамилия моя была тогда Курдюмова.Брат мой работал в доменном цехе.В школе я училась вместе с Сергеем Ивановичем Романовым,художником,воспитавшим не одно поколение художников-косогорцев…
В тридцать восьмом году, после окончания восьми классов,Екатерина Степановна поступает учиться в Тульский медицинский техникум(сейчас медицинское училище) на акушерское отделение.Учиться было очень тяжело из-за материальных трудностей. Одевалась она небогато и стеснялась более обеспеченных подруг.Иногда зимой,в ботинках,приходилось ходить пешком с Косой Горы в Тулу до улицы Менделеевской, то есть,до самого центра города.В то время было очень плохо с транспортом.Ходил лишь один трамвай,который обычно заполняли мужчины,работавшие в Туле.
– Однажды был такой случай,– вспоминает Екатерина Степановна,– пришла я пешком в техникум,а ноги примёрзли к ботинкам.И вдруг меня вызывают отвечать урок,а я не могу встать на ноги.Пришлось сказать,что я не выучила урок и,конечно, получила плохую оценку….
Всё же эти трудности,спустя время,оказались позади.И в сороковом году,с хорошими знаниями и оценками,она смогла окончить техникум и по направлению попала работать в свой посёлок,в районную больницу,в родильное отделение(тогда ещё на Косой Горе родильного дома не было). И начала она здесь работать в должности акушерки.Свой,первый рабочий день – первого августа сорокового года Екатерина Степановна помнит до сих пор.Так как тогда очень переживала и волновалась.Но всё было нормально и хорошо,встретили её в больнице отзывчивые и добрые люди.Няня, то есть,санитарка,тётя Люба Хорошилова и акушерка – Дина Николаевна Рыжова.В эти же первые дни она познакомилась и с милыми и добрыми докторами:Я.С.Стечкиным, А.Д.Завгородней,Е.И.Радиной,а потом и с самим И.А.Тумаяном.
– Какие это были прекрасные люди! – восклицает в восхищении и сегодня Екатерина Степановна,– с ними было работать и общаться очень интересно.Они старались быстрее научить молодых практике,непосредственно работе.Как потом всё это мне пригодилось!.
Но вернёмся несколько назад, к первому рабочему дню.Жизнь Екатерины Степановны немного изменилась.Вот как она сама вспоминает то время:«Когда я пошла работать, мне мама сказала:«Теперь ты,дочка ,будешь работать на себя,а мы с отцом будем учить остальных…». Но тут в семье случилось большое несчастье – умирает мама(30 сентября 1940 года). Остались без неё сиротами четыре брата,отец,да и она сама, Катя.Ей в то время шёл девятнадцатый год.Это был самый трудный период в её жизни.
А чуть спустя,прошло несколько месяцев,в июне сорок первого года,началась Великая Отечественная война.И жить стало ещё труднее.В первые же дни войны,  призвали на фронт старшего брата.И домой он вернулся,в связи с тяжёлым ранением, лишь в сорок третьем году.Косая Гора,в конце октября и в первой половине декабря сорок первого года, около месяца,была в оккупации.Родильное отделение районной больницы перестало функционировать. А все помещения «больницы за речкой» были забиты раненными пленными красноармейцами.Немецкие солдаты привозили раненых наших бойцов с поля боя у деревни Рудаково.Вот что вспоминает Екатерина Степановна:«… когда заполнены все палаты (а их было четыре),то немецкое начальство согнал всех нас,кто работал в больнице или жил на улице Кирова рядом с больницей,на мост над речкой Воронка и переводчик сказал,что тот,кто хочет работать в больнице,должен стать в одну сторону,а тот,кто не хочет,в другую.И тут мы начали метаться:в какую сторону же стать? Я пошла в ту сторону,куда пошли Завгородняя и Радина,то есть,работать в больнице.
Затем переводчик сказал:«Кто не желает работать:идите в тыл!».То есть,вглубь немецкой оккупации. И люди с узелками пошли в сторону Ясной Поляны.Нас же, пожелавших работать в больнице. Осталось двадцать два человека. И вновь переводчик, обращаясь к Завгородней,сказал: «Будете главным врачом, распоряжайтесь людьми…».Всех оставшихся работать поселили в подвальном помещении больницы.Рядом котельная и кухня.Так стали мы  работать в плену,ухаживая за ранеными пленными красноармейцами.Работать было очень тяжело.Все запасы медикаментов и питания иссякли.Рвали простыни и бельё на перевязочный материал. Стирали,гладили,и вновь перевязывали раненых бойцов.Не было света,воды, топили снег.Все большие операции и первичные хирургические обработки делались лишь днём.
Бывало так:поступят вечером раненые,а к утру один-два уже умерли.Двери больницы днём и ночью не закрывались,потому,что немецкие солдаты приходили в любое время (в грязных сапогах)и отбирали у бойцов часы,стаскивали с них и забирали с собой одеяла.Заходили они и на кухню и съедали скудную больничную еду.Так,что условия для раненых были просто невыносимыми.Умерших в больнице солдат хоронили в братской могиле возле бывшей теперь поликлиники.А спустя некоторое время к больнице подъехали грузовики:две крытые брезентом машины.Зашёл в больницу и офицер-переводчик, который сказал Завгородней:«Мы поенных ваших солдат перевезём в Плавск.Там для них есть специальный госпиталь.Там им будет лучше…». Делать нечего – погрузили мы своих раненых в машины,дали им кое-что из остатков питания и одежды.Плакали и они,плакали и мы.Очень было их жаль.Увезли.
О дальнейшей их судьбе мы узнали следующее:ещё до начала войны в нашей больнице лежал молодой парень лет восемнадцати или девятнадцати.Он был из детского дома и с диагнозом:туберкулёз коленного сустава.Ему ампутировали ногу выше коленного сустава.Так,что война застала его в больнице.И идти ему было некуда:он же детдомовский.Так он и лежал вместе с ранеными солдатами.Фамилия его была Конов, а звали Алексей.Когда пленных загрузили в машины,то вместе с ними и его отвезли в Плавск. А через два месяца он вернулся в больницу,то есть,после уже изгнания немцев из посёлка.Вот,что он рассказал:«Привезли нас в Плавск,заперли в церкви. На полу—солома и холод ужасный.Зима же!Кормили:по картошке каждому и по кружке воды в день.Женщин,которые в окно пытались бросить нам пищу – убивали на месте. В ранах у солдат завелись черви,они гноились.Солдаты смахивали с ран червей и перевязывали друг друга,как могли.
И вот тогда ходячие раненые,которые могли передвигаться,и те затворники,которые были взяты немцами не из больницы,смогли разобрать в одном месте кладку стены, сделать лаз и кто мог,тот сбежал.Сбежал на костылях и Лёша Конов.Молод был, хватило сил.Однако,в дороге он простудился(долго шёл пешком,шёл по деревням до самой Косой Горы),заболел крупозным воспалением лёгких.И он умер у нас в больнице.После изгнания немцев из посёлка жизнь в больнице стала приходить в нормальное состояние.Был произведён ремонт во всех корпусах и в отделениях.В том числе и в родильном отделении.Люди ожили,повеселели.Появились даже роженицы. В дальнейшем,с каждым годом,стали снижаться и цены на продукты.И работа в больнице пошла своим чередом.
Легче стало Екатерине Степановне и в семейном плане.Братья подросли,начали работать.Но в сорок девятом году умерла сестра в возрасте тридцати пяти лет.От неё осталась восьмилетняя девочка.Сирота.Екатерина Степановна её удочерила. Девочку звали Зоя.Она росла,училась,закончила восемь классов и пошло работать на Косогорский металлургический завод в железнодорожный цех,где работала и её мать. Сейчас,став взрослой,он до сих пор работает в цехе,но уже нормировщицей. Выйдя в своё время замуж,она сегодня имеет дочь и двух внуков,так что Екатерина Степановна прабабушка.
Личная жизнь Екатерины Степановны складывалась следующим образом,в том же сорок девятом году она вышла замуж.Её муж – фронтовик,работавший в то время в паросиловом цехе на «КМЗ».В пятьдесят втором году у них родилась дочь Татьяна. Она закончила Тульское педагогическое училище.Восемь лет отработала на Косой Горе в детском саду №152,а затем сменила профессию.В том же пятьдесят втором году умирает отец Екатерины Степановны.А с 1078 года по 1985 год она теряет всех своих братьев,в 1990 умирает и её муж.
И вот сейчас,вспоминая о своей прожитой нелёгкой жизни,она,всё-таки,довольна ею. Сорок лет она отработала в родильном доме,скольким людям помогла явиться на свет!Уходя в 1980 году на пенсию,она ради шутки подсчитала,что за эти годы приняла около десяти тысяч родов.
– Мало это или много? Не знаю!– говорит она,– но уходить из роддома на пенсию было очень тяжело.Это моя жизнь!Очень трудно расставаться с сотрудниками. Долго не могла забыть тот звонок,что извещает о прибытии в роддом роженицы…
Свою работу она очень любила,и очень благодарна окружающим её людям,умным врачам,которые научили её большой практике.Роды-то не у всех одинаковые,нужно ведь подумать как избежать неприятных последствий.Не сразу ушла Екатерина Степановна на пенсию.С 1980 по 1990 год работала она в поликлинике МСЧ №2 на Косой Горе в гинекологическом смотровом кабинете.Женщины шли к ней за советами и помощью.Знали её как хорошего и опытного специалиста.
Многое сейчас изменилось в акушерстве.С помощью современных ультразвуковых аппаратов можно диагностировать беременность даже с трёх недель,следить за ростом и развитием плода Ещё задолго до рождения можно узнать пол ребёнка.Жизнь меняется,всё прогрессирует,но ничто не заменит чуткость рук и доброты таких людей,как Екатерина Степановна Силичева.
Бондо Тариэлович Джалагания,
врач-хирург.
1993.         


 
















       


Рецензии