Об Оливере Уэнделле Холмсе

Знаменитый американский писатель Оливер Уэнделл Холмс (1809–1894), один из разносторонне эрудированных людей своего времени, у себя на родине известен также как блестящий врач и видный учёный-физиолог, автор серьёзного научного труда об исследовании причин родильной горячки и изобретатель термина «анестезия». Свою литературную деятельность он начал ещё в студенческие годы, написав, в частности, патриотическое стихотворение «Старый фрегат», в котором выступил в защиту прославленного военного корабля «Конститьюшен», требуя сохранить его как национальную реликвию. Несмотря на то, что это стихотворение принесло молодому поэту успех и широкую известность, в дальнейшем Холмс почти отходит от творчества и выступает в печати лишь от случая к случаю.
Тем не менее, в американской литературе он был и остаётся одним из самых известных и почитаемых авторов XIX века. По происхождению, воспитанию, образованию, стилю жизни Холмса относят к числу бостонской интеллектуальной элиты (т. н. поэтов-«браминов»), куда входили наиболее уважаемые и всеми любимые литературные метры США, такие как Г. У. Лонгфелло, Д. Р. Лоуэлл, Р. У. Эмерсон. Существует даже мнение, что именно он послужил прототипом своего знаменитого однофамильца – сыщика-любителя с Бейкер-стрит из произведений А. Конан Дойла.
У нас в стране О. У. Холмс известен в основном как поэт гражданского и философского звучания. Но в его многоцветной поэтической палитре много также и шуточных стихов, и остроумных посвящений «по случаю» (как, например, его знаменитое «Пацаны», написанное в честь 30-летия встречи выпускников Гарвардского университета и обращённое к его друзьям-однокурсникам), и гротескных баллад, и афоризмов, и анекдотов.
В своей небольшой подборке я попытался представить именно эту сторону творчества О. У. Холмса, показать его в первую очередь как поэта-юмориста, мастера острот и парадоксов. Надеюсь, мне это удалось…

__________________________ 

Предисловие к сборнику переводов О. У. Холмса "Смех до упаду", опубликованному в сетевом журнале "Новая литература" (30.02.2016)
 
 
 


Рецензии