***

 2016 год объявлен Годом российского кино. В связи с этим в моём городе Оренбурге пройдёт более 400 мероприятий, связанных с кино. Такую статистику приводит министерство культуры и внешних связей Оренбургской области. Если говорить о вкладе Оренбурга в Советско-Российский кинематограф, то окажется, что Оренбург подарил кино немало талантливых, интересных личностей. Давайте вспомним некоторых из них.
1)Сценаристов фильмов вспоминают редко. Имена актёров, режиссеров упоминают намного чаще. Но, если вспомнить такие фильмы, как «Дюба-Дюба», «Дети чугунных богов», «Окраина», то режиссёров и актёров могут даже и не вспомнить, но на вопрос «кто писал сценарий?» ответят многие. Пётр Луцик и Алексей Саморядов. Их никто не помнит по отдельности -только вместе. Один из них, а именно Саморядов-наш земляк. Он родился в Оренбурге, учился в Оренбургской школе №1. Во ВГИК поступал 4 раза, но всё время возникало препятствие в виде экзамена по иностранному языку. Именно во ВГИКе произошла судьбоносная встреча Луцика и Саморядова. Вот что писал о них кинодраматург, преподаватель сценарного мастерства во ВГИКе- Одельша  Агишев: «оба – не пацаны. Битые жизнью, гнутые свинцовыми веригами идеологии, умеющие сами добывать свой хлеб, полные замыслов, смеха над жизнью и упоения ею». Они мечтали когда-нибудь начать снимать свои истории: быть и сценаристами, и режиссёрами.  Но их планам не суждено было сбыться. Алексей Саморядов трагически погиб в январе 1994года.               

2) Наталья Меркулова российский кинорежиссёр и сценарист родилась в Оренбурге. В авторское кино пришла через документальные фильмы: «Клетка» (о ВИЧ-инфицированных детях в Иркутском регионе), «Травматизм».  Правда, сама Меркулова не уверена, что в кино она пришла: «Очень громко звучит, по-моему, я туда только карабкаюсь». Её дебютный полнометражный фильм «Интимные места»(2013) принял участие в конкурсной программе XXIV  кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи),где получил Приз «За лучший дебют». Кстати, во время конкурсного показа на «Кинотавре» в Зимнем театре дважды выключалось электричество, впервые за всю историю фестиваля   Программный директор фестиваля Ситора Алиева охарактеризовала фильм так: "Это, действительно, смелость и отчаянная попытка сделать настоящее провокационное кино. И мне кажется, у ребят это получилось" Фильм рассказывает о том, что творится за дверями квартир жителей большого города, которые по-разному трактуют собственную свободу и отношения с противоположным полом.

 
 Заслуженную артистку России Наталью Коляканова театралы знали как замечательную актрису «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева, а успех в кино пришел к ней  только в 1996 году, когда на «Кинотавре»-96 она получила приз за лучшую женскую роль — за роль в фильме Александра Сухочева «Принципиальный и жалостливый взгляд». В её послужном списке всего 31 фильм, хотя могло быть и больше: «Я часто отказываюсь от ролей в кино. И поэтому же меня часто не приглашают на какую-то роль, хотя именно я подхожу на нее… Режиссеры чувствуют мою творческую самость, мою внутреннюю волю. Я ведь существую вопреки всему!»               

Актриса Анна Шепелева родилась в Оренбурге ,окончила с медалью школу №44 после чего уехала в Москву поступать в театральное училище. И поступила на актёрский факультет ГИТИСа. Но после окончания университета долго не могла найти работу. Анну начали посещать мысли о смене рода деятельности. Но, удача всё-таки одарила Анну своей улыбкой: Шепелевой предложили роль в нашумевшем сериале «Школа» Валерии Гай Германики. После работы в сериале впервые вышла на театральную сцену, в спектакле «Кеды» по пьесе Любови Стрижак,  который суммирует опыт поколения — о хипстере, который от скуки врезается на митинге в автозак. «Кеды» стали абсолютным хитом театра «Практика»,а Анну начали узнавать в более узких кругах.
 


Рецензии