Диалог с Россией о России

                О, мать моя, Россия, Русь,
                Незыблем трон твой златоглавый,
                Люблю тебя, тобой горжусь
                Многострадальной и державной.
                Саша Чёрный

    Вечереет. Всё вокруг затихло. Передо мной раскинулось бескрайнее русское поле. Вокруг такая тишина и такое умиротворение, что кажется, вот оно счастье…      
    Как только в голове промелькнула эта мысль, передо мной возникла красивая, статная женщина, просто причесанная, неброско одетая, но такая загадочная и таинственная.
    -Знали бы вы, чего стоило ваше сегодняшнее благополучие и спокойствие. Сколько всего пришлось пережить, перетерпеть!- вдруг заговорила она.
Да, вы верно подумали: передо мной стояла Россия в образе той самой статной красавицы. Лишь глаза выдавали её усталость и печаль.
    -Матушка-Русь, отчего такая усталость и печаль?
    -Всё началось очень давно. Несчастье настигло меня в 915 году: печенеги постоянно совершали набеги, походы на мою тогда ещё небольшую территорию. Всё это вылилось в полувековое противостояние с этими кочевыми племенами. И лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось разбить врагов и завершить череду бесконечных набегов на русские земли.
     XIII век стал для меня ещё одним испытанием. Моему народу пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на русские земли обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада мои земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей – крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил мою судьбу. Ордынское иго воспрепятствовало экономическому развитию Руси, разрушило сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и пленения квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесел, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Почти 300 лет татаро-монгольское иго держало в страхе моих детей. Воспоминания об этом страшном периоде моей истории наводят печаль, ужас. Сколько тогда было выплакано слёз, сколько молитв было прочитано! Только я собралась спокойно вздохнуть, как пришла новая беда. Первая Мировая война. Опять полились слёзы, кровь. За чьи интересы сражались мои дети, кого они защищали? Мне, наверное, никогда не ответить на этот вопрос. Миновала Первая Мировая, грянула Гражданская война. Страшное было время. Сын убивал отца, брат расстреливал брата, а лучшие друзья становились непримиримыми врагами. Всё было настолько непонятно, запутанно, непостижимо. И я никогда не смогу понять и принять эти кровавые события!
    Надо было жить дальше: залечивать раны, набираться сил. Но тут грянула другая беда. Опять война. Жестокая, беспощадная. Великая Отечественная. Она отобрала у меня 27 миллионов моих детей. На многострадальной земле творилось такое, что даже в самом страшном сне не приснится. А людям, жившим в то время, пришлось пережить многое: блокаду, голод, оккупацию. Но не сломить русский народ! Всё он преодолел, выстоял под натиском врага и победили!
   -Прошло столько лет, неужели ни одна рана на сердце не зажила? Всё также больно и тяжело вспоминать события, которые уже давно в прошлом?
   -Такие раны не заживают, они кровоточат всю жизнь. Народная память должна хранить эти события, чтобы знать и не забывать насколько ужасна, противоестественна война, насколько бесценно мирное небо.
   -А светлые времена были? Были ли периоды счастья?
   -Моя судьба - это череда испытаний, невзгод и потерь. Войны, голод, репрессии, ГУЛАГ, кризисы…
   -А сейчас? Не наступило ли время покоя и счастья?
   -Порой мне кажется, что мне никогда не набраться сил, не показать в полной мере своё величие. Завистники и недоброжелатели никак не могут смириться с нарастающим моим могуществом: санкции, постоянная конфронтация, терроризм. Всё это изматывает, не даёт вздохнуть полной грудью, сосредоточиться на действительно важных вещах.
   -А дети радуют, делают счастливой?
   -Дети? Дети у меня хорошие: умные, красивые, добрые. Правда, в последнее время часто огорчают.
  -Чем?
  -Отношением. Постоянно слышу в свой адрес бесконечную критику. А некоторые  не только ругают и критикуют, но и грозятся покинуть меня: переехать в другую страну. Всё это слышать невыносимо больно. Чем я заслужила такое отношение? А может они думают, что от их постоянного осуждения я стану лучше, богаче, сильнее? Нет, не стану.
   -А может, следует начать говорить о достоинствах Родины? Может пора перестать быть сторонним наблюдателем, а стать гражданином своей страны? Ещё Белинский писал Гоголю: «Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение».
  -Хочется настоящей поддержки и понимания. Ведь я столько всего пережила и сколько ещё предстоит перенести, перетерпеть. Но не может же всё это продолжаться вечно? Когда-то должен наступить бескризисный период в жизни моего народа, моих детей?
   -Я думаю, что такой период обязательно наступит, только для этого нужно перестать без устали критиковать одним и безоглядно любить другим. Нужно спокойно и объективно посмотреть вокруг, проанализировать всё, что происходит сейчас, понять  куда и с кем мы идём, и начать действовать: работать, учиться, снимать хорошее кино, писать прекрасную музыку, создавать свою моду, свою технику.
    -И главное, перестать только говорить о патриотизме: переходите от высокопарных слов к делу. Только так можно проявить любовь ко мне. Поверьте, я так устала от ничего не значащих слов. Столько я их слышала на своём веку! Я хочу видеть, как преображается жизнь  моих граждан, как строятся новые дороги, возводятся дома, безликие улицы, деревни, города приобретают отличительные черты. Но для этого нужно неустанно трудиться и всем сердцем желать светлого будущего своей стране. Желать и делать всё возможное для скорейшего его наступления.


Рецензии