Репнина П. Н

РЕПНИНА ПРАСКОВЬЯ НИКОЛАЕВНА
1763 – 19 октября 1784

Прасковья Николаевна родилась в 1763 году (по другим источникам в 1756 г.) вторым ребенком в семье генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина (1734 – 1801) и его супруги Наталии Александровны, урожденной Куракиной (1737 – 1797).

Когда началась Семилетняя война против Пруссии (1756), молодой офицер отправился волонтером в армию генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина. Проявил храбрость в сражении при Грос-Егерсдорфе, при взятии Кенигсберга. Во время осады Кюстрина в августе 1758 г. - капитан. В следующем году Репнин командирован к союзникам во Францию, где он служил в войсках маршала Контада.
В 1760 полковник Репнин в составе корпуса графа З.Г. Чернышева участвовал в занятии Берлина. В 1762 произведён в генерал-майоры.
Николай Васильевич удачно совмещал военную и дипломатическую деятельность.
С 1763 Репнин по поручению Екатерины II являлся полномочным министром в Польше, фактически управлял там всеми делами при безвольном короле С.А. Понятовском. Его слова в сейме: «Такова воля императрицы» - имели решающее значение. Каким почётом он пользовался в Варшаве, видно из того, что в театре ожидали его приезда в то время, когда король уже сидел в ложе.
Участвовал в русско-турецкой войне (1768 – 1774) под начальством Румянцева. Как представитель главнокомандующего подписал  знаменитый Кучук-Кайнарджийский мирный договор 10 июня 1774 г.
К этому времени Николай Васильевич был в должности генерал-порудчиком и награжден орденом Свю Георгия большого креста, кавалером ордена Св. Анны, польского ордена Белого Орла и кавалером гольштинского ордена Св. Анны.
В 1778 году был послом на тешенском конгрессе, где сумел отвратить войну, примирив императора Иосифа II с королем прусским Фридрихом Великим и владетельными германскими князьями.
Во время второй войны с турками (в царствование Екатерины) князь Николай Васильевич Репнин предводительствовал войсками и в 1791 г. одержал победу под Мачином над великим визирем, за что и получил орден Георгия 1-й степени.
В конце царствования императрицы Екатерины князь Николай Васильевич был генерал-губернатором виленским, гродненским, лифляндским и эстляндским, а при императоре Павле I — фельдмаршалом и послом в Берлине.
В 1798 году князь вышел в отставку и через три года скончался в Москве.

За заслуги отца перед отечеством в 1781 году Прасковья Николаевна возводится в звание фрейлины императрицы Екатерины II.
13 февраля 1783 года она выходит замуж за князя Федора Николаевича Голицына (1749 – 1827).
В приданное на бракосочетание Николай Васильевич передал дочери деревню Артемьевскую из матвеевской вотчины князей Репниных в Костромской губении.
В 1780 г. это был починок, в котором стоял всего лишь один двор. Очевидно, после смены владельца починок стал быстро расти, и в 1795 г. это была уже деревня со 117-ю душами. Часть крестьян из Артемьевской в 1795 г. переселили в деревню Бабкино.

Брак был бездетным и недолгим, через несколько месяцев после свадьбы, молодая княгиня заболела воспалением легких, перешедшим в скоротечную чахотку.
Ей предписано было врачами ехать в Италию, но больная Прасковья Николаевна не выдержала путешествия и должна была остановиться в Смоленске у своего отца, где и скончалась 19 октября 1784 года.

На портрете Д.Г. Левицкого Прасковья Николаевна изображена с фрейлинском шифром, являющимся особым знаком отличия императорских фрейлин.
Фрейлинский шифр (фрейлинский вензель, фрейлинский знак, шифр с вензелем) — при российском императорском дворе золотой, усыпанный бриллиантами знак отличия, который носили придворные дамы в должности фрейлин.
Представлял собой брошь в виде одного инициала (монограммы) императрицы; или же двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови — вдовствующей императрицы (такой знак назывался «двойной»). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Их носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне.
А.С. Пушкин в 1831 г. приводит следующее предание об их изобретении, обычно публикуемое вместе с рассказом П.В. Нащокина (1801 – 1854) «Богородицыны дочки»:
«При Елисавете было всего три фрейлины. При восшествии Екатерины сделали новых шесть — вот по какому случаю. Она, не зная, как благодарить шестерых заговорщиков, возведших её на престол, заказала шесть вензелей, с тем, чтоб повесить их на шею шестерых избранных. Но Никита Панин отсоветовал ей сие, говоря: «Это будет вывеска». Императрица отменила своё намерение и отдала вензеля фрейлинам». (по изданию 1949 г.)
Леонид Выскочков в своей книге «Будни и праздники императорского двора» приводит замечание друга и собеседника А.С. Пушкина А.О. Россет-Смирновой (1809 – 1882) в пересказе её дочери Ольги, будто бы фрейлинские шифры ввела в практику Елизавета Петровна. Сначала она награждала ими военных за выдающиеся заслуги перед короной, но в последствие свое решение поменяла и наградила ими своих четырех фрейлин.
Более точных данных о происхождении фрейлинских шифров к сожалению найти не удалось.


Рецензии