Архитектура как метафора формирования личности
Русский аналог охранительной системы государства "Православие, самодержавие, народность" придуман в Москве великим русским масоном-теоретиком Сувориным. Это, конечно, не одно и то же. Масонская столица США Филадельфия. Основатель масонства г-н Ротшильд, чей клан контролирует всю федеральную резервную систему финансов, ресурсы, политику.
В американской символике неизменно присутствует цифра 13 (в частности, тринадцать президентов США масоны). Не только Форд, но политические лидеры, финансовые воротилы мира, тысячи известных деятелей, ученых, поэтов, композиторов, не говоря о серых кардиналах, приводящих в движение глобальные проекты, входят в их число. Масоны верят, что Ложа контролирует всё: власть, финансы, политику, торговлю. Начиная с Исаака Ньютона, Вольтер, Гете, Моцарт… лишь немногие из великого множества хорошо известных имен, кто оставил след в истории. Но об этом в другой раз.
Из Балтимора вернулась в Вашингтон на любимом Amtrac. Меня радостно встретила Susan. У нее для меня неожиданные подарки: фотографии от Betty из Орландо и сегодня украшают мой альбом, большая коробка религиозной литературы от знакомого отца Питера из Duluth, Minn. Развлекательное чтение, не перестаешь удивляться разнообразию версий библейских сюжетов, типа жизненных перипетий Девы Марии, святых. Так и стоят на полках невостребованные. Ещё получила флакон любимых духов от Vivien из Северной Каролины. Ей понравился мой парфюм, спросила, как называется. Случайный, ни к чему не обязывающий разговор. Это был "Fendi".Я растрогалась от такого знака внимания.
У Susan я всего на одну ночь. Завтра переселяюсь к Arlie & Sally Schardt. Это замечательная семья. Я полюбила их сразу и навсегда. Салли архитектор,сама себе и босс и исполнитель. Арендует офис буквально рядом с Белым Домом. Огромный Бизнессцентр, высотное здание из красного кирпича с прекрасным видом на Дворец Правосудия, ещё одна достопримечательность "колониального" стиля.
Есть у моих американских хозяев традиция показывать свои рабочие места. Салли не исключение. Привела меня в свою контору, где самым привлекательным объектом являются проектировочные стенды и столы. Зачем привела? God knows for what good purpose, возможно ради вида из окна. Это даже не отдельный офис, а огромное пространство, деленное на большие и малые квадраты перегородками, для создания видимости privacy.
В те годы вся концепция была для меня совершенно нова. Сегодня в Питере даже районы старой застройки окантованы ожерельем подобных бизнессцентров. Ничего хорошего! Но тогда идея понравилась. Вместо замкнутого квадрата, огромное, наполненное воздухом пространство, где каждому обеспечено личное место - минимальный оптимум, или оптимальный минимализм! Вместе, но сам по себе, вполне в духе времени. В Санкт Петербурге сегодня даже в старых зданиях начала 20 в. появились талантливые интерпретации подобных бизнессцентров с кондиционируемыми помещениями, с атриумом вместо внутреннего двора, с мраморными полами, кафе и переговорными комнатами, а также зимним садом и другими радостями для компенсации замкнутости пространства. Черта времени! Перекусили во французском ресторане. Морепродукты, изысканная кухня (мне не хватает воспитания и хорошего вкуса, чтобы оценить рыбную кухню).
Собственный дом появился у Салли и Арли недавно,"голубая мечта" с давних времен, но осуществили ее недавно: взяли пожизненную ипотеку и заложили мамин дом. Дом действительно красив, комфортен, удачно расположен в парке, почти в городской зоне. Есть и другие особняки, но удивительным образом их дом дает ощущение полной уединенности.Салли, как ребенок, радуется дому, не стесняясь гордится им.
Самую большую радость доставляют ей мои вопросы. Входя в дом после работы, Салли, не успев сбросить туфли, первым делом бежит на второй этаж в спальню (здесь только что завершились работы) звонить маме. Она откровенно страдает от чувства вины, т.к. поместила маму в Дом для Престарелых. Милая болтовня по телефону может длиться длинные минуты, и наблюдать это трогательно. Я сижу в кресле, как велит Салли, и "соучаствую и сочувствую", пока Салли, лежа поперек огромной кровати (под балдахином!) в своем бело-розовом интерьере, пересказывает все хорошее-плохое, что произошло за день. И это повторяется каждый день моего пребывания в доме. Затем мы идем в кухню-столовую искать что-либо поесть в холодильнике. Случается, что кроме сока, ничего и нет. Не до того. Да и неважно!
Весь следующий день провожу в Национальной Галерее (National Gallery), all by myself. Лучший день в Вашингтоне! Но об этом расскажу позже. Из музея меня забирает кто-то из знакомых туристов, чтобы вывести в свет. Спрашивает, как отношусь к китайской кухне. Мой опыт китайской кухни ограничен круизным обедом в Сингапуре, не лучшее воспоминание! Я не возражаю. Ресторан оказывается достаточно американизированным вариантом китайского ресторанчика, хоть и без экибаны и других изысков китайских традиций. Естественно, меню на английском понять можно, но названия ни о чем не говорят. Тогда мой host предлагает попробовать всё. Стол украшается блюдами, как экибана - впечатляющий вернисаж красивой экзотики. Мы пытаемся все отведать, но получается не очень.
Только выпили зеленый чай и собрались уходить.Официант приносит счет, спрашивает: "Doggy bag?". Мой эскорт, господин с впечатляющим лимузином, кивает "да". Гарсон
(в данном случае китаянка)собирает все со стола и исчезает. Вскоре возвращается с несколькими коробками и коробочками, neatly packed. My companion collected the trophy & handed it to me, when we arrived home. Велит поставить в холодильник на случай, если проголодаюсь. Я ставлю. И сразу обо всём забываю.
Когда Cалли вернулась с работы и стала жаловаться, что нет ужина, я вспомнила про китайский ресторанчик и трофей. Наш вечерний пир на двоих запомнился надолго - китайская еда, разогретая в микроволновке и приправленная специями и юмором, воспринимается совсем иначе. Столько я давно не смеялась. Полная релаксация!
Национальная Галерея в Вашингтоне своей архитектурой вызывает сильные ассоциации с Лондонской Национальной Галереей, хотя их разделяют более ста лет и судьбоносные для Европы исторические перемены (я имею в виду преобразования в России, и последующие драматические распродажи художественных коллекций). Первое ощущение, чувство физического комфорта от самой планировки музейного пространства. Просторная зона отдыха в центре со скамьями, зимним садом, with pot-trees & sky-light. Well air-conditioned!
По периметру идут относительно небольшие выставочные помещения. Должна сказать, что не была готова к главному потрясению - я обнаружила картины из Эрмитажных коллекций, знакомые по каталогам, проданные в 30-е гг. на европейских аукционах и других распродажах. Иногда рассказываю о проданных коллекциях некоторым группам, но сама вижу их впервые. Материалы о распродажах императорских и других частных коллекций стали появляться в нашей прессе совсем недавно (мне они знакомы по английским и американским публикациям). Иногда их привозили сами туристы, часто просто несколько страниц, вырванные из журналов, с подробным изложением драматических историй об этих распродажах. И не только.
В Эрмитаже и других музеях работала особая экспертная комиссия по отбору художественных ценностей для продажи заграницу с целью поднять фонды в поддержку грандиозных программ индустриализации - коллективизации и менее амбициозных задач новой властной элиты. Эти распродажи в изложении западных историков подавались как детективы Агаты Кристи. Возможно, присутствовала доля фантазии, но по сути опирались на факты. Именно из таких публикаций узнала, как русская эмиграция подняла целую кампанию в эмигрантской прессе: советская Россия "распродает императорские коллекции" (русская аристократия отличалась высоким патриотизмом, когда речь шла о "великой России").
По неопытности новые русские эмиссары пытались продавать всемирно известные предметы искусства без атрибутики, что абсолютно неприемлемо для международных аукционов. Тактику изменили, стали просто приглашать известных деятелей, послов иностранных миссий в Эрмитаж, и предлагать им понравившиеся полотна. К тому моменту в Эрмитаже были собраны коллекции Юсуповых, Строгановых, Шуваловых, Воронцовых, многих других известных дворянских фамилий. Картины продавались практически даром. Таким образом довольно впечатляющие коллекции оказались в руках секретаря американского казначейства, крупного промышленника Андрю Мелон;
у Мадам Пост, у предпринимателя Аманд Хаммера, известного "почитателя" советской системы; у многих других.
Позже возникнут проблемы с американским налоговым законодательством и Андрю Мелон подарит свою коллекцию (более 120 картин, включая двадцать одну из Эрмитажа) городу Вашингтону. За ним последуют остальные частные собиратели. Так возникнет идея Национальной Галереи. Любопытно, что в 1991г. как раз во время моего пребывания в Вашингтоне Национальная Галерея отмечала свое 50-летие (датой основания считается 1941г.)
Смотрю на знакомые полотна с приятным чувством deja-vue. Они выставлены с любовью в небольших помещениях по периметру атриума, не теряются среди множества других. В полной мере демонстрируют свое качество. Я не уверена в цифре, но 47 мировых шедевров из императорских каталогов Эрмитажа, включая "Мадонну Альба" Рафаэля, полотна Тициана, несколько рисунков Рембранта, Ботичелли, английские портреты Ван Дейка, наш единственный Вермеер, не говоря о Ян ван Ейке, Франс Хальсе и других всемирно известных мастеров украшают сегодня залы Национальной Галереи Вашингтона
Понравился отдел американского искусства, особенно портрет и пейзаж. Почему-то это свежо, хоть и старомодно. В Эрмитаже когда-то выставлялся Рокуэлл Кент (сам подарил свои картины Эрмитажу). Более никто не представлен. Американская школа в Эрмитаже отсутствует, как класс. Никогда не было. Возможно потому, что в основе лежит чисто английская традиция в американских реалиях.
Американский портрет сильно отличается от русского, он историчен и статичен. Тогда как в русской традиции преобладает психологический портрет(что не исключает историзм) Жаль,времени мало.Портреты можно "читать" часами,с ними можно общаться.
Все американские музеи очень молоды. Традиция собирательства не связана с королевскими домами, как в Европе. Практически все музеи результат индивидуальных усилий и устремлений отдельных личностей новой нации, growing & maturing. Потому даже самые ранние музеи датируются периодом после войны между Севером и Югом, не раньше. Это говорит о многом и придает американским музеям особое качество, динамику, ощущение акселерированной истории, взгляд из будущего. Трудно поверить но в Arts' Association some 7000 museums are recorded.
День получился фантастический! Посетила три музея: полдня в Галерее Филлипс (Phillip's Gallery)оказался настоящим открытием для меня.Большинство американских музеев увлекаются современным искусством, но Филлипс уникален, поскольку первым стал экспонировать работы современников. Более того подбор коллекции субъективен. С самого начала г-н Филлипс опирался на собственный вкус и своё понимание искусства.
Первый музей искусства Модерн начала века был открыт в 1921г. by Duncan Phillips, grandson of the founder of the Jones Steel Compаny. Внук еще студентом Ейльского Университета увлекся искусством модерна, даже опубликовал книгу "The Enchantment of Art" в 1914 г. Коллекцию стали собирать вместе с братом.
Музей открылся в двух больших комнатах их частного дома, рядом с Dupont Centre, now known as Phillip's Memorial Art Gallery. Отец и брат ушли из жизни в пределах 15 месяцев друг от друга, и с самого начала музей имел мемориальное посвящение! Интересен сам особняк; построен по заказу главы семьи в самом конце 19 в (поздние 1890е для точности, arch. Marshal). Особенность экспозиции в том, что сохранилась интимная атмосфера семейного дома, в котором искусство составляет привычный фон существования. Duncan Phillips женился на художнице; вместе, уже для музея, они собрали коллекцию в 2.500 картин (240 при открытии в 1921г).
Трудно передать ощущение от этих коллекций. Один O'Keefey (как Нуреев в балете) делает остальное малозначимым и не относящимся к делу. Хотя это не так! Не совсем так. Я несправедлива: две картины Брака, два портрета Гойи и Ван Гога, висящие рядом, создают парадоксальное сочетание несовместимостей. Вместе с тем дуэт, своеобразный собственный замкнутый мир. Почти то же можно сказать про пару "Repentant St.Peter" by El Greco & Renoir's "Lunch on the boat" go beautifully together,сочетаются несмотря ни на что! Strangely enough! Искусство несет дополнительную нагрузку: заставляет думать, искать точки соприкосновения, совместимости.
Здесь представлен Марк Ротко. Его абстрактный реализм сороковых гг., эта геометрия завораживает своими квадратными формами…. Залы как Храм, как место медитации. "Я создаю место" сказал Марк Ротко (картины, как витражи, вмурованные в стены, серые на черном фоне, в католической капелле Хьюстона, где умер Ротко, хорошо известны! Какие разные художники – размытые границы и рваные края Клиффорда Стилл, Поллок с его Сиреневым туманом… Разные миры.
Сегодня это полноценный музей. Пристроили крылья, увеличив площадь двукратно. Имеется успешное членство, ответственное за образовательные программы и составление фондов. Сын основателя продолжает традицию семьи, является куратором музея. Традиция вызывает зависть, возможно потому, что семья продолжает спонсировать музей, выполняя свою миссию. Люблю константу.
Полной противоположностью оказался Hishhorn Museum & Sculpture Garden, another cultural shock to me. Самая драгоценная часть коллекции представлена Дали, Танги, Миро, любимым О'Кифи с его мистическими композициями, интригующим освещением и плывущей контурной линией (насчитала шесть выставленных картин).
История создателя коллекции, положившего начало музею, полярно отличается от Mr Phillips, успешного пионера индустрии. Джозеф Хишхорн (Josef Hishhorn) оказался в Штатах с первой волной эмиграции в 1905г. ребёнком из Латвии, в возрасте шести лет в составе большой семьи. Отца потерял рано. Мать, чтобы прокормить десятерых детей, работает всю жизнь на кожаной фабрике по производству дамских сумок в Бруклине. Сын завершает свои университеты в 14 лет. Идёт работать, чтобы содержать самого себя. В 17 лет он брокер на Уолл Стрит.
Раннее увлечение искусством выразилось в собирании картинок из календарей страховых компаний, которыми обклеивал комнату. Его брокерский талант, дар предвидения во время финансовой депрессии 1929 г. сделал его миллионером к тридцати годам. Особенно его компания разбогатела на вкладах в Канадские разработки руд. "Хишхорн Со" добывала сотни млн тонн урановой руды.
Джозеф Хишхорн в тридцатые годы становится страстным коллекционером - покупает все, что идет навстречу, не заботясь о репутации художника. Ему не важно, сделал художник себе имя или нет. Именно это качество сделало его коллекцию неотразимой. Рассказывают: однажды, когда дилер стал давать советы, как дешевле приобрести картины малоизвестного художника, Хишхорн злобно ответил, что "искусством он занимается не ради денег". В шестидесятые годы его коллекции пытаются приобрести музеи Англии, Израиля, Италии и Швейцарии. Но у иммигранта есть скромная амбиция - учредить музей своего имени в Штатах. На меньшее не согласен.
Мэром Нью Йорка в это время становится Нельсон Рокфеллер, сам успешный собиратель живописи. Личное вмешательство президента Линдона Джонсона обеспечило успех и место для музея: Independance Ave.8th Str.Washington, DC. В 1966г. Джозеф Хишхорн дарит всю свою коллекцию городу: 4000 картин и рисунков, 2000 скульптур, добавив к подарку еще один миллион долларов. В 1974 г. состоялось открытие впечатляющего музейного комплекса (арх. Гордон Баншафт) с именем дарителя.
That’s what I call success! На мой взгляд жизнь состоялась, при том по собственному сценарию. Он продолжает собирательство до самой смерти. Когда ушел в 1981 г. в возрасте 82 лет, он успел добавить еще более 6000 предметов искусства к первоначальной коллекции. Музей впечатляет современным дизайном: оригинальный по форме с большими открытыми пространствами, верхним освещением, комфортным обслуживанием, которое превращает посещение в праздник. Групповые туры на всех языках, множество кафе и художественных магазинов. В девяностые годы музейный сервис воспринимался русским человеком как подарок Свыше. В США моя гидовская лицензия открывает все двери: badge на лацкане позволяет не только передвигаться по всем выставкам бесплатно, но выходить и возвращаться по желанию.
Открыла интригующую форму строить выставку по принципу противопоставления идентичных работ двух авторов, принадлежащих не только разным художественным школам, но разделенных столетиями. При этом представляющих психологический дуэт, парность противоположностей (в дотиражную эпоху). "Мост над бездной" назвала этот феномен недавно ушедшая Паола Волкова, используя как иллюстрацию фреску Сикстинской Капеллы Микель Анджело: две руки, протянутые навстречу друг другу в стремлении прикоснуться. Это могли быть два портрета: уже помянутые Гойя в паре с Ренуаром, или пейзажи, типа Тернера и Айвазовского, или жанровые композиции, к примеру француза-голландца - а real challenge сочетать старого мастера и импрессиониста. Реакция посетителей разная в зависимости от широты восприятия, общей образованности, способности видеть аналоги. Даже внутри одного течения такое сопоставление представляет психологическую игру (like Mary Cassatt & Sezanne).
Tретий музей в этот день - the Concoran Gallery of Art - один из трех самых ранних музеев США. Он основан в 1859 г. в Вашингтоне, вместе с Methropolitan in New York и Fine Arts Museum in Boston. Музей вобрал в себя частные коллекции: Dutch & Flemish, 17th cent. of Edward & Mary Walker (French Impressionists), некоторые другие, не столь значимые. Основатель музея W.W.Concoran, успешный бизнесмен и соучредитель известного Riggs Bank, сам пригласил архитектора James Renwick построить здание под художественные коллекции в стиле французского ампира. Сегодня музей сильно разросся. Помимо художественных коллекций живописи, рисунков, гравюр и проч. музей имеет уникальную коллекцию ранних фотографий, охватывающих половину столетия. Основатель г-н Конкоран был сфотографирован в 1850х, что положило начало этой фантастической коллекции, которая сегодня насчитывает более 2000 старых снимков. Уникальная коллекция! О Конкоран Галери можно рассказывать бесконечно, но лучше посетить.
Следующие пять дней проведу в обществе Mr/Mrs Lloyd Bartell. Проеду три штата: Вашингтон, DC, через Северную и Западную Вирджинию в штат Охайо, с посещением трёх университетов, поживу в доме Lloyd Bartell & cемьи, где мы все дружно, включая дочек, подготовим документы для поступления сына в American University, Wash. DC.
Возвращаюсь в Вашингтон. Встречает меня Sperry Lei. Это новый персонаж. Quite a character! Высокий сухощавый джентльмен с красивой волнистой шевелюрой седых волос, with blue eyes looking into your soul, чем ностальгически включил детскую память о моём дедушке Логин Дмитриевиче с таким же проникающим в душу взглядом. Sperry Lei с женой были частью той самой группы "Некоммерческих фондов", которая инициировала мой визит в Штаты.
Sperry Lei принимает меня как-то слишком всерьез. Их дом расположен в самом дорогом квартале Вашингтона. Kаждое утро я нахожу на столике в прихожей газеты-журналы, приготовленные для меня, с выделенными колонками последних новостей, на которые следует обратить внимание. Он же снабжает меня картами и каталогами музеев. Sperry всю жизнь работал в дипломатической службе: в Греции осуществлял План Маршала в пятидесятые годы, тогда и женился на гречанке. Во время Второй Мировой войны служил в Военно-Воздушных Силах США в Японии (меня всё подмывало спросить, не он ли сбросил бомбу на Хиросиму-Нагасаки).
Sperry наполнен политическими историями. Его любимая тема: огромное высотное здание, построенное в центре Вашингтона для Посольства SU, которое стоит невостребованным по причине того, что новое здание американского посольства в Москве "is bugged". Эту историю широко освещала наша пресса, благодаря новым порядкам. Сенсации в моде. Такие времена!
Моя жизнь в Вашингтоне идёт по сценарию Сперри и Анны, его греческой жены. Я делаю все, чтобы сократить свое пребывание в их доме, но безуспешно. Мои отношения с Анной идеальны. После 40 лет в Штатах она нисколько не изменила себе, осталась гречанкой по сути. Пытаюсь сказать, Анна сохраняет европейский менталитет, образ жизни и даже акцент. Она всегда воюет с системой, где бы ни находилась. Ann‘s fighting the system all of her life.
В день приезда Анна изложила программу моей жизни на ближайшие дни, которая оказалась еще хуже, чем в Миннессотте. Цитирую: 8.30 "завтрак" в частном доме (для устроителей программы); 10.00 - 13.00 "круглый стол" в Демократическом Клубе. Далее мероприятия следуют одно за другим с минимальными перебивками. Должна сказать, опыт оказался и необычным и занимательным. Меня опять позиционируют как общественную фигуру (достаточно наивно!) На мой взгляд, общественное движение давно утратило смысл и силу что-либо изменить и повлиять (сказывается моё воспитание в тоталитарной системе).
Демократический Клуб объединяет женское движение в Иране, Ираке, Ливане, других странах региона. They are real fighters, для которых война в Персидском заливе является личным делом. Любопытно, что на собрании Клуба присутствуют американские дипломаты из разных стран: Кении, экспосол в Камбоджи,других стран третьего мира. Суть в том, что выступления носят столь серьезный, эмоциональный характер, словно выступают с трибуны ООН. Единодушно осуждают политику США в Персидском заливе. Странно, но мне не скучно, накал страстей затягивает, включает в этот политический спектакль. I never feel tired, rather personally involved, like I’m related to these people. Запомнился один хлёсткий комментарий деятельницы из Ливана, она как бы подвела итог разным выступлениям: "What Bush wants is Saudi oil, Egyptian free labour & American policy". Well, fair enough. К счастью, моего мнения никто не спрашивает.
Необходимость отключиться от всего этого привела меня в Национальную Галерею. Полдня прошло в полном одиночестве, good for me. Когда вышла шел дождь, город выглядел поэтично в розовом цвету вишневых деревьев, не передать! Странно видеть вишневые деревья в самом центре метрополии.
Вечером ждет "ужин с друзьями". На самом деле холодный буфет с большим разнообразием закусок, свободным перемещением в пространстве в ритме танго, с бокалами или тарелочками, вернисажем лиц и тем.
Выделю одно значимое событие: посещение Культурного Центра Стекла по приглашению японского посла в US. Приглашение персональное, специально для Сперри Ли (и иже с ним). Масштабное мероприятие проходит при большом стечении приглашенных: дамы в вечерних туалетах с бокалами Шампанского, личное приветствие и рукопожатие японского посла и его жены при входе… Всё по протоколу, как на дипломатических приемах. Потом всех приглашают на просмотр фильма "О японской архитектуре". It’s most impressive, better than reality (this I know well enough!) with an emphasis on Preservation of the Heritage (every nation is concerned, except Russia).
Затем следует "Обед с Друзьями" для избранных. Это оказалась "старая гвардия" (их ещё называют "old school tie"). Все знают всех: либо служили, либо учились вместе, чьи пути перекрещивались на дипломатическом поприще. Мне скучно, я устала от светских игр. Пытаюсь поддерживать случайные беседы.
ANN the Greek, Sperry's wife, is a good psychological study, so sure of her mission! Я не устаю её изучать. Помимо общественных обязанностей, любимое занятие Анны состоит в том, чтобы время от времени летать в Японию, скупать кимоно в товарных количествах, переделывать под вкусы местного beau-monde и устраивать костюмированные вернисажи.
Недавно они переехали в новый дом. Анна переделала его на свой вкус; с гордостью водит меня по комнатам - не столько показывает, сколько рассказывает о себе. Ей льстят вопросы, я фотографирую детали. Мне искренне все нравится, хотя дом не в моем вкусе: too much of everything: nick-nack of all sorts, яркая мишура, разнообразное не то. Дом как продолжение хозяйки!
Последний день особенный. С утра Анна сообщает, что отправляемся shopping. Это оказалось не столь результативно, сколь развлекательно. Анна накупила много всякой ерунды для неведомых целей. Много веселимся.Я предлагаю подкинуть меня в Concoran Gallery (в первый визит успела мало) "OK, but first we'll have lunch in my favorite restaurant." Это оказался милый французский ресторанчик, где ее узнают, сразу отводят за "свой" столик. Сидим вдвоем, болтаем ни о чем, for once. Похоже ей нравится приводить своих гостей в это уютное место.
Должна сказать, американское искусство у нас мало известно. Concoran Gallery самая ранняя в округе Колумбия, основанная в 1870г. банкиром и филантропом, она обладает ранними коллекциями старых мастеров, европейских и американских. Американская школа созвучна русскому человеку. Для меня откровением стала Hudson-river school, самый близкий аналог русским Передвижникам. Особенно в жанре пейзажной живописи и, пожалуй, портрета.
Портрет занимает значимое место в американском искусстве - портрет, как исторический документ! Зашла в отдел портретов и жанровых композиций by John Sergent (жаль, у нас нет его картин). Mary Cassatt, very special, with a mystic touch, создает свой особый мир, не просто картину, а пространство. Имеются отделы голландской, фламандской, французской живописи. Всего одиннадцать картин от г-на Вокера, но каких! Дега, Ренуар, Моне... Abstract Art, Expressionism, Pop Art, Minimalism are also represented in quantities.
Мой последний вечер в Вашингтоне оказался неожиданно очень домашним. Мы сидим в гостиной, говорим об искусстве и путешествиях, горит камин. Sperry, как мальчишка, бегает вверх по лестнице в библиотеку, чтобы принести какие-то книги по искусству для справок, невероятно тяжелые. Сперри человек неординарный. Глядя на него, я думаю какая я буду в его возрасте, лет через 20… столько энергии, интереса к жизни, доброты, трогательной заботы и внимания. Этот вечер остался со мной еще и потому, что Sperry сумел дозвониться в Питер, я поговорила с Танюшкой (Л.В. еще не вернулся с работы). Дочка весело болтала обо всем, я слушала ее как музыку, что им без меня хорошо, что все здоровы и волноваться не о чем.
Завтра начинается дополнительный маршрут, первоначально не входивший в мои планы - в Новую Англию (город Милфорд, штат Коннектикут). Но об этом расскажу особо.
Свидетельство о публикации №216042301493