Серьги

Читала отрывки из романа известной немецкой писательницы Катарины Хакер, с которой однажды встречалась на днях немецкой культуры в Казани в 2006 году. Бледная жизнь потерянного  послевоенного поколения Германии на фоне многочисленных, «говорящих» о судьбе поколения предметов. И мне почему-то вспомнились бабушкины серьги…

Одно из ярких воспоминаний детства – бабушкина шкатулка- настоящее сокровище для маленькой девочки. В ней бабушка хранила свои украшения  –  бижутерию с разноцветными «каменьями» - стекляшками. Но одни серьги выделялись из массы дешевых «блестяшек». Это были небольшие  круглые бусины из зеленого бутылочного стекла, нанизанные на медную проволоку. Видно было, что это старые  серьги ручной работы, сделанные очень аккуратно: стекло тщательно обработано, на медной дужке были небольшие украшения – чувствовалась рука мастера.

Однажды детское любопытство взяло верх и бабушка рассказала, что эти необычные серьги – работа немецкого военнопленного, одного из тех многочисленных пленных солдат, которым пришлось участвовать в восстановлении ими же разрушенной и истерзанной страны. Многих из них отправляли во время и после войны за Урал и в Сибирь.
 
Местное население трудилось для фронта, голодали, бабушка рассказывала, как ее мать ухитрялась накормить семерых детей стряпней из лебеды. Бабке моей в ту пору шел двадцатый год, пора юности, любви,  да только женихи все были на фронте, а невесты выполняли мужскую работу в полях и на производстве.  Моя бабка водила машину и работала на комбайне, какая уж тут романтика. Получали похоронки на своих казаков. А тут еще эти … фрицы -  оборванные, грязные, голодные - на победителей совсем не похожи.

Но на то она и Сибирь, что каждому человеку здесь место найдется: в России от сумы да от тюрьмы зарока нет и ссыльно-каторжные всегда составляли значительную часть населения. Здесь отношение к ним другое было – сибиряки всех принимали…и своих, и чужих, куда ж их денешь.

Среди пленных был мастер, которых в  Германии называют Goldschmied, а в России  –  золотых дел мастер: мастерил простенькие украшения из подручных материалов - бусы, серьги, колечки. Удивительно, что даже страшная война не может отменить юность,  вот и повадились местные барышни после полевых работ ходить к лагерю военнопленных, среди них была и моя бабушка. Меняли картошку и хлеб на нехитрые украшения – хотелось быть красивыми, да и немчуру было жалко – тоже ведь люди. Вот и несли голодные, измотанные на работе девчонки картошку и хлеб таким же голодным и изможденным пленным немцам.

С тех пор прошло много лет и я не знаю, выжил ли тогда  тот золотых дел мастер, но у меня на ладони лежит его произведение - те самые серьги из бутылочного стекла, которые помогали немецким военнопленным пережить плен и украшали нелегкую военную юность моей бабушки.

Многое изменилось с тех пор, романы о потерянном поколении Германии опубликованы и награждены всеми возможными литературными премиями, оправданы за свою неграмотность фашисты,  а моя боевая 94-летняя бабка иногда вспоминает, как они с подружками носили хлеб и картошку пленным немцам.


Рецензии
Просто и со смыслом. Взгляд на последствия войны под другим углом зрения.

Лунная Красотка   07.12.2017 22:49     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Лунная Красотка, за прочтение и рецензию. Творческих успехов Вам!

Людмила Устинова   08.12.2017 06:38   Заявить о нарушении