Степанова задумка. глава вторая

     Жена снова попыталась образумить мужа.
     - Что-то я не припомню, чтобы в нашем роду юбки домом командовали ! Цыц - и ни слова больше ! Забыла, как стремянку в дом приносила ? Так я тебе напомню !
      А со стремянкой случилось следующее. Степан из казаков был, род у них древний, крепкий, еще при царе-батюшке сынов со всей  воинской амуницией вместе с конем служить России отправляли. Отец у Степана строгий был. Все обычаи  соблюдал. А сын у него учился. И вот, уже живя своим домом, однажды сел обедать и тут же зовет молодую жену. Та прибегает, а он ей :
     - Стремянку, Феня, принеси.
     - Зачем это?
     - Принеси, сказал.- А сам на нагайку поглядывает, что над дверью висела.
     Та за стремянкой.
     - Лезь !
     - Куда ?
     - Наверх. И посмотри, чего на столе не хватает.
    Всего-то и делов было- солонку забыла поставить. Но урок на всю жизнь запомнила. А потому лишний раз на рожон к мужу не лезла. Она, конечно, могла пошуметь среди станичных баб, а на своем базу- никогда. Степан чуть что- за нагайку хватался. Правда, ни разу в жизни жену не ударил, но на нее, нагайку эту, иногда поглядывал.
     И двух сынов  так воспитал. В строгости и почтении и к своему роду и к соседям. Нигде и никогда не услышал о детях слова дурного. Как говорится, своим примером жизнь диктовал. И вот на тебе! На старости лет втемяшил в голову невесть что. Мать кинулась к сынам, чтобы образумили отца, но тем идея бати пришлась по душе и они, хохоча, сказали :
     - Отличная затея, мамка ! Мы себе памятники тоже на базу увековечим !
     Хлопнув дверью, Фаина быстрым шагом пошла в сельсовет.
     - Иван Кузьмич, это что же за времена наступили ? Старый-то мой чего удумал ?! Памятник себе при  жизни на собственном подворье поставить ! Помоги, родимый, образумь ты  его !
     Председатель посмотрел на нее, потом, переспросив еще раз ,  что задумал Степан, улыбнулся :
     - Да что такого-то, Фаина Тихоновна ? В своем же базу, не на Красной площади в Москве будет стоять памятник ! Пусть делает !
     - И вы туда же ! Ну как вы не понимаете : пожилой человек, уважаемый станичник и на тебе- памятник ! Ведь на посмешище себя выставляет ?!
     - Почему на посмешище ? Жизнь он прожил достойную, казак справный, честь и совесть сберег, не то что некоторые ( намекая на сбежавшего в Германию Митьку Караушникова ). Выстоял, не сломался , народ поддерживал. Ну и, конечно, где еще такого Щукаря найдешь ? Один он у нас такой, как хороший баянист, на три деревни ! Не расстраивайтесь, Фаина Тихоновна ! Ваш муж все правильно делает ! Имеет право !
     Домой Фаина  вернулась в полном смятении. Степан сидел на лавке под своей любимой яблоней . "Небось , место прикидывает, где лучше памятник определить ". И не ошиблась.
     - Феня, поди сюда ! Вот ищу  место, откуда фигуру мою будет хорошо видно.
     - Ох, Степа !- начала было та.
     - Опять ?! Сказал же !
      Время шло, но скульптор, обещавший приехать в станицу, так и не приехал ,  и Степа стал не на шутку волноваться. А тут, с утра, зашел к нему по-соседски Иван Шнуров, тоже уже восьмой десяток разменявший.
     - Слухай, Степан, что я надумал. Твой скульптор из города сюда не приедет, это я тебе какое хошь слово дать могу.
     - Как это ? Он же обещался ! Мужик он или как ?
     - Или как, Степа. Они сейчас все "или как", в смысле никакие. Ну скоко ты ему заплатишь ? Вот, то-то и оно. Это первое. Второе. Дело твое  с высшей инстанцией не согласовано, а вдруг кому в районе не пондравится, что каждый казак будет себе при  жизни статуй этот  устанавливать. Кто разрешил, да кто слепил, в общем, зачем этому скульптору твой геморрой ? А я вот шо надумал. Ты Петра Лосева помнишь ? Вот. А у него внук есть. Парню уже скоро в армию, казак что надо будет. Со временем, конечно, батя у него правильный. Ну так о чем это я ? Этот Димка, внук, хорошо лепит всякие там фигуры. Зверей разных, опять же, клумбу может украсить чем скажешь, вазу с цветами из глины слепит. В общем, наш учитель истории сказал, что ему, Димке-то, опосля школы прямая дорога в училище, где этих , как их, забыл, учат...
     - Скульпторов.
     - Во-во. Так я к чему. Пойди к нему, он тебе любой твой бюст вылепит. И денег не возьмет. Ему сейчас обучение нужно. Тренировка, чтобы руку набить. А ты ему и поможешь.
     - А сумеет ? Человека ведь лепить, а не зверюшку.
     - Еще как. Сам увидишь какую он Афродиту, выходящую из пены вылепил, шельмец.
     - Что еще за Афродита ?
     - Да пес ее знает ! Говорит, богиня такая есть.
     Через месяц Димка Лосев и вправду изготовил фигуру Степана, причем в полный рост, только в уменьшенном варианте. Работой Степан остался чрезвычайно доволен. Вместе с начинающим скульптором с осторожностью положили памятник на тачку и повезли на подворье хозяина.
     На следующий день фигура хозяина красовалась на базу рядом с развесистой  яблоней, любимым деревом Степана. Пока мужики любовались проделанной работой, возле двора заурчала машина.
     - Кого там еще принесло ни свет ни заря ?
     - Здравствуйте, Степан Ильич ! - мужчина, протягивая руку хозяину, застыл на месте: - Это что?
     - Скажете , не похож ?
     - Не скажу. Похож, и даже очень похож. И кто же  это сделал ?
     - Так вот он, герой. Дмитрий Лосев, казак, собственной персоной.
     - Позвольте представиться, молодой человек. Директор художественного училища Старковский Аркадий Леонидович. Скульптор.
     - Я видел ваши работы в музее. Особенно меня  поразила "Белая лошадь".
      
     - Спасибо. Чем думаете после окончания школы заняться ?
     - Так это. Попробую еще раз поступить в училище. В прошлом году не приняли . Ну, а если не примут, то осенью в армию, как все.
     - Вот вам мой телефон, как приедете, сразу же позвоните. Как там говорится: помогать нужно талантам, ибо бездари сами пробьются.
     Первым опомнился хозяин. Он уже давно заметил на пороге Фаину, подающую мужу знаки.
     - Прошу в мой курень, товарищ скульптор. Чем богаты...
     - Спасибо. С удовольствием.
     За столом еле уместились набежавшие соседи и проходившие мимо станичники.
     - Ну Степа, снова отчебучил. Когда только угомонишься ! Ишь, какой человек к нам пожаловал ! А ты вот его не дождался !
     Сконфуженный Иван стоял поодаль. Степа подошел к нему:
     - Не тушуйся, казак ! Как видишь, осечка вышла в твоем прогнозе. Приехал директор. Ну да ладно. Зато Димка наш учиться будет у самогО! Как говорится , первый зачет с моей фигурой у него уже приняли ! Гарный казак вырос ! И скульптор слово сдержал ! Это главное ! Ну, а Димке моя фигура будет напоминать, чтобы род свой помнил, когда к нему слава придет .
     - А как же ты, Степа ? Твой юбилей ? Памятник хотел открыть торжественно, станичников созвать.
    - Зачем ? Уже открыли, уже люди пришли. Вот оно,- показывая на стол с гостями, добавил,- мое  богатство !
     После своего юбилея Степан прожил еще почти восемь лет. Проводив свою верную Фаину в последний путь, сам упокоился рядом через полгода. А памятник стоит себе по-прежнему у старой яблони и теперь уже старший сын Степана ждет в гости своего земляка Дмитрия Лосева, чтобы заказать такой же , как и его отец, известный станичный балагур и шутник Степан Ильич Мазуров.


Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии