Возвращение к мирной жизни

   Небольшая река Унава разделяет город и Заречье. На высоком правом берегу расположился живописный, уютный украинский городок Фастов, а на левом, по равнине до лесного массива, простираются зареченские колхозные поля. Жители Заречья и близлежащих поселков добираются в город благодаря мосту, выше которого воды реки перекрывает плотина, образуя водохранилище, из которого город снабжается водой.  Весной, во время таяния снегов, вода переполняет его, смотрители плотины открывают шлюзы, сдерживающие накопившуюся воду, которая стеной с грохотом устремляется вниз, заливая пойму реки вплоть до нашего дома. В это время ребятня, наблюдая за игрой проснувшейся после зимней спячки реки, торжествует.
   Но самое интересное происходит после опускания шлюзов. Река успокаивается, возвращается в привычное русло, а зазевавшаяся рыбешка остается на берегу. Я, с соседскими мальчишками, с нетерпением ждали весенние разливы нашей реки и каждый раз мы с ведерками в руках следовали за отступающей водой, собирая пескарей, плотвичек, окуньков, а если повезет, то попадались щуки. После удачной «рыбалки», веселой гурьбой, хвастаясь  встречным, мы спешили домой. Этот промысел помогал нам в тяжелое военное время, вносить свой вклад в пропитание семьи.
   Мой родительский дом расположен недалеко от моста, напротив старинной деревянной церквушки. В семнадцатом веке, когда штаб войска гетмана   Богдана Хмельницкого размещался в Белой Церкви, что в тридцати километрах от Фастова, а курень атамана Палия находился в нашем городке, казачий атаман построил ее.
   В этой церкви, нареченной в честь праздника покрова Божьей матери Покровская, в 1937 году меня окрестил православный священник Лука Жолобовский. Здесь он правил службу, пока (в этом же году) его арестовали и отправили на соловки, не доехав к месту ссылки, он погиб. В советское время церковь несколько раз закрывали (последний раз при Хрущеве в 1960 году). Только с 1990 года, отстроив ее с помощью верующих после разграбления, православные священники несут здесь службу по настоящее время.
   После победы фронтовики начали возвращаться домой. В теплые, солнечные дни я проводил время у реки, купаясь и играя в компании соседских ребят. При появлении на мосту мужчин в военной форме, все бежали к ним. Каждый надеялся встретить своего отца.
   Однажды, теплым летним днем, после обеда, со станции приехал сосед и сообщил о прибытии с Запада военного эшелона: - «Анна, вояки разгружаются, видел твоего Павла!» - сказал он маме. Я побежал в сторону города и, запыхавшись от бега и нахлынувшей радости, на мосту встретил группу мужчин в военной форме, они остановились и, улыбаясь, смотрели на меня. Но как мне, после долгих четырех лет разлуки, узнать родного отца? Я обратил внимание на усатого, с добрыми глазами мужчину. Интуиция подсказала: - «Это он, мой отец!». Папа поднял меня, прижал к своей груди, потом взял за руку и мы направились домой. У калитки состоялась бурная встреча. Мама, бабушка Лена, сестренки Надя, Лена и Катя со слезами на глазах бросились обнимать и целовать отца.
   После возвращения отца, для нашей семьи закончилось голодное, холодное существование. Он соскучился по нормальному мирному труду и, чтобы семя не знала нужды, брался за любую работу. Пахал, сеял и убирал урожай на колхозном поле; работал на заготовке дров и расчистке леса. На каникулах я везде был с отцом и помогал ему.
                20.04.2016г.


Рецензии