Послевоенное детство

   С кухни, через открытую дверь, проникает аппетитный запах жареных картофельных оладушек. Сквозь утреннюю дрему донеслось: - «Николка, вставай, пора в школу!» - бабушка Лена стоит на пороге спальни – «Умывайся и садись завтракать».
   Выскочив на крыльцо, я подбежал к умывальнику. Бодрящая вода прогнала остаток сна. Яркие лучи солнца, встречая теплый майский день, освещают подворье. Сирень, цветущая у калитки, наполняет еще прохладный утренний воздух благоуханием.
   После завтрака, подхватив брезентовую сумку с тетрадями, я выбежал за калитку. По дороге в школу встречаю, больше чем обычно, жителей городка. Они возбужденно делятся радостной вестью о конце войны, объявленной по радио. Вот и поворот на улицу Льва Толстого, где расположена школа № 1. Рядом с нашей школой военнопленные немецкие солдаты разбирают остатки разрушенного войной здания, которое будет ими восстанавливаться.
   Со стороны школьного двора доносится шум толпы, это началось торжественное построение. В руках многих школьников ветка сирени. Так наступил долгожданный мирный день – день Победы 9го мая 1945 года, а спустя две недели, после окончания первого класса, у меня начались каникулы.
    В трудные послевоенные годы, для поддержки семьи, многие держали коров. С ранней весны до поздней осени подростки выпасали их на лугу, а также, после уборки урожая, в поле. Во время выпаса Зорьки, так звали нашу кормилицу, я не расставался с книгой. Так до окончания школы, я прочитал почти все собрание Бальзака, несколько романов Александра Дюма, Виктора Гюго и многие произведения русских и советских писателей.
   Во время уборочной страды все школьники привлекались для работы в поле или на колхозном току. При жатве после комбайна оставались копны соломы, которые при помощи лошади, впряженной в волокушу (трехметровое бревно) собирались в большие скирды. Мы с напарником часто работали на скирдовке соломы, один управлял лошадью, второй заводил под копну волокушу. Так, начиная с начальных классов, мы проводили свои каникулы.
                *
   Мое желание стать летчиком истребителем зародилось в жестокое военное время, когда детское сердце сжималось от звука пикирующих немецких самолетов и разрывов бомб. В начале учебы в девятом классе, прибывший в Фастов представитель Центрального аэроклуба города Киева, предложил мальчишкам осваивать профессию летчика, я с радостью согласился. Собралась группа со всех школ в количестве пятнадцати человек. Нам предстояло два раза в неделю посещать занятия в местном аэроклубе, весной сдать зачеты по теоретической подготовке, а после выпускных школьных экзаменов – летная подготовка на аэродроме под Киевом.
   Мой инструктор, как и многие другие, участник войны, имел опыт боевых действий и ранения, но любовь к небу привела его в аэроклуб, обучать мальчишек летному мастерству. После вывозной программы и контрольного полета с командиром отряда, застегнули ремни в пустой кабине инструктора и выпустили меня в самостоятельный полет. Трудно передать те чувства, которые я испытывал. Радость, восторг, настороженность – разом нахлынули на меня. Не было только никакого страха, на это не было времени, я был занят управлением и новым чувством свободного полета:
          И не забыть мне тот полет,
          Я пел в нем песни и кричал
          О том, что крылья я обрел,
          Как будто птицею я стал!
   После посадки и доклада инструктору о выполнении летного задания, я понял – в 17 лет мое детство закончилось. Впереди ждет учеба в военном летном училище и служба по защите воздушных рубежей Страны.
                12.01.2016г.
   


Рецензии
Здравствуйте, Николай!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/12/05/1806

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   02.01.2018 10:50     Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение. С уважением, Николай.

Николай Клевайчук   05.01.2020 11:54   Заявить о нарушении