Сердце хирурга

      
 Подлинным хирургом может стать только     человек с благородным и добрым сердцем.
                Ф.Углов

ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ  УГЛОВ – советский и российский хирург, доктор медицинских наук, профессор.             
 
.....................................
               
               
-Нина, ну как Илюша сдал вступительные? – спросила я, встретив приятельницу и куму по совместительству, у магазина.

-Сдал все на 5-ки и только сочинение на 4.  Две ошибки допустил.

-Значит,  его примут на бюджетную основу?

-Конечно. Он набрал нужное количество баллов.

-Значит, мой крестник станет врачом? - констатировала я.

-Да, станет врачом. И я уверена, очень хорошим, - с  гордой уверенностью за  мальчишку заявила Нина.  И продолжила: -  Как-то у меня скакнуло давление. Вызвали «Скорую».  Лежу на диване. Илюша подошел ко мне и спрашивает: - Ты не помрешь? – Нет, родной, не умру, стараясь бодрым голосом пообещать ему.   – Когда я вырасту, куплю «Скорую помощь» и буду тебя лечить, сказал тогда мой Илюша.  В то время  ему не было еще и четырех лет. 

……………………………………………………

Прошли года.

……………………………………………………

И вот ее Илюша  уже кардиохирург.  Опытный, знающий профессионал. Более тысячи операций   сделано им, за неполные  два года    работы.  И все  его «сердечники» уже на третий день свободно расхаживали по палате,  и   здоровыми  благополучно  возвращались домой.

          …………………………………………..

-Нина, - забежав к приятельнице за учебником по химии для сына, поинтересовалась я Илюшей, которым  гордилась подруга, и было за что. – Как у ребенка успехи?

-Успехи хорошие. А отчего им не быть? Свою профессию он осваивал, едва переступив порог Университета.

Нина говорила  истинную  правду. Я-то знала, что  мальчишка с первого курса стал работать в больнице санитаром в кардиологическом отделении. Учиться  и  параллельно работать – очень трудно. Да еще в медицинском заведении.

-Илюша, - говорила ему Нина. – Тебе трудно одновременно учиться, вести научную работу, и  дежурить в больнице. Может тебе  с работой пока  погодить?

-Работа в кардиологическом отделении  мне нужна для моей научной работы, а работа санитаром  - для познания основ медицины, - отвечал её мудрый отпрыск. 

После лекций  в Университете до 16 часов,   мальчишка  отправлялся в больницу, и дежурил  в реанимационном отделении  до утра, а  утром, к  8-ми часам   бежал на занятие.

К концу 3-го курса  в больнице его перевели в разряд медбрата.

……………………………….

-Нина, -  встретив  куму, после довольно длительного перерыва, спросила я. – Как  дела у Илюши?

- Университет окончил с «Красным» дипломом и  пятнадцатью  опубликованными научными  работами, в области проводимой им изыскательской деятельности, - как всегда  с гордостью в голосе сказала она, и похвасталась:    Крайздрав  направил его  в Московский кардиологический центр им. Бакулева, для прохождения ординатуры.

После я узнала,  окончив ординатуру,  Илюша   сразу поступил  в аспирантуру,   параллельно повышая свое профессиональное мастерство в ведущих клиниках страны: Москвы, С-Петербурга, Новосибирска, куда его направляет местное руководство.

……………………………..

….Работа врача, а тем более хирурга, кроме идеальных знаний основ профессии предполагает постоянное самосовершенствование. Это область где всегда есть и будет место для инноваций, новых открытий, методов и лекарств…..
                Ф.Углов
……………………………..

-Нина, - как-то сказала я подруге. – Слушай, я такого наслушалась о твоем  Илье от его пациентов, больно  уж он добрый врач,  отчего у меня зародились опасения, как бы мальчишка  не надорвал  собственное сердце своим  сердечным отношением к пациентам?

………………………………..

……Ерунда это. Хороший хирург(врач) все страдания своих пациентов пропускает через свое сердце…
                Ф.Углов

…………………………………

-С  самого  раннего детства я внушала  Илюше  социальную значимость врача, - твердо заявила  Нина. -   Что лечат не только лекарства, выписанные врачом, сколько его внимание и слово, - сев на своего любимого  конька, отчеканила моя подруга – профессиональный психолог.

-С таким отношением к пациентам  ненадолго хватит сердца врача, тем более – хирурга, - гнула я свою доказательную линию в защиту  своего крестника.

……………………………..

….Хирург должен сострадать своим больным, а иначе ему не место у стола, и вообще в медицине…
                Ф.Углов
………………………………..

-Каков врач, такое у него и сердце! -  подвела итог  подруга  своим  словами. – Я ему постоянно внушала и до сих пор не оставляю своих утверждений, -  не сдавалась  она. -  Запомни, Илюша, говорю я ему, пройдут годы, и ты  станешь стареньким, и  у тебя появится необходимость   обратиться к  врачу узкой специализации. И если он(она) скажет тебе: -  Что же ты, дедушка, хочешь? Тебе уже 92 года, а ты все ходишь по кабинетам. 

Нина замолчала, чувствовалось, она переживала в себе  озвученную  ситуацию, и, посмотрев на меня, добавила:

-В таких случаях, говорю я  ему, вставай и уходи из кабинета. Это не врач, это случайное бездушное, существо, начисто лишенное профессиональной врачебной  этики, как впрочем, и  знаний.

-Ну, ты уже полезла со своей этикой. Это у вас, психологов, слюни и сопли,  с этой, самой этикой. А у врачей отрезал, помазал, уколол, и вася не чешись, - выдала я свое видение этой самой медицинской этики.

-Нет, ты не права. Сердце врача должно принадлежат его  пациентам. Иначе он не врач, - пылая праведным гневом, доказывала свою правоту моя подруга. – Я с самого начала Илюшиной учебы  внушала  ему, что в каждом своем пациенте он должен видеть  родного для себя человека.  И он не разочаровывает меня своим отношением к  страждущим.

………………………………….

…Если у вас жестокое сердце, если не чувствуете сострадания к больным – не идите в хирургию. Ибо здесь должны работать люди с повышенной отзывчивостью на человеческое горе….
                Ф.Углов
………………………………………….
 
-Слушай, Нина, а что там случилось с ним по спасению женщины, которую он увидел лежащей на тротуаре? Об этом случае я на днях прочла в газете.

-Илюша спас ее, не прошел мимо и это не первый  его случай. Его сердце врача не осталось равнодушным к чужому горю, -  твердо сказала  подруга, чувствуя мой сарказм.

-Так что там случилось? – уже серьезно спросила я.

-Он, как был в халате, набросил на плечи куртку, и побежал в аптеку, что буквально через дорогу от его больницы, приобрести средство от зубной боли, предписанное ему врачом.  Накануне ему  удалили очень сложный зуб «мудрости».

-И что?

-Буквально, рядом с аптекой, он увидел  толпу людей.  Как оказалось, на асфальте лежала женщина с  почерневшим  лицом. Мужчина, как потом выяснилось - ее муж, поддерживал голову несчастной и беспомощно озирался по сторонам.

-Господи, спаси! – невольно воскликнула я.

-Увидев Илюшу в халате, народ расступился. Он уже понял, у женщины инфаркт, время на спасение не оставалось,  «Скорая» не успеет - поздно.

Он тут же позвонил к себе в отделение, и оттуда сразу примчались с каталкой. Короче, привезли  несчастную в кардиохирургию, но женщина находилась в клиническом состоянии,  пришлось ее,  почти умершую,  реанимировать, возвращать к жизни.
И  это удалось врачам. Едва  больная стала подавать признаки жизни,  Илюша    сделал ей операцию на сердце.  И  больная  была спасена. А  было ей всего 54 года.

 Через неделю  ее выписали из больницы   вполне   здоровой.   

-Да… Вот это случай, - протянула я.

-И  не единичный. А  два дня назад, подобное случилось   с мужчиной. Того доставили на «Скорой», с едва подающим признаки жизни.  В это время, закончив дежурство, Илюша   направлялся домой,   но  тут же  вернулся, и спас умирающего.
А ты говоришь.

-Нина, да ты не обижайся. Это я так просто, чтобы подзавести тебя. Знаю, как ты любишь своего ребенка и гордишься им.

-А что тут заводить меня? Я  как-то спросила  у Илюши, ты помнишь  лица своих спасенных пациентов? Нет, говорит он, я помню лишь их сердца, с  которыми работаю. Я бы сказала  их сердца, которые он   возвращает   к  жизни, пропуская их боль через собственное  сердце, - констатировала она. -  Потому как сердце врача, а тем более хирурга,  принадлежит его пациентам, и иного быть  не должно, -  добавила  Нина, словно припечатала. 

И я с ней согласилась.

…………………………………………………..   


Рецензии
Очень душевно. Душевно написано.
И читается легко.

С уважением,

Виктор Николаевич Левашов   16.11.2018 13:19     Заявить о нарушении
Виктор Николаевич, это прекрасный хирург, мой родненький человечек. Помимо отличной работы он глубоко душевный человек, за что его любят и уважают пациенты.

И я его очень люблю, так же как в детстве, и горжусь им. Сейчас он ведущий хирург в отделении, защищает кандидатскую и назначен заведующим на время травмы его зава кардиологическим отделением. Ну, вот, не удержалась и расхвасталась. Вы не осуждайте меня за это. Ант.

Антонина Глушко   17.11.2018 03:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.