О Шатунах Мамлеева

Прочитал на днях роман Юрия Мамлеева «Шатуны». Мое первое впечатление, думаю, не удивит искушенного читателя: чувство омерзения, сопровождаемое острым желанием почесаться, поставить «мелодию на струне соль», открыть альбом Брейгеля, помолиться Святой Богородице, а м.б. все сразу. Избавиться тем самым от беспокойства, которое преследует и не уходит, вызывая потребность пристально, с излишней старательностью вглядываться в себя и в окружающих.

Роман, однако, прочел от корки до корки, что бывает у меня далеко не со всеми книгами: останавливаюсь, возвращаюсь, а когда и просто бросаю. «Шатунов» же добил с первой попытки. Созданный писателем мир оказался живучим и актуальным. Мало того показался ближе, чем я ожидал и чем хотелось бы.

Что еще важно, Мамлеев с «Шатунами» стал для меня недостающим звеном между Андреем Платоновым и нашими модными «постмодернистами»: Виктором Ерофеевым, Владимиром Сорокиным и т.д.

У Платонова - «нежный каннибализм» во имя и в ходе реализации классовой мечты. Наивный коллективизм эпохи большого скачка. Жесток и прекрасен, как все наивное.

У Мамлеева - «нежный каннибализм» первичного индивидуализма: голого, непосредственного, реализующегося «здесь и сейчас», практикующего отправление темных инстинктов как естественных надобностей, формирующего вокруг себя каннибальскую субкультуру, питающуюся объедками со стола мировой мысли.

У Ерофеева («Жизнь с идиотом» и др. тексты) «каннибализм» перестает быть «нежным», он включается в социальный и временной контексты, автор отстраняется от того, о чем пишет, прячась за модной усмешечкой и занимаясь перемигиванием с читателем.

А еще в литературе извращенческие черты придаются врагам, например, фашистам («Благоволительницы» Джонатана Литтла, «Молодая гвардия» Александра Фадеева в первом издании), с одним единственным посылом: «это многое объясняет».

Однако социальная, политическая, историческая детерминированность «каннибализма» успокаивает и расслабляет. Теряется ощущение «близкого дыхания», завороженности жуткой прелестью опрощения, омерзительной естестественностью и убаюкивающей мягкостью низины человеческого бытия. Не рождается беспокойства от подозрения в принадлежности ЭТОГО всем нам.

К слову, Иосиф Бродский советовал писателям (чтобы честно, без прикрас и ложного утешения рассказывать о действительности) исходить из того факта, что человек «радикально плох». Интересно, устроил бы Иосифа Александровича мамлеевский уровень ничтожности человека в качестве точки отсчета? Или он предпочел бы начать с Фауста?


Рецензии
а Вы знаете, этот роман спас реально жизнь двум парням, они мамлеева когда встретили, рассказали...он очень этим гордился.)
парни уже собрались сводить счеты с жизнью, то тут попалась им книжка..
что там случилось внутри, но они передумали и живы посейчас.
вряд ли таки результатом может похвастаться бродский)))

Хома Даймонд Эсквайр   24.04.2016 03:39     Заявить о нарушении
Ничего удивительного, что некоторые авторы, такие как Клевенджер, Спицка и Кирнан, рассматривали половое желание как своего рода протоплазменный голод. Жоанни Ру видит в нем один из аспектов потребности в пище. А еще задолго до них, без всяких предварительных методических исследований, Новалис писал: «Половое желание — быть может, лишь замаскированный аппетит к человеческой плоти». И в другом месте: «Нет больше препятствий для жадной любви. Любовники пожирают друг друга во взаимных объятиях. Они питаются друг другом и не ведают иной пищи». Кстати, это последнее указание способно, быть может, прояснить кое-что в случаях психической анорексии, когда пациент отказывается от еды под различными предлогами этического или сентиментального характера.

Роже Кайуа, "Эссе о богомоле"

Хома Даймонд Эсквайр   24.04.2016 05:40   Заявить о нарушении
Интересно

Алексей Чурбанов   24.04.2016 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.