Голубые города. Автобиографическая повесть. Гл. 15

Две судьбы

В этом кратком очерке хотелось бы рассказать о двух бывших рабочих ПМК-146, которых я уважал раньше и к которым отношение с годами не изменилось. Эти люди никогда не занимали каких-либо ответственных постов или должностей, не являлись руководителями коллективов, но они своим трудолюбием и умением всегда старались принести как можно больше пользы Отечеству. И если государство не смогло по достоинству оценить их вклад в свое развитие, то я призываю всех читателей перед такими работниками, по случаю, хотя бы снять шапку.
…Это было в зиму 1994-95 годов. Мой трубоукладчик вышел из строя – в картер двигателя пошла вода. И я, отцепив стрелу, загнал его в бокс мастерской. Погода на ту пору стояла морозная, бокс был не отапливаемым, и с началом ремонтных работ от соприкосновения с холодным металлом и «ледяной» соляркой у меня, что называется, опухли все суставы на пальцах рук. Но сейчас разговор не об этом. В помощники мне предоставили опытного тракториста-бульдозериста Горлякова Константина. Хотя – о чем это я?.. Помощником был я, а Константин – моим начальником. И не потому что я хуже, чем он, разбирался в деталях двигателя, хотя и это – чистая правда, а потому, что такой человек на вторые роли никогда бы не согласился. Вот о нем и пойдет речь далее.
Горляков Константин Васильевич отработал в ПМК-146 около тридцати пяти лет. Это спокойный, добрый и очень трудолюбивый человек. Такие – нередко встречались на путях моей жизни. Для них работа – это все. Когда с середины 90-х годов большинство работников ПМК начали отправлять в долгосрочные бесплатные отпуска, Константин не ушел. Он согласен был оставаться, как говорится, на углях пожарища, не получать фактически никакой зарплаты, но распрощаться с трактором да любимой работой не мог. В итоге получилось так, что он бессменно, на одном тракторе, бульдозере марки Т-130, проработал целых двадцать лет. Не так давно мы встретились с моим бывшим коллегой, и я кое-что из того разговора себе пометил.
Родился Горляков в Донецкой области вблизи поселка Волноваха. В Беловодское ПМК-146 поступил сразу после окончания у себя на родине курсов трактористов в 1972 году. На тот момент начальником ПМК-146 работал А.П.Якименко, а с 1973 года эту должность занял В.И.Вирченко. Первое время Константин трудился монтажником, а когда в 1977 году организация получила два скрепера на базе трактора марки Т-100, то один из них был доверен ему. На нем он в 1981 году в составе звена старых скреперистов – Шулики, Ревы, Кая, Пикалова, а чуть позже и присоединившегося к ним молодого механизатора Калашника Петра закладывал основание насыпи обширного водоема в селе Плотина Станично-Луганской оросительной системы. А через пару лет ему предложили пересесть на бульдозер марки Т-100. Новый бульдозер, Т-130, он получил лишь в 1987 году, находясь в селе Донцовка.
Я попросил своего товарища поделиться, какой эпизод из его многолетней практики в ПМК-146 ему больше всего запомнился. Подумав, он ответил, что это – события 1988 года в селе Кабычевка Марковского района. Тогда там строилась насосная станция, укладывался дренаж, тянулись трубы оросительной системы, собирались поливные агрегаты «волжанки». Сдача объекта по плану должна была быть произведена спустя два года от начала строительства. Работы в поле начались ранней весной, а к лету было объявлено, что предварительный график укорочен почти в два раза. Со всех участков туда срочно стали доставлять технику и перебрасывать людей. Одновременно для форсирования работ руководство ПМК инициировало заключение договоров со всеми звеньями профильных работ на аккордные наряды. Оплата труда при такой системе производилась с применением КТУ (коэффициент трудового участия). Горляков состоял в бригаде, прокладывающей дренаж. К нему применялся коэффициент 1,5, что было на порядок выше, чем у самих монтажников. Касаясь работы нашего земляка на бульдозере, хотелось бы подчеркнуть, тот труд, несомненно, стоил, чтоб за него платили самые большие деньги. Случались дни, говорит он, когда за смену снимал чернозема длиной до одного километра. За короткий срок только на дренаже им было снято и уложено обратно грунта протяженностью в двадцать восемь километров. Зарплата за те месяцы у опытного бульдозериста составила в пределах шестисот рублей.         
С первой половины 90-х годов мелиоративные работы на всех участках ПМК-146 стали потихоньку сворачиваться, а тающий парк ПМК-овской техники начали привлекать для работ на стороне. Горлякову довелось участвовать в закрытии угольных шахт Донбасса. В 2002 году в районе города Свердловска с его трактором случилась серьезная поломка – разорвало бортовую систему. Условия работы, он вспоминает, там были ужасные; спустя короткое время то же самое произошло и с другим находившимся на участке бульдозером. Не имея возможности транспортировать трактор в Беловодск целиком, Константин перевез его по частям. Таким способом им были доставлены двигатель, трансмиссия, лопата, а затем и все остальное. Совпало так, что в те же месяцы серьезное происшествие случилось и с бульдозером Малыщенко Владимира, у которого при перегоне своим ходом на «базу» (кажется, из Новодеркула), вспыхнул двигатель. Руководство ПМК предложило Горлякову из двух вышедших из строя машин собрать одну. Константин сам, без чьей либо помощи выполнил эту работу. Позже он отработал на том тракторе еще около пяти лет. Наконец весь ресурс агрегата был исчерпан, новых запчастей достать было невозможно, снимать тоже было не из чего, поэтому он, не найдя лучшего варианта, рассчитывается из ПМК и переходит в Беловодский лесхоз, где ему был предложен такой точно бульдозер марки Т-130. На момент написания этих строк (март 2011 года) тот трактор оставался единственным подобного класса бульдозером на весь Беловодский район. И на нем трудится Горляков Константин Васильевич.

И еще об одном человеке хотелось бы рассказать на этих страницах.
  …Познакомился я с Алексеем, не будем пока называть его фамилию, в первые дни моей работы в ПМК-146. На ту пору он трудился на тракторном кране, и мы вместе ездили на участок в Плотину. Когда я по утрам садился возле общежития в автобус, Алексей громко, на весь салон кричал: «А, земляк! Привет! Проходи, рассказывай как дела». Родом герой нашего рассказа из Белокуракинского района, и мы с ним оказались земляками. Это, по-видимому, чем-то радовало его, а меня – тем более… Парень он был авторитетный, когда надо – серьезный, когда нет – мог пошутить, и дружбой с ним можно было только гордиться. В те годы Алексей охотно играл в карты, был не прочь выпить, любил поболеть за ПМК-овскую команду на футболе. Когда развалили СССР, а следом подошел черед и нашей организации, когда по судьбам людей ударило сильнейшей «взрывной волной», Алексей как-то смог удержаться на ногах. Способствовало этому и то, что он, как некоторые другие, не запил. Помню, года четыре тому назад, случайно с ним встретившись, он говорил, что вообще бросил пить. Мне всегда нравился этот человек. И так получилось, что еще в апреле 2008 года я брал у своего друга как бы интервью для газеты «Коммунист Беловодщины» (опубликовано № 2 за 2008 г.). Сейчас я отыскал тот материал, немного отредактировал и хочу предложить читателям.
Называлась статья «Мозолистой ладонью».
«Живет в Беловодске человек. Заметно проступила седина у него на висках, да и борода его, эта знаменитая его борода, когда-то чёрная и роскошная, сейчас уже не выглядит так впечатляюще и интригующе, как в былые времена, когда пылал еще румянец на щеках, да чувствовалась молодецкая удаль в плечах. Но вот глаза остались прежними: эти теплые и смеющиеся глаза. Такие могут быть только у очень доброго человека.
Представляем: Безрученко Алексей Петрович – бывший крановщик ПМК-146.  Немало домов в Беловодске возведено при его непосредственном участии.
– Алексей Петрович, расскажите, пожалуйста, о себе. Где вы родились, кем были ваши родители?
– Родился я в 1950 году в селе Шапаровка Белокуракинского района. Дед мой, Безрученко Яков Михайлович, одним из первых вступил в создаваемый там в начале тридцатых годов колхоз имени Шевченко. Он был коммунистом. На общем собрании народ избрал его председателем. В 1933 году, когда стало совсем невмоготу и к людям на порог подступила смерть, дед открыл колхозную камору и стал раздавать крестьянам зерно. За это был осужден. Из лагеря попал на фронт. Воевал в армии Рокосовского. Был тяжело ранен. После окончания войны вернулся домой. Мои родители трудились в колхозе. Я после школы поступил учиться в Паньковское СПТУ. По его окончании работал в колхозе помощником комбайнера, трактористом. Затем был призван в армию.   
– А как вы попали в Беловодск? Какой был ваш первый дом?
– Строить дома я начал не сразу. ПМК-146, куда я поступил после армии, подчинялось тресту «Ворошиловградводстрой». Основной его деятельностью была мелиорация земель. Я работал на агрегате, который называется «сваебой». Принцип там такой: на стреле, на тросу, висит тяжелая болванка; ты поднимаешь ее повыше, целишься по свае и отпускаешь с тормозов трос. А она – ка-ак даст!.. Ох, и грохает же, чертяка. Слышно, я тебе скажу, километров на пять...
Первые десять лет я строил мосты через реки и мелиоративные каналы. Работать приходилось все время по командировкам. Бил сваи в Донецкой, Харьковской областях; по Луганской – это Троицкий, Сватовский, Новоайдарский, Меловской, Беловодский районы. Затем пересел на кран. Начали мы строить у водоемов насосные станции. Заниматься этим приходилось в селах Плотина Станично-Луганского района, Ганнусовка, Проезжее, Каменка, Донцовка – Новопсковского района,  Кабычевка – Марковского района, Окнино – Новоайдарского района, Голубовка – Кременского района.               
Еще доводилось устанавливать по колхозам водонапорные башни. А однажды мне приказали оставить свой кран и, предоставив другой, из «Сельхозтехники», перебросили в совхоз «Степное» Беловодского района. Там необходимо было срочно достроить кормоцех для животноводства. Контролировал те работы первый секретарь Беловодского райкома партии Форощук Петр Иванович.   
А первый построенный мною в Беловодске дом – это спаренный двухэтажный № 198-В по улице Ленина. Тот, который рядом с ним, тоже «мой». Все три кирпичных четырехэтажных дома, что по улице Ленина, строил тоже я. Еще мы возводили столовую возле общежития ПМК-146, детский сад № 4 (где сейчас размещается Дом школьника). Кстати, хорошо, что нашли для него применение. А то, представь, как обидно за тот дом, который был построен нами возле автовокзала. Пять этажей! Шестьдесят четыре квартиры могли сдать. Сколько бы людей он мог обогреть… А что сделали? Видел, как его разбирают?..
– Алексей Петрович, а кто руководил тогда всем этим строительством, с кем из прорабов вам доводилось сотрудничать? И еще, назовите, пожалуйста, фамилии простых рабочих, выполняющих эту нелегкую работу.
– Мне кажется, человека лучше всего можно оценить по истечению какого-то промежутка времени. Так у меня сложилось с тогдашним начальником ПМК-146 Вирченко Василием Ивановичем. Только сейчас понимаю: хороший был руководитель. Напиши, пусть люди знают: очень большая его заслуга перед Беловодском. Он всем руководил. Сначала был главным инженером, а затем начальником предприятия. Кузьменко Василий Трофимович в те времена значился главным инженером и больше занимался мелиорацией. Он был гроза монтажников и сварщиков на участках. Все остальные объекты непосредственно курировал Вирченко.
Прорабами в ПМК-146 трудились (в порядке очередности): Клюев Алексей (покойный уже), Колган Петр Тихонович, Колюс Николай Михайлович.
А каменщики?.. Каменщики – это сила! Конечно, бывало, и водочку попивали, но если надо, если возьмутся за дело – все под руками будет гореть! Думаешь, они только ради денег работали? Нет, земляк, было что-то и другое… Главное – коллективизм, сплоченность, ответственность... Да и любили свою работу. Ведь гордость-то какая, когда дом твоими руками до небес поднят! Нет, не понять им, теперешним, всего этого... В качестве каменщиков долгие годы трудились: Косяк Владимир – бригадир, Макаренко Анатолий, Рыбалко Иван, Липовой Иван, Мальцев Славик, Дьяченко Александр. Следом за каменщиками выполняли отделочные работы штукатуры: Сабельникова Галина – бригадир, Середа Валентина, Засора Татьяна, Ивченко Лидия, Карпенко Галина, Дуванская Тамара и другие.
Напиши еще, те двухэтажные дома, что находятся ближе к автовокзалу, строил на своем ТК (тракторный кран) Иващенко Николай Семенович. А «мой» последний дом – это улица Ленина, 192. Ох, и темпы там были! Вирченко тогда уже руководил из области. Он предоставил один кран из Луганска, а второй был наш. Работали две бригады каменщиков, иногда в две смены. Деньги платили хорошие.
– А какая у вас была зарплата? И вообще, довольны ли вы той, прошлой, жизнью?
– Да что ты?! Конечно, доволен! Зарплата была и пять, и шесть тысяч рублей в год. Напиши: ели шоколадные конфеты и колбасу! А на сберкнижке только моих денег пропало двенадцать тысяч. А если взять все сбережения – мои, супруги, тещи и матери, то получится тридцать пять тысяч. Во деньги были! А что они сейчас возвращают?.. Копейки…
– И сколько лет вы отработали в ПМК-146?
– Непрерывного трудового стажа у меня 36 лет, 5 месяцев и 4 дня. Сейчас сижу дома. Мне исполнилось пятьдесят восемь лет. Кому мы теперь такие нужны?..  Вот занимаюсь стройкой. Хочется соорудить сыну хотя бы небольшой флигелек. Если отдадут те наши сбережения, может, что-то и получится, а так – ничего не выйдет…
– Алексей Петрович, а как с культурным отдыхом? Давно путешествовали, ездили на море?
– Знаешь, я и сам удивляюсь: в те годы приходилось и много работать, и командировки были, и авралы, но все равно я много раз бывал в Крыму, на Азове, несколько раз возили нас автобусом от ПМК в Волгоград и на Дон, Киев не раз посещал, еще раньше в Москве был. Нормально жили… Сейчас все поломали. Куда можно теперь поехать и за что?..
– Ну, а кран свой вам не снится?
– Снится, чертяка… Сколько лет на нем проработал! А люди, коллектив какой был… Конечно, жаль…
– У вас, кроме жены и сына, есть еще кто-то?
– Есть дочь и трое внуков – Оля, Света и Алексей. Алексею 4 года. Орел! Весь в меня!
Счастья вам, Алексей Петрович! Счастья и здоровья вам и вашей семье».

                Отредактировано, 2013 г.





 
               



               






 
               


Рецензии