Голубые города. Автобиографическая повесть. Гл. 16

 Штукатур – профессия как частица жизни

Публикуя в начале 2012 года в районной газете «Вісті Біловодщини» отрывки личных воспоминаний о трудовых буднях 80-х годов, автор не предполагал, что тот материал вызовет такой резонанс у читателей, особенно бывших работников ПМК-146. Многим вспомнилась их молодость, работа на предприятии, ну и, разумеется, тогдашние коллеги, большинство из которых проживают и ныне в Беловодске, другие оказались разбросанными по многим весям и городам, некоторые даже попали за границу, но какая-то часть – этот мир уже покинула. Люди начали подходить с просьбой, продолжить печатания материалов о тех годах. В итоге, спустя некоторое время, в газете «Вісті Біловодщини» была опубликована статья автора о бригаде штукатуров ПМК-146 периода 70-х – 80-х годов. Представляем ее с незначительными правками.
«Старшее поколение, возможно, помнит, изучаемое когда-то в школе стихотворение, где присутствуют такие строки: «Все профессии важны, / Все профессии нужны». Однако, говоря о профессии маляра-штукатура, в том стихотворении не указывалось, что в советские времена это была еще и одна из самых массовых женских профессий, где трудилось много молодых девушек и женщин. Не являлся в этом отношении исключением и Беловодск. Начавшееся в конце 50-х, начале 60-х годов широкое хозяйственное и жилищное строительство в районе требовало все большего количества монтажников, каменщиков, плотников и, естественно, штукатуров. Да, штукатур 60-х – 80-х годов – это совсем не тот штукатур, которого нам показывают сегодня по телевизору среди группы молодых парней или девушек, работающих в уютной городской квартире и применяющих в качестве материалов эластичные заграничные смеси. Тогда девушкам нередко приходилось трудиться в холодных, дышащих сквозняками помещениях, используя цементный раствор, замешанный на оттопленном от мороза при помощи негодных автомобильных скатов или дров песке. Однако не ради нареканий на трудности профессии штукатура прошлых лет мы задумали эту статью. Яркие и приятные воспоминания всколыхнули сердца Дуванской Тамары Тихоновны, Радченко Валентины Алексеевны, Середы Валентины Терентьевны – бывших штукатуров ПМК-146. Женщины, созвонились, разыскали старые фотографии и вырезки из газет, собрались за чашкой чая… И вот, как бы представляя всю бывшую бригаду штукатуров, своими воспоминаниями делится Дуванская Тамара.
Тамара Тихоновна, тогда еще просто Тома, поступила на работу в ПМК-146 в 1980 году. Как раз предприятие достраивало по улице Комсомольской, рядом с общежитием, столовую для своих рабочих, и ему требовались штукатуры. Зачислили ее учеником 2-го разряда. Прорабом был Колган Петр Тихонович, бригадиром штукатуров Сабельникова Анна Васильевна. В числе опытных наставников молодежи, строивших жилые дома и другие объекты Беловодска еще в 70-е годы, кроме упомянутых выше Радченко и Середы (последняя имела диплом строительного техникума), на стройке работали: Баранова (Сиротенко) Галина Павловна, Ивченко Лидия Михайловна, Задорожняя Нина Романовна, Семикоз Татьяна Алексеевна. Другие женщины были помоложе. Часть из них закончили профтехучилище по специальности маляр-штукатур и имели 3-й–4-й разряды. Хотя, утверждает собеседница, в те годы организацией практиковалось набирать в свой штат и необученную молодежь. В таком случае, поработав какое-то время в качестве учеников, девушки сдавали экзамены для получения квалификации. Мероприятие то было довольно серьезным, проходило в конторе ПМК, где заседала комиссия под председательствованием главного инженера Кузьменко Василия Трофимовича. Вовсе не каждый мог легко сдать экзамены и получить 3-й разряд штукатура, обеспечивающий относительно неплохую зарплату. Ей известны случаи, когда некоторым приходилось и пересдавать...
Касаясь общей производственной деятельности и оплаты труда штукатуров, продолжает Тамара Тихоновна, до начала 80-х годов в этой сфере в основном применялся метод, когда наряд на выполненную работу выписывался в конце месяца, исходя из объемов и качества работ. Позже чаще стал применяться аккордный наряд, при котором уже заранее было известно, сколько можно получить, выполнив определенную работу. Но в любом случае наряд выписывался на всю бригаду, задействованную на данном объекте, и его выполнение зависело от слаженных действий всего коллектива. Хотя на производительность труда могли влиять, разумеется, и другие факторы – начиная от предоставления в подчинение бригадира штукатуров расторопных подсобных рабочих и обеспечения материалами и заканчивая качеством кладки несущих стен либо перегородок. В среднем дневная выработка в бригаде составляла около 11 кв. м на человека. Но при большей материальной заинтересованности или когда поджимали сроки сдачи объекта, работники могли оштукатурить за смену 17 и более кв. м каждая. Заработная плата также бывала разной, начиная примерно от 150 рублей в месяц по 3-му разряду штукатура при простом наряде, и на порядок выше при аккордном.
К рассказу Тамары Тихоновны нелишним будет добавить, кроме неплохой зарплаты, многие женщины, особенно поступившие в организацию до начала 80-х годов, успели получить новые квартиры. 
Далее представим имена еще нескольких бывших работниц ПМК-146, кем также был внесен немалый вклад в строительство различных объектов поселка, района, области и даже Украины в целом. Плечом к плечу с Дуванской Тамарой и ее старшими подругами не один год трудились: Вергун Лидия Васильевна, Мазур Надежда Федоровна, Карпенко Раиса Яковлевна, Маруняк Валентина Логвиновна, Чумак (Евтушенко) Людмила Александровна (последняя вступила в организацию, имея уже ІV разряд штукатура), Смык Любовь Стефановна (также имела диплом), Яковенко Зоя Стефановна (окончившая строительный техникум), Гердт Надежда Ивановна. Всего в бригаде штукатуров ПМК-146 в 70-е – 80-е годы в разные периоды числилось до двадцати женщин.
Желающим определить хотя бы приблизительно величину того труда, что был выполнен нежными руками дочерей, сестер, жен и матерей жителей Беловодщины, необходимо окинуть взором двухэтажные кирпичные дома на «старом городке», двухэтажные и четырехэтажные кирпичные дома на «новом городке», взглянуть на трехэтажное общежитие по улице Комсомольской, бывшую столовую ПМК-146, бывший садик № 4 (ныне Дом школьника) – все это строилось рабочими ПМК-146 и до последнего метра квадратного оштукатуривалось и производилась стяжка полов бригадой штукатуров и их подсобными рабочими. Притом в большинстве случаев, утверждают ветераны, раствор подавался вручную, будь то 1-й этаж, будь то 4-й. Насосная станция появилась, когда возводился средний из трех четырехэтажных домов по улице Ленина. Но и тогда механизация больше применялась для заливки полов. Стены же с помощью сопла могла обделывать только Людмила Александровна Чумак.
О темпах строительства 70-х – 80-х годов говорят строки одной из заметок Беловодской районной газеты «Маяк комунізму» декабря 1982 года за подписью С.Лугового. Там пишется, предприятием ПМК-146 за последний период в поселке построено и сдано в эксплуатацию восемь шестнадцати квартирных домов. 
Позже часть штукатуров организации принимала участие в отделке садика № 3, Беловодской гимназии, одного из двухэтажных коттеджей, расположенных рядом с гимназией, и в том же районе нескольких двухквартирных домиков, что лежат от нее немного южнее. По рассказам участников событий, в случае с коттеджем работать довелось зимой, подвоз воды для замешивания раствора отсутствовал, и девчата таскали ее из проруби озера Рица вручную.
Как мог заметить читатель, строительно-отделочные работы производились и зимой. Тогда для обогрева помещения и просушки стен устанавливалась буржуйка, топившаяся либо дровами, либо соляркой. Но, наверное, не особо натопит буржуйка комнаты, соседствующие с той, где она установлена. Так что догадаться, какие условия работы были в таком доме, не трудно.
Возвращаясь к именам людей, назовем еще двух работников, о которых просили обязательно упомянуть героини нашего рассказа. Но теперь это будут мужчины. Один из них – Колюс Николай Михайлович; он назначался прорабом многих строек и таким образом являлся непосредственным руководителем женщин, там работающих. Этим человеком внесена значительная лепта в строительство жилья в Беловодске. Второй – Сабельников Александр Данилович. Оказывается, в те далекие времена учить девушек набрасывать и разглаживать раствор иногда приходилось и мужчинам. Этот специалист обладал хорошими способностями и в других сферах.
Кроме Беловодска, бригада штукатуров ПМК-146 некоторое время трудилась в селе Плотина Станично-Луганского района, где силами организации было построено несколько домов для местных жителей, чьи усадьбы подпадали под затопление при наполнении сооружаемой на окраине села плотины. Побывали девчата в командировках и в других местах, среди которых Антрацит, Станично-Луганское, Новоайдар, Сватово… А когда в 1986 году «рванул» Чернобыль, то на следующий год одиннадцать человек из бригады штукатуров, сроком на две недели, были направлены на работу в его 30-киллометровую зону, населенный пункт Полесское. Позже некоторым из них довелось трудиться в Киевской области, в селе Середовка, где строилось жилье для населения, переводимого из зараженных территорий.
Заканчивая производственную тему, хотелось бы еще раз обратить внимание, что женщинам, являющимися мастерами своего дела, помогали подсобные рабочие. К сожаленью, у нас нет здесь возможности рассказать подробно о специалистах других профессий, участвующих в строительных работах, – каменщиках, плотниках, электриках, слесарях и пр., очевидно, то тема отдельного разговора, но несколько слов о подсобниках добавим. И пусть кому-то покажется, что такая должность относится к самой низшей степени профессиональной квалификации, но, скажите: как без них штукатурам?.. Иногда в качестве подсобников в бригаде работали женщины, считающиеся учениками штукатуров, в других случаях по распоряжению прораба трудились мужчины, меньше задействованные на других участках. Многие тонны раствора были переколочены вручную и поданы в ведрах к рабочему месту специалиста-штукатура подсобниками. Работа трудная и некоторые на ней долго не выдерживали, искали другую. Как вспоминали коллеги, однажды одна из девушек, уроженка Западной Украины, устав до предела, пожаловалась: «Я вже вісімкою ходжу». В числе прилежно выполняющих обязанности подсобника ветеранами названы: Мельник Александр, Кизимир Виктор, Шатилова Зинаида, Ваулина Мария. Нередко женщины-подсобники и сами штукатурили стены.
Как уже писалось, иногда часть бригады штукатуров направлялась на работу в командировку. Бывало, ехали они туда не одни, а комплексной бригадой специалистов различных профессий. И вот присутствие на объекте женщин, своих землячек, для мужчин нередко становилось решающим фактором, так как ввиду нерационального использования денег случалось, что к середине недели карманы у некоторых из них пустели. Тогда великодушные дамы подставляли им свое хрупкое плечо. А вообще, говорят девчата, работали все весело, часто с песнями и всегда с «приколами». Да и план выполнялся неукоснительно.
А сейчас назовем имя человека, о ком в этом очерке еще не упоминалось, но кого, по мнению многих участников событий, можно было бы назвать «почетным гражданином Беловодска». И Дуванская Тамара, и ее подруги, и трудившийся долгие годы в качестве бригадира каменщиков Косяк Владимир, и знаменитый крановщик, без которого не обошлось строительство ни одного жилого дома в Беловодске, возводимого организацией начиная с конца 70-х и все 80-е годы, Безрученко Алексей, и многие другие эту точку зрения разделяют полностью. Таковым является бывший начальник ПМК-146 Вирченко Василий Иванович. Для рабочих, для жителей поселка он делал все, что бы делал для своей семьи, а может, и больше. Начиная от обеспечения работой и зарплатой людей, разбросанных по участкам и стройкам Беловодска, и заканчивая решением различных социальных проблем: будь то комната в общежитии или место в садике – он этим занимался. Под его непосредственным контролем находились футбольная команда предприятия и женский вокальный ансамбль «Ручеек»; он же организовывал для них приобретение спортивной формы и костюмов, выделял транспорт и финансовые средства для поездок на соревнования и участия в выступлениях. Кроме того, почти каждый год организация предоставляла транспорт для бесплатной поездки рабочих на Азовское море либо на Дон. Тем из молодежи, кто не имел среднего образования, Вирченко обеспечивал условия (кто не желал, того даже принуждал) для посещения вечерней школы. К этому можно было бы многое еще добавлять, но хочется сказать и другое. Несмотря на то, что в ПМК работали разные люди, какое-то их количество были даже ранее судимы, но ни со стороны начальника ПМК, ни со стороны главного инженера, ни других хозяйственных и партийных руководителей не чувствовалось какого-то особого стремления поймать человека «на горячем», уличить в серьезном проступке. Думается, это не менее важный фактор для людей, чем оказания им материальной или иной помощи.
И в заключение, возвращаясь к нашим любезным женщинам, добавим несколько слов о вокальном ансамбле «Ручеек». Возник он в 1977 году, когда бригадир штукатуров Сабельникова Анна, собрав девушек, предложила организовать свой ансамбль. Инициатива была с радостью подхвачена коллегами, а затем поддержана руководством организации. Первые репетиции с участниками ансамбля проводила преподаватель Беловодской музыкальной школы Саламатина Елена. Позже художественным руководителями значились Любов Виктор, Чередниченко Василий, Чаплыгин Сергей. Ансамбль принимал участие во многих празднованиях Беловодска, не раз ко дню мелиоратора приглашался для выступления в тресте «Ворошиловградводстрой».
Обращаясь к нынешнему времени, у девчат стало традицией собираться вместе на день строителя, поговорить о прошедшем, помянуть некоторых своих бывших подруг. Пожелаем всем им долгих лет жизни и большого счастья».

                Беловодск, 2012-2013 гг.






       
         








       
         


Рецензии