Золотое крылечко Вологодчины. Полине Рожновой
Предков заветы:
«Обопрись на корни земли»,
«Положись на рассветы».
Полина Рожнова
В старинном московском доме по Староконюшенному обитает представительство Вологодской области в Москве. Здесь собираются поэты, писатели и деятели искусства любящие и ценящие Вологодский край. Одна из постоянных устроительниц литературных вечеров в представительстве - руководитель поэтической студии, подлинный мастер слова, член Союза писателей России, член Высшего Творческого Совета Союза писателей, Полина Константиновна Рожнова. Самое важное, пожалуй, чему она учит, это иметь каждому свое литературное лицо, постоянно помнить о литературном имидже, не забывать, что творчество — это еще и большая личная гражданская и человеческая ответственность за произнесенное слово. Еще в 1987 году при МГТУ им. Н. Э. Баумана она вела студию, которая дала современной литературе целый «венок» талантливых поэтов и прозаиков — Елена Исаева, Ольга Моторина, Борис Лукин, Андрей Воронин, Дмитрий Обрядчиков, Дмитрий Орлов… Сейчас уже около 50 человек, многие из которых члены Союза писателей, ее бывшие ученики.
Полина Константиновна как-то призналась, что всегда имела то сострадание и внутреннее видение человека той или иной профессии, в которой он мог бы реализоваться, но не сумел. Не давала ей покоя боль за талантливых ребят, у которых не было возможности состояться как профессионалам и творческим личностям. «Возможно, многие сейчас были бы знаменитыми, но они остались жить в своем родном крае, а я поехала дерзать. Мне всегда хотелось помочь таким людям, хоть как-то, хоть немного».
Валентин Сорокин, один из ведущих современных российский поэтов, Председатель Всероссийского Есенинского комитета, сказал о Полине Константиновне и о студийцах во вступительной статье ко второму выпуску альманаха «Литературные россыпи»: «Полина Константиновна, национальное достояние земли вологодской, шагает по святой тропе Клюева и Яшина, Фокиной и Рубцова. И коллектив ее студии, авторы ее несут в своем слове тот же некрасовский свет истины, верности и любви к родному народу. Крылья их вдохновения – истина, верность, любовь!»
Этими словами можно охарактеризовать и тематическую насыщенность альманаха. Среди его авторов Станислав Зотов, который работает в отделе публицистики журнала «Наш современник», ведет там свою рубрику. Наталья Терехина, одновременно обучаясь в консерватории, участвует в международных конкурсах, ее стихи имеют удивительное свойство соответствовать той музыке, которую она играет. Борис Кутенков, студент Литературного института, его авторский сборник считают новым словом в современной поэзии. В этих стихах — перипетии растущего поколения, его язык, духовные требования, поиски. Анна Федорова — яркая поэтесса, из артистического московского рода, очень талантливо читает свои стихи, у нее вышли интересные стихотворные книги. Валерия Суворова — строгий, афористичный поэт, побуждающий думать, не боящийся брать нелегкие темы и социальные, и исторические. Можно много говорить о студийцах, каждый из которых индивидуален и самобытен, но лучше всего о них скажут их произведения, представленные в альманахе и авторских сборниках. Софья Хрусталева — прекрасный поэт и прозаик, ее проза отличается богатым, самобытным, ярким, образным языком.
Так Полина Константиновна рассказывает о себе:
"Я не мыслю себе края светлее и краше ,чем Вологодский… Там живут мои любимые родители Августа Александровна и Константин Павлович, брат Алексей со своей семьей, и многие двоюродные братья и сестры… Когда я возвращаюсь домой, я встаю на высоком берегу речки Глушицы, и родная сторона снова и снова дарит мне свое неброское солнечное тепло. А издали, верится, осеняет меня из седых веков золоченая маковка обители Дионисия Глушицкого".
Родилась 15 января 1948 г. в городе Шилке Читинской области. Ее отец, участник Великой Отечественной войны, был военнообязанным. В 1952 г. семья вернулась в Вологодскую область, сначала в Грязовецкий, а затем – в Сокольский район. Закончила школу рабочей молодежи в городе Сокол Вологодской области. Работала в Вологодской области на Сухонском целлюлозно-бумажном комбинате лаборантом-контролером, затем несколько месяцев зав. клубом в Вологодском районе, затем в Нюксенской районной газете «Путь Ильича» литературным сотрудником.
Первые стихи были опубликованы в 1965 году, в газетах «Сокольская правда», «Вологодский комсомолец» и «Красный Север». В 1972г. закончила Литературный институт им. А. М. Горького. По первой книге стихов «Глушица», изданной в 1973 г., в Северо-западном книжном издательстве, принята в Союз писателей России. С 1982 года по 1988 год вела литературную студию в МВТУ им. Баумана.
Автор поэтических книг:
«Глушица», Северо-западное книжное из-во, 1973 г.,
«Разрыв-трава», из-во «Современник» 1984 г.,
«Красная горка», из-во «Современник» 1990 г.,
«Дорога в родные края», из-во «Сокол» 2003 г.,
«Сердца святыня», из-во «Московская писательская организация, Союз писателей России», 2003 г,
прозаических книг:
«Радоница», из-во «Дружба народов» 1996, 1997гг,
«Святочные рассказы», из-во «Овсень», 1996 г., «Русский народный календарь» (на английском языке), из-во «Новости» 1996 г.,
«Сказ о Кирилле Белозерском», (по благословению Патриарха Московского и вся Руси Алексия II), из-во «Московский Свято-Данилов монастырь»,
1997 г., «Русский народный календарь». из -во «Аиф-принт», 2001 г.
На суд многомиллионного зрителя Полина Рожнова представила ряд авторских программ, среди которых: «Круглый год», «Бабушкины сказки». Основой их стали исследования истории жизни русской деревни, освещение больших праздников, как народных, так и церковных. Провела Конкурс-праздник среди девочек и девушек на самую длинную косу «Марья – краса - длинная коса», который проходит в Москве с 1993 г. Была сценаристом и одним из организаторов Монастырских вечеров, проводимых в Свято-Даниловом монастыре в 1997-1998 гг., по инициативе народной певицы России Татьяны Петровой и по благословению и поддержке Патриарха Московского и вся Руси Алексия II (в том числе и вечеров, посвященных Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову монастырям).
В 2006 г. вошла в редакционный совет и приняла непосредственное участие в составлении книги «Сочинения» Николая Рубцова, выпущенной в издательстве «Российский писатель» к юбилею поэта.
Полина Константиновна Рожнова стала соавтором исследования о доме, ставшим представительством Вологодского края, доме, где уже два века собираются знаменитые люди своего времени.
Что, на взгляд Полины Рожновой, главное в личности поэта, литератора?
"Прежде всего, стоит сказать о литературном имидже. Мы мало говорим об этом и мало обращаем внимания, но имидж или так называемое лицо литератора, поэта, прозаика должно быть отличимо от другого его коллеги. Внешне мы все очень разные, а посмотришь на творчество — очень много подражательства, не своего. Литератор должен постоянно учиться, постоянно быть в напряжении (я тоже постоянно учусь), постоянно должен быть редактируем. Это было принято извечно, мы говорим с вами о цензуре, хотя со времен Пушкина это слово произносят с оттенком иронии. Но если быть честным, цензоры немало поработали над произведениями и Пушкина, и Лермонтова, и Грибоедова, я уже не говорю о других поэтах. Это всегда была очень большая, кропотливая работа. Лишь десять процентов их замечаний приходилось на политику, а девяносто процентов были чисто литературные замечания, причем очень существенные. В цензорах были очень достойные литераторы, многие из них были друзьями этих же поэтов, и с большими именами, что приносило плоды. Сейчас канули в никуда издательства, редакторская работа, не говоря уже о цензуре. Это очень горько, потому что редактор — это одновременно и нянька, прилипший душой к твоему творчеству, твоей душе, и познавший тебя в какой-то мере человек, который вживается в твое творчество. Он должен понимать, что ты пишешь, что ты хотел сказать, что не удалось тебе, поправить что-то, направить словом на какой-то верный путь. Может быть, ты сам догадаешься, доберешься до правки, а может быть, редактор сделает это".
Частный предпрениматель, педагог.
Свидетельство о публикации №216042300493