Насильно влекомый

1
На  Севере   самая  короткая  дорога  та,  за  которой  ухаживают. Все  остальные – долгие  и  недостижимо  долгие.  Опытный  водитель,  завербовавшийся  к  нам  и  работающий  недавно  не  знал  этого,  а  я,  погружённый  в  свои  мысли  не   заметил  как  именно  он  решил  проложить  маршрут.  Тупик  наступил  около   крошечного  посёлка  у  совсем  маленькой,  практически  декоративной  церквушки ,  в  окнах  которой  был  виден  слабый  огонёк   нескольких  свечей. «Волшебное  место»  подумал  я,  не  знаю  почему.  Каким -  то  чудом  мы  развернулись  и  уехали. Это  было  несколько  лет  назад.
Мне  нужно  было  подумать.  Точнее -  принять   решение,  а  я  медлил. С  рождения  воспитанный  в  духе  атеизма,  атеистических  плакатов ,  интернационализма  и  вообще  мирового  господства  пролетариата,     неизбежно  наступающего,  чему  свидетельствует  наша  страна,  как  неопровержимое  доказательство  мирового  исторического  процесса , -  я  отрицал  Веру  как  таковую. От  этих  позиций  меня  оттолкнула  жизнь,  новой, своей  Веры  изобретать  не  хотелось ,  но  и  поговорить  неформально  было  не  с  кем. И  я  вдруг  вспомнил  эту  церквушку  среди  нескольких  маленьких  домиков.  Я  ещё  тогда  назвал  это  волшебным  местом.  Снег    уже  выпал  с  намерением  не  расставать  до  лета ,  но  он  был  рыхлый  и  серьёзного  препятствия  к  проезду  не  составлял. И  поехал  в  ту  самую  церквушку куда  влекло ,  сам  сев  за  руль. Камаз  взревел,  как  конь,  почувствовавший  незнакомого  седока, и   мы  тронулись.
Есть  места  которые  застыли  во  времени.  Так  и  здесь.  По  прежнему « конец  света»,-  по  прежнему  мигают  волнующиеся  огоньки  от  свечей…  За  порогом  времени,- я  бы  сказал.
Был  такой  писатель  Зиновий  Косидовский, который  сильно  и  убедительно  критиковал  Еванглие.  Он  был  очень  популярен. Но  его  популярность  поздно  раскусили. Он  цитировал  целые  абзацы  со  Святого  Писания  и  вот  по   ним,  по  этим  выдержкам  я  и  пытался  составить  своё  мнение,  не  читая  даже  бегло  критику  этого  писателя.  Он  нёс  свет  в  народ,  прикрывая  его    атеистической  галиматьёй.  Бредом, который  никто  не  читал. В  моей  голове  стоял  религиозный  хаос, который  следовало  б  как  то  систематизировать  специалистам. Затем  и  пришёл.
Узкая  песчаная  дорожка ,  ведущая  к  храму,  кукольное  крылечко  и  высокая ,  но  очень  узкая  дверь. Иконка  над  входом. Я  неумело  перекрестился,  мучаясь  вопросом  справа  налево  или  наоброт, и  вошёл.
Оптимальное  размещение больших   икон  и   алтаря  для  маленьких,  худощавых  карликов.  Возле  свечей  и  записок  стоит  пожилой  человек  с  выражением  скорби  на  лице.
- Здравствуйте.  А  священник есть ?
- Батюшка  у   нас  бывает  только  по  воскресеньям.
- А  вы кто ?
- Я  староста. Не  духовного  звания. Свечи,  записки  желаете ?
- Нет.

Я  стоял  и  думал. Думал  и  боролся  с  робостью.  В  церкви  топилось,  но  пол  был  очень  холодный  и  потому    и  ёжился.
Пауза. Нас  двое  в  храме  и  он  и  я  понимаем,  что  я  не  просто   так  приехал,  а  сказать  ничего  не  можем. Тишина нас    сперва   объединила,  а  после  привела  к  диалогу
- У  нас  всё  по -  простому.  Вы  с  дороги.  Почитай  верст  за  сто  пятьдесят, а  может  и  того  более… Может  чаю ?  У  нас  всё  просто,  не  обессудьте.
« Не  обессудьте « ,-  всё  и  решило.  Это  какой - то  станционный  смотритель  или  капитанская  дочка.  « Не  обессудьте» ,-  откуда  это   на  краю  света ?!
« Не  обессудьте; пожаловать  изволят;  примите  благосклонно» ,-  какое  то  словесное  барахло,  выражаясь  советским  стилем  речи!  « Комунхоз,  ЖЭК,  РЭС , орготдел  и  управделами,  управдом- наконец!  А  тут  ветхий   стиль  забытого  пошлого.

Чай  так  чай.
- Что ж  ,  не  против. Далеко  идти ?
- Да  прямо  тут  и  есть.
Чай  в  храме – это  какой - то  поворот  в  судьбе. Какая  то   особая  доверительность.  Избранность  судьбы.
-  Юбку  и  косынку,  сволочи,- хотел  во  всю  силу  лёгких  крикнуть  я,  ели   бы    был  женщиной.
Чай.  « Как  много  в  этом  слове…»,  -  перефразируя,  отметил  бы  . Чай  не  напиток ,  но  смысл! Чай!  Я  пил  напиток  богов  с  вишнёвым  вареньем  и  не  мог  начать  разговор.
- Вы  человек  пришлый,  Бог  послал ,  вот  я  и  поделюсь.  Облегчу  душу  то,-  начал  дед.
- Двое  детей. Всё  для  них.  Давал  всё ,  что  мог.  И  словесность  и  музыку,  в  церковном  хоре,  вы  не  смотрите,  что  церковь  малая,  хор  есть,  И  иные  науки  мир  объясняющие.  И  ей  и  сыну,  двумя  годками  старше -  Бог  послал   наследника.
Пауза.  Натянутая,  ощущаемая  в  своём  напряжении   пауза. Напряжение  ожидания. Натянутая  тетива,  которая  в  максимуме,  но  ещё  не  готова  к  выстрелу.
- Сегодня  письмецо  получил.
Вы  водки  выпьете ?
- За  рулём.
- Тогда  и  я  не  буду. Почему  нужон  алкоголь,  чтобы  правду  сказать ? Глупо.
Пауза,  ставшая  частью  речи. Пауза  как  смысловое  продолжение,  пауза  как  время  подготовиться  и  принять  сказанное  уже  и  то,  что  изречётся.  Великое  дополнение  речи -  пауза.
- Да.  Мы  здесь  в  глуши  вам  непонятные… Дочка  моя  замуж  вышла !
- Так  радость  же!
- Нет  в  том  радости,  а отторжение  и печаль. За  кого ? За  музыканта  без  образования ?  Я  понимаю,  церковная  там,  светская  музыка,  классика…. А  это  ,  не  зная нот  на   гитаре  в  вокзальном  ресторане  играет.   Она  поёт. Вертеп  развратников  и  блудниц  ,  а  они  потворствуют…. Разве  я  мало  дал ?
Привычная  пауза  уже  не  раздражала,  а  составляла  неотъемлемую  часть повествования.
- Разве  мало ? Пусть  не  в  хоре.  Пусть  мирянка…. Но  как  Луна   ходит  вокруг  Земли,  зачем  живём,  что  такое  благозвучие  музыки  и  иное  объяснял  многожды… Пусть  мирская  музыка,  но  учиться  следует… Не  должно  петь  без  нот!  А  текст !  Блуд  и  похоть  возбуждающий! И  это  дщерь  моя,  плод  воспитания  моего… Наказуем  за  скверну  мою… Грех  мой  на  мне… Без  венчания… В брюках,  без  фаты;  аки нищая,  в   нужде  пребывающая,  без  благословения,   без  святого  обряда  венчания,- просто  пошла  и  расписалась.  Просто. Получила  бумаженцию… Жена…  Рвётся  душа  моя… Я  уж  и  молился  и  свечи  ставил,  а  уйти  с  миром  с  Храма  не  мог. Вот  Бог  Вас  послал,   мне  на  милость…
У нас храм  маленький, только  он  и  топится,  а  сам  я  живу  далече, но  в дом  не  тянет, хочется  ещё  и  ещё  раз  молитвой  Бога  просить  о  вразумлении…
И  песни  эти… Разве  я  супротив ?! Но  воспевание  разврата  и  растления,- какому  родителю  несёт  радость  сия  тема ?!  Это ли  наследие  русской  музыки  в  любом  жанре ?!._  вопросих  я  любого  у  кого  есть  душа  и  в  Бога  верует ?!
Я  молчал.  Глубина  обнажившегося  горя  отца  была  так  велика,  что  я  не  смог  сразу  выложить  своё…
- Да,  дети  наши…
- Не  дети,  а  мы… И  грехи  наши  на  детях,  прости  нас  Боже… ,-  он  изрёк  истово  крестясь.
- Не  знаю,  к  месту  ли… До  войны  воспитан  как  советский  человек… Атеист,  понимающий  историю  в  её  развитии. До  войны  всё  это… Гранит  убеждений… Бетонное  берегоукрепление… Война… Помогите…,-  вдруг  прорвало  меня,  и  я  еле  сдерживал  слёзы…
- Былое  прошло, а  Вера  не  пришла.  Не  хочу  кощунствовать,  говоря,  что  Одесса  моя  вера,-  но  я  не  могу  войти  в  русло  Веры. Уж  сильно  мне  вдолбили  другое… То,  что  разочаровало,  но  не  позволяет  принять  другого.  Что  делать ?  Подскажите,  я  в  отчаянии..
- И  речь  ваша  облечет  ум  ваш,-  как  говаривал  прежний  батюшка.  Вы  умнее  меня. И  мои  доводы  глупы  для  вас.  Я  вам  не  советчик…. Не  так  скажу,  вы  не  так  поймёте… У  меня  самого   дочь  и  сын…. Ещё  не  известно  что  с  сыном  будет….  А  дочь ?  Что  я,  воспитавший  такое  чадо  могу  посоветовать  Вам ? Грех  мне  и  браться…. Простите…
Мы  молча  пили  чай.  Общение  происходило  на  бессловесном  уровне. Яркое,  насыщенное  общение , но  без  слов. Иссякло  и  оно.
- Поеду  я.  Спасибо  Вам.
- Бог  Вам  в  помощь. Спаси  Господи.  И  знаете… Я  не  советчик… Но  Вера, это  такое… Не  ищите  панацею  и  самоучитель…. В  себе  ищите,-  да  простит  меня  Бог  за  ересь…  Прощайте…
Короткая  встреча,  а  заняла  в душе  свой  уголок,  без  права  переселения  и  сжатия. Подумать  только!  С  иными  годами  общаешься  а  следа  в  душе  не  оставят.  Малообразованный,  а  задел  так,  что  выжженный  шлейф… Его  дочь..
Я  приехал  домой  и  двое  суток   думал,  пытаясь  осмыслить  происшедшее…  Его  дочь  и  он  отец…. Я  отец,  пребывающий  вдали… Разве  деньги  стоят  того,   что  отец  не   рядом? Я  старался   всё  запомнить,  чтобы  потом    осмыслить  эту  глыбу  материала.

Изначально моя   дочь  проявляла  интерес  к  материальному. Ко  всему  дорогому. Женя  списывала  всё  на  переходной  возраст  и  на  то,  что это  свойственно  всем  девочкам  в  эту  пору.  Я  не  специалист  в  части  педагогики,  особенно  в  отношении  девочек. Так,  значит  так… Но  переходной  возраст  временной  отрезок,  а  не  бесконечный  луч.  Одежда,   красота,  всё  понятно,  но  отсутствие  интереса  к  чтению,  к  книгам,  к  истории  родного  города,-  это  уже  симптомы!  Гордость  от  того,  что  она  одесситка  должна  чем - то  подкрепляться…. Одного  рождения  бесконечно  мало. 
Окружение,  подружки -  точно  такие  же.  Но  дело   не  в окружении,  дело  в  том  какое  именно  она  окружение  ищет,  такое  и  находит.  Общество  себе  подобных…
Жених… Одессит,  в  смысле  рождения… Корни  с  Арциза.  Судьба  издевалась  надо  мной.   Зять -  хищный  хорёк,  который   попав    в  курятник  передушит  всех  кур  ради  хищнического  азарта. Так  и  этот.  Деньги  и  заработок – единственная,  всеобъемлющая  тема для  бесед.  Эта  тема  имеет  свои  подтемы,  свои  абзацы  и   разделы…  И  ни  шагу  за  границы  этого  раздела… Деньги,  заработок… Исторические  примеры,  аналоги,  анекдоты -  пожалуйста,  но  только  в  рамках  этого  раздела…  Очень  серьёзный  человек,  с  которым  дочь  будет  жить  в  достатке… И  ограниченности  духовной… Она  и  искала  такого  и  воспитывала  себя  под  именно  такого  мужа… И  стала  такой  женой  такого  мужа…
Они  настолько серьёзны  в  своём  ограниченном    мировоззрении,  что  кажутся  порой  мне  забавными… Одессит  ,серьёзный  человек    корнями   из  смешного  города  Арциза.

2
Все  мы  удачные  или  неудачные   продолжатели  наследия  того  места  где  выросли. Там  родились  и  выросли  те,  кто  воспитал  нас,  там  родились  и  выросли  те,  кто  воспитал  их,- нет  конца    последовательности.  Мне  совсем не  безразлично,  кто  отец  моих  внуков  и  что  именно  он  им  даст  в  виде  воспитания,  а дочь  его обожает   и   этому  чувству  ну  никак  мешать  не  следует,  омрачая  радость  Великой  Любви,  тем  более,  что  он  её  то  же  любит.
И  что  делать,  если  всё  так  складывается ? Это  я  к  тому,  чтобы  Вы  поняли  характер  моего  неслучайного  любопытства  к  месту , где  родился  и  вырос  зять  с  его  родственниками  и  родными.
Начнём  с  истории,  чтобы   быть  последовательными  в  понимании  происходящих  событий.
В  то  время,  как  одесситы восьмисотых  годов  разбирались  с  благоприятными  изменениями  в  связи  с  Ясским  миром ,а  потом  с    эпидемией  Чумы,  этот  подлец    Наполеон,  воспользовавшись  этим  ,открыл  полномасштабные  военные  действия. 
«  Отвлеклась  на  секундочку,  не  закрыла  лавку,  а  ревизоры  уже  здесь  и  здороваются…  Они  мне  желают  наперёд  здоровья,  понимая,  что  я  могу  не  выдержать  удар  после  оглашения  результатов  государственной  ревизии… «,-  так  говорила  Роза  Львовна, а  она знала, что говорит.
1814 год -  Франция  ,союзные войска,  Россия   - общее  военное   сумасшествие,  но  на  нашей  территории, что  особенно  неприятно.  Перейдём  к  конкретной  местности -  речка  Об.  Об – это  не  грузинское  произношение   реки  Обь. Это  то  же  речка,  но  без  твёрдого  знака,  рядом  с  местечком  Арси , точнее  не  с  еврейским  местечком,  а  французской  деревушкой  Арси. Наполеон  удачно  напал, захватил  ,  постоял   в  ожидании  подкрепления  и  утречком  скромно  отошёл,  потому  как  подкрепление  подошло, но    только не   к  нему.  Вот  и  весь  геволд!  Халоймес  ,  а не  война.
Вы  слышали  про  города Неман  на  Одре,  Питер  на  Неве,  Висбаден  на  Рейне  и  другие… К  слову «  майна   и  вира»  у  строителей – это  совсем  другое.  Франкфурт – на -  Майне,  никакого  отношения  ни  к  грейпфрукту,  ни  к  майне ,  как  сигналу «вниз»  не  имеет.   
Братислава  на  Дунае,  Лондон  на  Темзе…  И  как  Вам  нравиться  амбиции  провинциалов  на  пересохшей  гнилой  речонке  Чаге ?  В  честь  приснившейся  в  горячке   победы,  кого-  то  над  кем  то  возле  не  еврейского  местечка,  извиняюсь,  а  напомню,  а  французской  деревушки  Ари,  с  участием  Наполеона  ;  какой  то  шутник  назвал  малюсенький  населённый  пунктик  Арси –на  Чаге ! Нет,  вы  видели  что - то  подобное ?  В  одесской  области,  в Богом  забытой  дыре   Арси –на- Чаге!  Не  больше , ни  меньше.  Куда  там  Жмеринке  браться!  Там  Бердичев  отдыхает!
Арси – на Чаге!  Вы  представляете  кто  там  живёт  с  такими  амбициями ? Потомки  тех,  кто  шутя  назвали…  Ничего  не  скажу  за  чистоту  в  этом  городке  Арцизе.  Да,  чисто.  Всё  таки  немецкие  переселенцы  жили… И  надо  же,  мой  зять  оттуда… Одессит  с  корнями  из  Арси –на –Чаге!
И  это  не  всё. Ему  ещё  слабо  повезло  с  рождением. В  двенадцати  километрах  от  Арциза ,  а  для  знатоков Арси – на – Чаге  находится  железнодорожная  станция  по  линии  Одесса – Бессарабская. До  недавнего  времени  она  носила  название….Она  носила  название…. Боясь  за  ваши  нервы -  не  скажу… Но  тогда  надо  бояться  за  свои,- тогда  лучше  за  ваши… Эта  станция  носила  название   ПАРИЖСКАЯ!  Не  Парижская  1  -  скажем,  а  просто  Парижская.  Это  ещё  сто  раз  посмотреть  кто  1,  а  кто  просто  Парижская… Для  тёмных  и  неосведомлённых  поясню,   населённый  пункт   на  котором  находится  станция  с  1816  года  носит  название  ПАРИЖ,  как  же  называться  станции ? По  названию  населённого  пункта. В  1944  году  село  незаслуженно  переименовали,  понизив  статус. Нет,  с  точки  зрения  неизбежности  социализма « Первомайское» ,- это  явно  повышение в  сравнении  агонизирующим  капиталистическим  Парижем,  с  множеством  наших  эмигрантов.  Зато  раньше  любой  барышне  была  гарантирована  отличная  партия  в  любом  конце  страны.  Анкеты.  Бесконечные  анкеты  в  один  голос  вещали  бы
Место  рождения – Париж! Дальше  - мелким  почерком  Одесской  области  Арцизского  района.
С  другой  стороны  это  бы  поднимало  бы  статус  Парижа,  находящегося  теперь  в  одесской  области. Зятю  ещё  всё  таки  слабо  повезло  ,  что он  не  из  Парижа, хотя  и  рядом. С  Парижу ,  где  существует  и  поныне  двенадцатикилометровый  магистральный  водопровод!  А  он  рядом  с  городом  и  станцией ,  которые  по  статусу  выше  Парижа,- как  никак  Арциз  районный  центр,  куда  и  включён  до  переименования  Париж.
Одесса – областной  центр. Какой  то  шутник  чиновник  перед  увольнением  или  пенсией  переименовал Первомайский ,  ранее  Париж,  в  Весёлый  Кут,  что  в  переводе  с  украинского  Весёлый  Угол, для  приличия  не  названный  дырой. Зятьёвы  корни,  прости  Боже. Там  его матери  корни.
Вообще  , думается  мы  сдали  позиции.  Просто  уступили,  не  думая , ни  о  будущем,  ни  о  справедливости.  Название  Париж  должно  не  оспариваться  между  этими  населёнными  пунктами,  а  быть  переходным. То  Париж – Весёлый  Кут,  то  Весёлый  Кут -  Париж.  И  мэр  Кута  должен  на  это  время  носить  звучную  фамилию  Бонапарт.
 
Может  ли  он , мой  зять,  отец  внуков  -  с  таким  наследием  интересоваться  историей  Города  в  котором  он  родился ?  Для  него  это  фактически  изгнание,  прозябание  в  Одессе  ,в разлуке  с родным    Арцизом,  в  недалёком  прошлом   Арси –на –Чаге.  Вынужденное  пребывание  вдали  от   родного  Альт-Арсис,  как  его  ещё  называли. Нет,  он  не  слыхивал  другого  названия  как  Арциз, и  про  пересохшую  речонку - то  же  не  осведомлён.  Он  не  знает,  но  чувствует,  руководимый  на  подсознательном  уровне  генами  великих  немецких  предков -  немецких  переселенцев….  И  дочь  его  понимает… И  живут  они  в  достатке….  И  им  хорошо…

Мне  плохо.  Именно  мне  плохо  от  такого  им  хорошо…Животная  сытость… Нам  дана  жизнь  как  вспышка ,  чтоб  мы  как  то  себя  проявили…  Что - то  сделали… Не  даром  староста  так  убивался…. Дочка,  зять  и    роль  сытой  обслуги  привокзального  ресторана… Ни  неба,  ни  загадки  звёзд,  ни  красоты  весны  и  осени, ни  книги, ни  шедевры   поэтов    и  художников,-  ничего… Примитивная    ритмичная  музыка ,  прославляющая  похоть  и  богатство,-  и  « сатанины  деньги,  за  эту  услугу»
А  я?  Не  сатанины  ли  деньги  я  получаю  за  ту  халтуру  , которую  делаю?  Что  ж  других  обличать?... Вот  и   моя  дочь  отбросила  всё ,  что  мешает  жить  в  достатке… Решительно  и  бесповоротно…
 


А  как  хочется  вернуться  назад,  когда  можно  было  бы  всё  исправить,  всему  придать  совершенно  иной  смысловой  ход. Направить  вкусы  детей  совсем  по  другой  орбите. Упустил. Причём  безвозвратно. И  они  идут  своим  путём,  найдя  себе  подобных.
Вспоминаю,  когда  дети  были  ещё  маленькие.  Я  сижу  в  кресле  и  читаю  Басё. Нет,  не  так.  Эти  стихи  нельзя  читать,  они не  написаны,  а  начертаны  для  того,  чтобы   ты   мог  над           чем -  то  важным  подумать,  не  упустив  его   в  суете  повседневности. Дети  у  друзей – подруг  в  доме  напротив,   Женечка  на  работе  и  я  в  квартире  совершенно  один,  наслаждаюсь  Басё. В  такую  ,  преддождливую  погоду  у  нас  говорят  - «  парыть,  аж  нэ  можна»  и  это  действительно  так. Вентилятор   в  виде  ракеты  не  спасение.  Его  нудный  монотонный  звук  мешает  слушать  гармонию    тишины,  зато   создаёт  иллюзию  прохлады  ветерка, но – долой  иллюзии.  Это  мой  принцип!  Лучше  пот.  Я  замер  ,  переваривая  прочитанное:

Жизнь свою обвил
Вокруг висячего моста
Этот дикий плющ.

Мысли  роились  в  голове ,  состязаясь  в  остроумии  и своевременности.  Я  их  сортировал  и  откладывал  в  память  в  виде  готового  продукта. Прошлое  оно  то  же  разное  по  отдалённости ,    и  по  сути -   является  архивом  памяти.  Важно  насколько  ты  грамотный  как  библиотекарь  и  как  умело  ты  пользуешься своим  личным   архивом. 
Вокруг  чего  свою  жизнь  обвил  я?
Или  -  вокруг  чего  судьба  обвила  мою  жизнь?
Такую   извилистую  сложную  судьбу  выбрал  я  или  она  выбрала  меня?  Почему  меня? Была  ли  у  меня  свобода  выбора  или  я  был  обречён  поступить  так,  как  поступил?
В  форточку  ,  через  марлю  умудрилась  влететь   муха.   Ей  сразу  понравилась  квартира  и  она  решила  завладеть  ей. Но  как  это  бывает  у  мух  в  любом  обществе,  она  начала  с  того,  что поставила  целью  изжить  хозяев  живших  здесь  до  неё.  То  есть  меня. Её  напористости  и  энергии   могла  позавидовать  советская  пропаганда! Она   за  минуту  перечеркнула  всё.  И   размышления  и  Басё.  Всё  и  разом,  сузив  мой  мир  до внезапной  потребности  вести  войну  на  истребление. Здесь  не  место   сантиментам. Война  носит  принципиально – идеологический  характер  и  пока  кто-  то  не    погибнет  - конца  не  будет.  Я  вооружился  полотенцем -  муха  оружие  не  применяла,  что  создало  моральный  перевес  в  её  пользу. Битва  была  не  равная.  Её  ум  и  мои  комплексы  вступили  в  неравный  бой.  Ум  выиграл -  комплексы  проиграли.  Муха  садилась  на  дорогие  мне  вещи,  которые  атаковать  полотенцем  было  никак  нельзя. Я  ходил  кругами  по  комнате  ,  закипая  от  злости  из за  своей  беспомощности. Война  так  увлекла  меня,  что  внезапный  летний  гром  перепугал  и  меня  и  муху.  Мы  оба  замерли.  Это  был  не  мир ,  это  была  вынужденная  пауза  для  осознания -  перед  внезапным  новым  врагом  нам  надо  объединиться  или  каждый  за  себя?
Грянул  дождь!  Да  какой! Ливень! В  Любашёвском  районе  говорят  «Вперищыв  дощь». Так  сочнее ,  по  моему. Каждый  листик,  каждая  травинка  радовалась  ниспадающей  влаге.  Неодушевлённые  предметы  радовались  умыванию  и  чистоте,  воздух  радовался  радугой.  Всё – живое  и  неживое  улыбалось,-  да  и  как  по  другому? Дождь  внезапно  прекратился,  но душевная  радость только  нарастала.  У  нас  в  это  время  все  всё  открывают  «шоб  воздух  шёл». Я  открыл  окно  и   уставился  на  это  радостное  чудо  двора. Уставился  и  замер.  Застыл.  Из  онемения  меня  вывела  муха,  сев  на  ухо  и  перед  прощальным  улётом  прожужжала            « Придурок !!!!»
Я  согласился.  Было  так  хорошо,  что  не  хотелось  спорить. Первыми  во  двор  вышли  старички  с  ящиками  и  подстилками.  Затем  детвора.  Дети,  как  воробышки  весёлой  стайкой  вылетели  во  двор  разделившись  на  мальчиков  и  девочек.  Я  смотрел «во  все  глаза» , как  моя  Иришка  играла  в  классики.  Дождь  почти  смыл  мел  и девочки  начертили  клеточки   заново. Часть  играла  в   классики ,  а  часть  прыгала   « в  резиночки». Это  так  увлекло  их,  этих  щебетух,  что  казалось  двора  без  них  нет -  так  они  органичны.  Бабушки  смотрели  на  них  о  чём  то  бесконечно  рассуждая.  Может  о  том,  как  совсем  для  них  недавно  в  таком  же  вот  дворе  прыгали  и  они  и  их  папа  смотрел  в  это  самое  окно ?
Мальчики  играли  в «пекаря». Мела  не  было  и  полосы  чертили  красным  кирпичом.  Никогда  не  думал,  что  у  моего  Мишки  есть  такая  бита!  Тонкая  арматура  затейливо  обмотанная  цветной  изолентой.  Его  клюшку  жестью  я  сам  оббивал,  а  вот  за  биту  не  знал.   Игра  в  «пекаря»  игра  серьёзная -  не  отвлечёшься. Здесь  и  травму  получить  не  долго. Банка  из  под  зелёного  горошка  переживала  своё  очередное  возрождение   в  плане  надобности.
Воздух,  летний  воздух  Одессы  после  дождя – это  что  то  необыкновенное!  Дело  не  в  свежести  и  отсутствии  привычной  пыли.  Нет, друзья! Это состояние  души,  а  пыль  здесь   ни при  чём. Это  состояние  радостной  невесомости  в  душе. Это  то,  ради  чего  живёшь,  в  том  числе!  Я  смотрел  на  своих  детей  пребывая  в  таком  состоянии  счастья ,  что  казалось  -  ничего  добавить  уже  нельзя  «  а  то  хуже  будет».
Родители  радуются  радости  детей. Радуются  радости. Да,  так. Радуются  ,  ослеплённые  любовью,  не  понимая   характера  душевного  созревания  подростка.  Вы  видим  проявление  уже  выстоянного  и  давно  созревшего   плода,  который  отлёживается,  дозревая.
Мой  сын  - курсант  Высшего   военного   политучилища   и  будет  забивать  головы   восемнадцатилетних  подростков  бредом  социалистических  идей. Дочь -  студентка  исторического  факультета  нашего  университета. Это  не  та  история  и  нет  от  этого  у  меня  радости. Это  извращённая   история , основанная  на  лозунгах  и  подборе  фактов  для  их  подтверждения. Это  не  предмет,- это  политика. Лживая  политика.
Как  хочется  вернуться  в  то  время  и   не «выходить»  из  него,  оставшись  наблюдателем  в  окне. Как  хочется,  чтобы  рядом  стояла  Женя  и  мы  молча,  с  упоением ,  любовались  нашими  близнятами !  Но,  всё  проходит  и  мы  взрослеем,  идя  своим  путём,  так  и  не  решив -  кто  кого  выбрал. Теперь  мне  нравятся  другие  стихи  Басё:

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему, —
В этом высший подвиг цветка!

Большего  не  скажешь  за  это. Скажу  за  другое.  Почему  девочки  не  играют  в  классики  и  резиночки  теперь ?  Почему  их  не  видно  во  дворах ?  Куда  вы  их  спрятали?  Я  хочу  порадоваться  их  радости.  Хочу  носить  и  раздавать  мелки,  только  б  они  играли  в  классики. Буду  покупать  резинки,  чтобы  они  прыгали,  радостно  щебеча.  Их  нет.  Опустели  без  них  дворы. Не  кричит  женский  голос  по  слогам   «  Ма  ри  на! Да  мой!»   и  не  отвечает  ей  Марина  фразой,  которой  столько  же  лет,  как  нашему  городу «  Мамуль,  ещё  чуть- чуть». Нет  этого.  Не  несут  караул  старички  у  входа.  Пустые  дворы.  Улицы  для  прохожих. Через  мой   город  проходят,  в  нём  не  живут,  а  раньше  жили.  Да  как!
Где  разграфлённый  полосами  асфальт  с  надписями  от  рядового  до  маршала.  Где? Игра  в  пекаря ,- это  мальчишеское  братство. Это  команда!  Нет  полос,  да  и,  по  правде,  и  асфальт  на  котором  можно было  играть  то  же  в  прошлом.
Вальс дворового  шума!  « Тындыра  за  себя» ,-  что  смогли  забыть?  А  зря!  Очень  зря! Мы  все  выросшие  дети  и  ранимая  детская  душа – это  то  лучшее  ,  что  мы  смогли  или  не  смогли  сберечь  у  себя. «Раз, два,  три,  четыре,  пять   я  иду  искать. Кто  не  спрятался  я  не  виноват», -  через   открытые  окна  и  форточки  врывалось  в  квартиры,  где  жили  люди,  могущие  угадать -  « Это  Мишка  с  пятой  квартиры  горланит.  Такой  же  крикун  как  его  мамаша,  кстати  надо  не  забыть  ей  деньги  за  творог  отдать.»
- Таня!  Таня!.... Таня! … Лидия  Фёдоровна, зайдите  с  балкона  и  стукните  ей  в  перегородку,  а  то  я  весь  двор  поднял,  а  подниматься  не  хочется.
- Милый,  ты  меня  звал ?
- Дозовёшься!   Сегодня  с  пайками  ,докторскую  будут  давать. Брать  и  сколько?
- Батон.
- Так  брось  деньги!
-  Сирожа,  возьмите  и  мне  батон,  а  Марик  с  работы  деньги  отдаст.
-   Вы  совесть  имеете ? Раскричались!  Маечка  спит! Сирожа , возьмите   нам  с  Мартой  то  же  батон,  мы  его  поделим.
Сирожа  всё  запоминал,  ловил  деньги  и  шёл  и  покупал,  а  его  дочка  или  сын  разносили.  Или  не  его,  а  кто  во  дворе  гулял. И  Лидия  Фёдоровна  рассказывала  всем  о  коварстве  соседа,  который  её  доверчивую  заманил  с  балкона  в  квартиру,  пока  давали  докторскую  батонами. И  все  сочувствовали.
Хотел  одно ,  а  получил  другое.  Мы   воспитали   детей  так,  что  они  считают  это  хамством  и  отсталостью. Что  культура  заключается  в  том,  что  каждый  сам  по  себе  и  с  соседями  по  квартире  можно  не  здороваться,  а  про  соседей  по  дому  или  по  двору  и  упоминать  смешно. Что дети  должны  быть  чисто  одеты  и  воспитаны  и  ходить  по  струнке. Дети,  мои  внуки  .знающие  в  городе  только  те  улицы  по  которым  ходят  в  школу  и  прилегающие  к  их дому – это  и  есть  современность. Считают,  что  приставать  к  соседям  не  прилично  и  надо  решительно  пресекать  подобные  приставания  и  с  их  стороны. Что  праздники  надо  отмечать  в  кругу  приличных  друзей,  а  значит  по  рангу  равных  или  выше  чем  ты. Надо  стыдиться  бедной  и  невоспитанной  родни , что  уж  говорить  о  жителях  двора  и  их  невоспитанных  детях,  которые  испортят  наших.
Есть  церкви,  нет  преследований  и  гонений,  но  Веры  нет. Пусты  церкви.  В  домах  есть  нечитанные  Еванглии  и  Библии   в  уникальных  переплётах     и  что  с  того ?  С  икон,  под  которыми  обсуждают  сделки ? По  сути ,  я  так  же  скорблю,  как  церковный  староста  в  то  далёкое  время,  когда  я  подрабатывал  на  Севере, только  в  нём есть  понимание  и  Вера,  а  у  меня  лишь  слепое, невыявленное   стремление  к  ней  и  понимание  того,  что  что –то  кардинально  повернулось  не  туда , вместе  с  моими   детьми  и внуками   и  нет  у  меня  сил, умения  хоть  как –то  препятствовать  этому,  не  вызвав  бессмысленный   негатив   самых  близких   родных   лично  к  себе.
Может  период  такой  у  города?  Ведь   в  заварнике  чаинки  то же  сперва  всплывают  и  только  потом  окончательно  оседают  на  дно,  ослабнув  от  проделанной  миссии  творения  чая  как  напитка. Печально,  что  на  мой  век  чая  попробовать  не   придётся. Чаинки  не  успеют  осесть.


Рецензии