Красивые камни

       В Сарапул мы переехали из заполярья. Небольшой стотысячный городок стоял, утопая в зелени, на берегу огромной Камы. Как и все мальчишки, я любил пропадать на улице, в лесу и, самое главное, на Реке. На центральной площади стоял красивый старинный особняк – дом пионеров. Однажды из любопытства я зашёл в него. Высокие потолки с лепниной. На стенах картины. В приоткрытые двери кабинетов, откуда неслась музыка, и зачем-то отплясывали мальчишки с девчонками, видны были камины с изразцами. Камины – это ладно, всё равно батареи греют. Но плясать с девчонками! Дураков нет. Вообще-то, красиво. А вот откуда звуки авиамоторчиков? За этими размышлениями меня и застукала какая-то невысокая седая женщина.
- Здравствуй мальчик! Не знаешь куда пойти?
- Я тут первый раз.
- А чем бы тебе хотелось заниматься?
- Не знаю.
- Пойдём, покажу тебе красивые камни. – мы пошли в самый конец коридора.
- Что за камни? - думал я – их полно на улице.

       Открыв массивную дверь, мы оказались в небольшой комнате. Там было несколько мальчишек и две девчонки. Они были в фартуках и что-то делали на пыльных столах.
- Здравствуйте, Нинель Петровна! – дружно поздоровались они. Так я впервые услышал имя замечательного скульптора Никитиной Нинель Петровны. Она на многие годы определила мою жизнь, да, по сути, и просто сформировала меня, как человека. Ребята в комнате были старше меня, но задирать никто и не пробовал, что для меня, второклассника, было весьма важно. Они спокойно работали различными инструментами с камнями. Их, оказывается, можно пилить, резать, сверлить, точить…
- Как меня зовут, ты уже слышал. Я руковожу камнерезным кружком. А как тебя зовут?
- Витя. А где у вас тут красивые камни? – ребята за верстаками хмыкнули. Но смеяться не стали.
Нинель Петровна открыла большой шкаф, заваленный разными камнями. Я таких на улице не видел.
- Это уральские камни мягких пород.
Я потрогал большой камень и возразил
- Он же твёрдый! – ребята рассмеялись
- Да, это же камни. Но есть множество камней ещё более твёрдых, чем эти. Поэтому они и зовутся мягкими. Вот ты знаешь свинец?
- Конечно. Мы из него грузила делаем для удочек.
- А что-нибудь твёрже свинца знаешь?
- Ясно. Железо.
-Вот и с камнями что-то подобное. Одни твёрдые и их обрабатывают на станках. А другие мягкие. Их можно обрабатывать вот такими инструментами. – она показала на ножовки, стамески, напильники…
- А зачем их резать?
- Чтобы сделать что-нибудь красивое. – она достала с другой полки медведя из камня, затем орла, пантеру, зайца… и всё из разных камней. Меня просто заворожила красота, с которой всё это было сделано. Я любил зверей и с восторгом смотрел на эти фигурки.
- Вот эта рыбка - вуалехвост. – она подала мне её, размером с мою ладошку. Вуалехвост застыл на сверкающей волне из того же камня. Она была как живая, но главное – это был камень. Он просто светился тёплыми солнечными лучами. Я бережно держал рыбку двумя руками. Долго разглядывал и поглаживал по блестящим бокам.
- Этот камень самый мягкий. Его зовут селенит и его можно резать простым ножом.
Маленькая выставка в шкафу меня взволновала.
- А ты приходи завтра к нам. Мы тебя всему научим. Только маме скажи куда идёшь.

       С тех пор я стал пропадать в кружке. Учился рисовать, резать по дереву и камню, лепить из глины и отливать из гипса барельефы. Готовить доклады о разных художниках и скульпторах.  Но не только о них. От Нинель Петровны я впервые осознанно услышал о Пушкине, Лермонтове. Было интересно слушать доклады о «Пиковой даме», «Гранатовом браслете» и о многом другом, чего и в школе не проходили. После таких докладов мы часто рисовали иллюстрации этим произведениям. Особенно Нинель Петровна любила и хорошо знала творчество Лермонтова. От неё же я впервые узнал о А.Е.Ферсмане и его увлекательных книгах о различных минералах.

       Наши работы в основном были в анималистическом стиле В.А.Ватагина, первого иллюстратора «Маугли» в России. Неудивительно, что мы любили вырезать различных пантер из талькохлорита. Этот зеленоватого цвета камень после полировки становился зеркально чёрным. Резали мы из талька (из которого делают порошок – тальк), красивого светлого камня, цвета вспененной морской волны. Использовали и другие породы камней, в основном уральского происхождения. В стране мало кто занимался камнерезным ремеслом. Разве что в Кунгуре. Но, то были взрослые мастера. Поэтому наши работы постоянно увозили на ВДНХ на всесоюзные выставки. После того, как они там экспонировались около полугода, их отправляли на международные выставки в Японию, Канаду, США, Францию и т.д. Затем их передавали в отдел культуры МИД СССР. Оттуда они разлетались по всему миру, как «подарки от советских школьников». Нам было не жалко. Мы с удовольствием работали. Ещё сделаем!

       Многие мои друзья закончили различные художественные училища, институты, став профессиональными художниками. Нинель Петровна, уже совсем постарев, вернулась на родину в станицу Лазаревская, под Анапой. До сих пор мы все с неизменной теплотой, любовью и благодарностью вспоминаем о ней. Она, не имея своих детей, всё своё тепло и нежность отдавала нам. Нинель Петровна не столько старалась сделать из нас мастеров, сколько хотела передать нам свои самые лучшие качества. Своим жизнелюбием и кругозором мы обязаны ей. Она для нас была Учителем в самом высоком значении этого слова.


Рецензии
Очень люблю разные камни. В них есть тайна и что-то неведомое.
Виктор, Вам повезло в детстве с Учителем!
Хорошо написано, читала с интересом.

Светлана Шаляпина   15.10.2017 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!

Виктор Афсари   15.10.2017 18:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.