Саламин. Мифы и предания

Напротив побережья Аттики, неподалеку от порта Пирей расположен один из самых прославленных греческих островов – Саламин. По своему значению для истории Эллады он стоит в одном ряду с Марафоном и Фермопилами. Здесь произошло то, что впоследствии иначе как чудом не называли - небольшой греческий флот сокрушил армаду кораблей персидского царя Ксеркса, что стало переломным моментом греко-персидской войны. Остров интересен не только этим славным сражением, но и своей древней историей. Археологи обнаружили здесь остатки большого дворца, который назвали Дворцом Аякса и множество захоронений бронзового века. О тех давних временах сохранилось мало исторически достоверных сведений, но народная память донесла до нас немало преданий и мифов, связанных с островом.

Эак и Кихрей.

Легендарная история Саламина началась с романтических похождений Зевса и Посейдона. У речного бога Асопа и его жены Метопы было двенадцать дочерей и два сына. Дочери Асопа отличались необыкновенной красотой и несколько раз становились причиной скандалов и интриг среди любвеобильных олимпийских богов. Так, младшую дочь Асопа, нимфу Эгину выкрал Зевс и спрятал на одном из островов Саронического залива. Асоп после долгих поисков нашел пропажу и даже заставил Зевса спасаться бегством, но дело было сделано. Эгина родила сына Эака, который стал царем на том самом острове, который в честь матери назвал Эгина.

Подобная же история произошла с другой дочерью Асопа нимфой Саламиной, которая приглянулась владыке водной стихии Посейдону. Эта связь так же не осталась без последствий – в положенный час нимфа родила сына Кихрея. Когда Кихрей возмужал, он стал подыскивать себе подходящее место для собственного царства.  Ему приглянулся большой необитаемый остров с хорошими бухтами, лесами и питьевой водой. Проблема была в том, что на острове обитал огромный змей, наводивший ужас на всех, кто пытался высадиться на берег. Кихрей был не робкого десятка, он убил змея и заявил, что отныне остров, который он в честь матери назвал Саламин, является его владением. Когда Кихрей умер, жители острова похоронили лицом к западу, возвели святилище в его честь и приносили ему жертвы, поскольку считалось, что Кихрей стал божественным покровителем Саламина.

Теламон.

На соседнем острове Эгина проживал Эак со своим семейством. От законной жены Эндеиды у него было два сына Теламон и Пелей. Кроме того у этого почтенного мужа был еще один сын – Фок, которого ему после случайной встречи на морском берегу родила морская богиня Псамафа. Законные сыновья Эака Теламон и Пелей выросли в могучих героев и красавцев, но Фок превосходил их по всем статьям. Это и не удивительно, ведь матерью Фока была богиня, а матерью Теламона и Пелея обычная смертная. Сам Эак любил Фока больше остальных сыновей и  братья не без оснований начали опасаться, что трон Эгины достанется ему. Однажды братья устроили спортивные состязания, Теламон запустил диск в голову Фока и убил его на месте, потом вместе с Пелеем они спрятали тело в лесу и, вернувшись домой, сделали вид, что понятия не имеют куда пропал Фок. Но обмануть Эака было непросто. Он нашел спрятанное в лесу тело сына и в гневе изгнал братьев с острова.

В дальнейшем пути Пелея и Теламона разошлись. Пелей всей своей дальнейшей жизнью искупил грех молодости и стал одним из самых почитаемых героев Эллады. Он женился на морской богине Фетиде, которая впоследствии родила ему Ахилла. А Теламон отправился на Саламин, где царствовал его двоюродный дядя Кихрей. Наследника мужского пола у Кихрея не было, но была дочь Главка. Теламон сначала стал зятем царя, а после его смерти унаследовал трон. В отличие от Пелея, который раскаялся и прошел обряд очищения, Теламон никогда не признавал свою вину в убийстве Фока. В дальнейшем Теламон участвовал в походе аргонавтов, калидонской охоте и войне Геракла против троянского царя Лаомедонта. Теламон первым взобрался на крепостную стену Трои и в качестве приза получил  дочь Лаомедонта Гесиону, которую отвез домой на Саламин. Некоторое представление о натуре Теламона дает тот факт, что он заставлял царскую дочь выполнять грязную работу и подвергал ее всяческим унижениям.
Новый царь Трои, брат Гесионы Приам через некоторое время отправил на Саламин посольство с предложением выкупить сестру, но Теламон запретил троянцам высадиться на берег и позором отправил их обратно. После этого унижения троянцы затаили обиду не только на Теламона, но и на всех ахейцев. Именно поэтому произошедшая через много лет история с похищением Елены троянским царевичем Парисом воспринималась в Трое как «ответочка» за Гесиону.

Аякс и Тевкр.

После смерти Главки, Теламон женился на Перибее, дочери мегарского царя Алкафоя. Она родила ему сына Аякса, который вырос настоящим гигантом и получил прозвище Аякс Большой, а Гесиона родила ему еще одного сына Тевкра. Как ни странно, сводные братья отлично ладили, хотя один был рожден от царицы, а другой от рабыни. И Аякс и Тевкр были женихами Елены Прекрасной, и когда она сбежала от законного супруга вместе с Парисом в Трою, оба отправились защищать поруганную честь Менелая. Когда они собирались отплывать на двенадцати кораблях,  Теламон напутствовал Аякса такими словами: «Всегда думай о победе, и боги помогут тебе». На это беспечный герой ответил: «С помощью богов достичь славы может любой, а я уж как-нибудь и сам справлюсь». Был еще один эпизод, когда Аякс высказал дерзкое непочтение к высшим силам. Однажды во время битвы с троянцами сама Афина явилась, чтоб приободрить его в бою, на что герой заявил: «Не мешай, Богиня! Ободри лучше моих соратников-ахейцев. Там, где я враг не пройдет!»

В битвах с троянцами Аякс и Тевкр сражались плечом к плечу со своим двоюродным братом Ахиллом, проявляя чудеса доблести и героизма. При этом Аякс, по словам Гомера, «как мать дитя» прикрывал своим щитом Тевкра, который был непревзойденным мастером стрельбы из лука. У Тевкра в этой войне было двусмысленное положение, поскольку кроме Ахилла у него был еще один двоюродный брат – троянский царевич Гектор. Однажды они сблизились на расстояние выстрела, но Тевкр не успел пустить стрелу, поскольку Гектор камнем из пращи попал ему в голову. В дальнейшем Тевкр был одним из тех немногих избранных, кто находился в брюхе троянского коня.

Так случилось, что когда в одной из битв Аполлон, направляя стрелу Париса, поразил Ахилла в его единственно незащищенное место – пятку, Тевкра рядом не было – он был отправлен с отрядом фуражиров за продовольствием. Рядом с Ахиллом находились лишь Аякс и Одиссей. Увидев гибель героя, троянцы ринулись в атаку, надеясь отбить тело Ахилла, а еще более завладеть его бесценными доспехами, выкованные самим Гефестом.  Аякс с Одиссеем  отбили атаки троянцев, потом Аякс взвалил на себя тело Ахилла и понес его в лагерь ахейцев, а Одиссей прикрывал его отход.

После всех полагающихся траурных церемоний возник вопрос, кому должны достаться доспехи героя. И тут судьба сыграла с Аяксом злую шутку. Богиня Афина припомнила ему все его дерзости и на время спора одарила своего любимчика Одиссея божественным красноречием. С такой поддержкой хитроумный пройдоха Одиссей без труда убедил ахейцев, что прикрывать отход – это намного почетнее и достойнее награды, чем нести на плечах тело Ахилла в тяжеленных доспехах от стен Трои до самого моря. Аякс был настолько разъярен этой несправедливостью, что впал в безумие и решил отомстить. Ночью он вышел из своего шатра и отправился убивать Одиссея и всех своих обидчиков, но бдительная Афина направила его к стаду овец, которое герой в безумной ярости искрошил своим мечом, полагая, что это его враги. Утром, придя в себя простодушный Аякс настолько устыдился содеянного, что покончил с жизнью, пронзив себя мечом.  Его похоронили без погребального костра и прочих воинских почестей, как самоубийцу. Впоследствии рассказывали, что когда Одиссей потерпел кораблекрушение, доспехи Ахилла вынесло волнами к могиле Аякса. Многие верили.

Когда Тевкр вернулся домой после войны, Теламон не позволил ему высадиться на берег, несправедливо обвинив его в том, что он якобы не смог защитить брата. Никаких оправданий суровый царь Саламина выслушивать не пожелал и отправил сына в изгнание. Вместе со своими боевыми товарищами Тевкр отправился на Крит и основал там новый город, который назвал Саламин, в честь своей потерянной родины. Поступок Теламона легко объясним – у Аякса остался малолетний сын Эврисак, которому царь Саламина собирался завещать свой престол. И ему совершенно не нужен был еще один претендент на трон, которым неизбежно стал бы Тевкр. После смерти Теламона царствовать стал Эврисак, а затем его сын Филей, который впоследствии передал остров афинянам и сам стал гражданином Афин. К Филею возводил свой род великий афинский стратег Мильтиад, разгромивший персов в битве при Марафоне.

Саламинские войны.

После Троянской войны в Грецию с севера хлынули дорийцы, уничтожившие микенскую цивилизацию. С ней закончилась эпоха мифов и легенд, и наступили темные века, о которых известно не так уж много. Саламин занимал чрезвычайно важное стратегическое положение, находясь в непосредственной близости от таких важных политических центров Эллады как Афины и Мегары. Тот, кто владел Саламином, мог при желании организовать морскую блокаду этих городов, поэтому не удивительно, что между Афинами и Мегарами на протяжении VIII-VII столетий до н.э. велись войны за контроль над островом. Об этих войнах отсутствуют достоверные исторические данные, и мы знаем о них со слов античных авторов, живших гораздо позже описываемых событий.
Известно, что в после долгой серии военных неудач Афины были вынуждены уступить остров Мегарам. Афиняне были настолько удручены поражением, что даже ввели запрет на призывы отвоевать остров обратно. Молодой в ту пору афинский политик Солон сочинил элегию и продекламировал его на афинском рынке:

Лучше бы мне позабыть об Афинах, оставить отчизну,
Лучше бы родиной мне звать Фолегандр и Сикинн
Чтобы за мною вослед худая молва не летела:
Вот из Аттики трус, вот саламинский беглец!...
На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор.

Это выступление вызвало всеобщий энтузиазм и Солону предложили возглавить поход за освобождение острова. У древних греков любое начинание нужно было согласовать с божественной волей, поэтому Солон отправился в Дельфы и получил ответ оракула:

Первых земли той героев склони ты обильною жертвой,
Тех, кого грудью своей укрывает от нас Асопида,
Мертвые, смотрят они в края заходящего солнца.

Под Асопидой оракул несомненно имел ввиду дочь Асопа нимфу Саламину, а  похороненным лицом к западу героем, как мы помним, был Кихрей. Под покровом тьмы Солон приплыл на остров и тайно принес жертву в святилище Кихрея. Потом во главе пятисот афинских воинов он высадился на остров и захватил его. Мегары послали корабли отвоевывать остров, афиняне тоже выставили свои корабли. Силы были примерно равны, и было решено обратиться к спартанцам, чтоб те рассудили, кому должен принадлежать Саламин. От имени Афин на суде выступил Солон и процитировал фрагмент Илиады:

Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских
Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги.

То есть еще в те легендарные времена Саламин и Афины настолько близки, что воевали в одном строю. Кроме того, Солон повел судей к древним захоронениям на острове и показал, что жителей Саламина хоронили по афинскому обычаю, головой на восток и с надписями с указанием рода, которому принадлежал умерший. Спартанские судьи признали победу Солона. Мегарцы не смирились и еще несколько раз пытались захватить остров, но потерпели поражение. Саламин окончательно отошел к Афинам примерно в 565 году до н.э.
 
Война с персами.

Напряженность между Афинами и персами возникла после того как персы завоевали лидийское царство, а вместе с ним и греческие города в Ионии, на побережье и прилегающих островах Малой Азии. Через некоторое время малоазийские греки восстали и попросили помощи у афинян и спартанцев. Спартанцы в помощи отказали, а афиняне выслали 20 кораблей. Восстание было подавлено, и персидский царь Дарий I решил наказать афинян. В 490 году до н.э. он отправил против них карательную экспедицию. По пути персы захватили и разграбили союзный Афинам город Эретрию на острове Эвбея и высадились возле Марафона, где девять тысяч афинских гоплитов под командованием Мильтиада наголову разбили двадцатитысячное персидское войско. Но все понимали, что на этом дело не закончится. Персы и афиняне начали готовиться к большой войне.

Афинский политик и стратег Фемистокл предложил направить все доходы от государственных серебряных рудников на создание сильного военного флота из 200 кораблей, что и было сделано. В свою очередь персы начали собирать огромную армию со всех своих провинций, раскинувшихся от Египта до Индии. В 480 году до н.э. новый персидский царь Ксеркс I переправил по понтонному мосту через Геллеспонт свое войско и начал поход на Грецию.  Геродот утверждал, что персов было пять миллионов, но современные историки относятся к этому утверждению скептически, называя цифру пятьсот тысяч вместе с флотом.  Как бы то ни было, силы были явно неравными. Разрозненные греческие города никогда ранее не выступали единым фронтом против общего врага. И на этот раз кроме Афин и Спарты против персов выступило лишь около тридцати полисов, остальные, руководствуясь здравым смыслом, решили покориться варварам.

Первое столкновение между греческим и персидским флотом произошло возле Артемисия, в узком проливе между островом Эвбея и материковой Грецией вблизи Фермопил. Задачей греческого флота было не позволить персам зайти в тыл спартанцам, защищавшим узкий горный проход. Из Дельф на флот прибыл гонец с сообщением: «Молитесь ветрам, они верные союзники Эллады». И греки молились. Афиняне принесли жертву Борею, богу северного ветра, а все греки вместе – Посейдону-спасителю, владыке морей.
На пути к Артемисию персидский флот попал в бурю и потерял около четырех сотен боевых кораблей и множество вспомогательных. Это убедило греков, что их молитвы услышаны, а жертвы приняты.  Основу персидского флота составляли финикийские корабли, легкие и маневренные, приспособленные к плаванию в открытом море. Греческие корабли были более тяжелыми и устойчивыми, что давало им преимущество в проливах, где было сильное течение и высокие волны. В морском сражении греческие триеры использовали таран, находившийся по носу корабля ниже ватерлинии. Пробив борт противника, корабль либо топили, либо брали на абордаж  отрядом морской пехоты.

Под Артемисием у греков было около 280 боевых кораблей, у персов 1200. Дело казалось абсолютно безнадежным. Все греческие суда собрались в узком проливе, в который весь персидский флот никак не мог поместиться. Основная масса персидских кораблей окружила остров, блокируя   выход. Греки заняли оборону, расположившись кругом, и не давая персам себя таранить, а когда строй противника нарушился, греческие суда перешли в контратаку и захватили 30 персидских кораблей. На второй день начался шторм и разметал персидский флот, находившийся вокруг Эвбеи. 200 боевых кораблей затонули, разбившись о скалы, что вновь было сочтено вмешательством богов и воодушевило греков. На третий день потрепанный персидский флот атаковал греков, но в узком проливе персидские корабли цепляли друг друга веслами и не могли маневрировать. Потери противников оказались примерно равными, несмотря на подавляющее преимущество персов в численности. В это день греки узнали, что царь Леонид и все его войска погибли в Фермопилах. Удерживать позицию при Артемисии более не имело смысла, и ночью флот отошел к Саламину. В этих сражениях большинство греческих моряков получили свой первый боевой опыт.

После известия о гибели спартанцев под Фермопилами, стало понятно, что Афины удержать не удастся. В храме Афины священная змея отказалась принять подношение и жрецы объявили, что богиня покинула город. Дельфийский оракул дал афинянам очень туманное пророчество, в котором говорилось о несокрушимом божественном острове Саламин и деревянных стенах, которые дадут защиту. Фемистокл растолковал это так: надо покинуть город и сесть на корабли (деревянные стены). После этого большая часть граждан оставила Афины. Женщины, старики и дети отправились в Трезен и на Саламин, а мужчины взяли в руки оружие и пополнили корабельные команды.

Битва при Саламине.

Через девять дней после падения Фермопил персы вошли в Афины. Со стоянки флота у Саламина было видны клубы дыма и зарево пожарищ над разграбленным городом. Моряки были в отчаянии. Флот состоял из отдельных эскадр разных городов. Многие были готовы бросить все и разбрестись по домам. Объединенный греческий флот насчитывал 373 корабля, из них 180 афинских. У Ксеркса после потерь при Артемисии и штормов осталось около 1000 кораблей. Командующий греческим флотом спартанец Эврибиад был человеком здравомыслящим. Он трезво оценил соотношение сил и принял решение отступить к Пелопоннесу, где собирались все основные силы греков. Но командующий афинской эскадрой Фемистокл был еще более здравомыслящим. По опыту боев у Артемисия он понимал, что в открытом море грекам не выстоять против персидской армады, а в проливе между Саламином и Аттикой такой шанс есть, и он решил на свой страх и риск им воспользоваться.

Фемистокл послал к Ксерксу гонца с сообщением, что греческий флот собирается покинуть базу у Саламина и предложил ему немедля атаковать, обещая во время боя перейти на сторону персов. Ксеркс, посовещавшись с капитанами, принял решение начать сражение. Утром следующего дня греки обнаружили, что персидский флот разделился и перекрыл им оба выхода из пролива. Перед лицом неизбежной битвы к грекам вернулось мужество. Фемистокл предложил дерзкий план сражения, и он был принят. Были принесены все полагающиеся жертвы богам, с просьбой о ветре и волнах, а так же покровителям Саламина Кихрею, Теламону и Аяксу, после чего корабли выстроились в колонны и стали ожидать врага. Основные силы Ксеркса входили в Саламинский пролив с юга. Другая часть перекрыла пролив с севера.

Вход в пролив с юга был узким, и персидские корабли шли тесным строем. Греческий флот вышел им навстречу, а затем отошел назад, заманивая противника глубже в пролив, к самому узкому месту возле островка Пситалия, который перекрывал и без того неширокий пролив. На некоторое время оба флота замерли в неподвижности. Персы поджидали, пока не подтянутся отстающие, греки ждали, пока не усилится ветер, и не поднимутся волны, которые будут мешать держать строй легким финикийским кораблям. И ветер усилился, и поднялись волны, и по сигналу трубы гребцы налегли на весла. Колонны греческих эскадр, стремительно набирая скорость, рванулись вперед.

Строй персов был нарушен высокими волнами, часть кораблей сбилась в кучу, мешая друг другу. Греческие триеры на большой скорости вошли в скопище вражеских кораблей как нож в масло. Персидский флот был расчленен на отдельные фрагменты. Часть финикийских кораблей попыталась дать задний ход, но с фланга на них обрушилась еще одна греческая эскадра. Персы запаниковали, и началось побоище. Ксеркс наблюдал за картиной боя, сидя на троне, установленном на высоком берегу.  Ни одна подробность сражения не укрылась от него, и многие капитаны, проявившие трусость впоследствии лишились голов.

Битва продолжалась целый день. Вода в проливе стала красной от крови. Большинство персов не умело плавать, и они тонули вместе со своими кораблями, а греки с потопленных триер добирались вплавь до Саламина. Многие греческие моряки потом рассказывали, что своими глазами видели летящего над водой огромного змея, который, конечно же, был ни кто иной, как сам Кихрей, прибывший из царства мертвых, чтобы поддержать соотечественников.

Сражение прекратилось с приходом ночи, и полководцы начали подсчитывать потери.  Греки потеряли сорок кораблей. Потери персов нам точно неизвестны. Склонный  к преувеличениям Геродот писал, что от персидского флота осталось лишь триста кораблей, но современные исследователи считают, что потери персов не могли превысить двух сотен кораблей. На следующее утро греческий флот снова выстроился в боевом порядке, ожидая врага, но он так и не появился. Ксеркс решил, что не может рисковать потерей флота. Надвигалась зима, и военную компанию нужно было сворачивать, поскольку греки сопротивлялись отчаянно. Ксеркс отвел свой флот к Геллеспонту, прикрывать отход армии, но оставил отборные войска под командованием Мардония в Фессалии. На следующий год в битве при Платеях объединенное стотысячное греческое войско разгромит трехсоттысячную армию персов, но залогом этой победы была  битва при Саламине, переломившая ход войны.

Объясняя причину победы горстки разрозненных греческих полисов над самой могущественной империей того времени современные историки говорят об ошибках и просчетов персов, политологи – о существенной разнице между войском свободных греческих граждан и  подневольных подданных персидского царя, социологи – об удивительной способности греков к самоорганизации перед лицом опасности. Сами греки объясняли свою победу просто: "Мы сражались доблестно, и богам это было по душе.  А если боги на нашей стороне, какая разница, кто против нас?"

"Наша Греция" 2016.


Рецензии