Мистическая история одной песни Комара

             (отрывок из романа-миньона "ФАРТ" http://www.proza.ru/2017/04/07/847 )

   Юго-Западное кладбище в Воронеже удивительно тем, что оно протянулось от главных ворот до самого Дона на несколько километров. Чтобы быстрее попасть на могилы моих предков, мне всегда удобнее было не пользоваться центральным входом, а доехать до посёлка Западного, прогуляться немного по шпалам одноколейки, пройтись по песчаному полю и через металлический неказистый мостик преодолеть небольшую пригородную речушку. А когда переходишь мостик, то остаётся 10 минут спокойно подняться к нужному кладбищенскому участку, расположенному на песчаном пригорке в соснах.
  Но на этот раз мостика не оказалось. Досадно было возвращаться несколько километров назад, чтобы зайти на бескрайний погост, как положено. И я решил перейти неширокий водный поток вброд. Рядом лежало поваленное какой-то стихией дерево, от него я отломал вешку, полуразделся и осторожно двинулся вперёд. Но вешка сразу показала, что речушка хоть и не широка, но глубока, тут уж плыть надо. Мою растерянность нарушил спокойный и удивлённый мужской голос: что ты, мол, делаешь, отчаянный безумец? Мост-то паводком на несколько десятков метров в сторону унесло. Вылезай, покажу, мне тоже на кладбище попасть надо. Я обернулся, надо мной стоял высокий, плотный бородач с шикарным фотоаппаратом на богатырской груди. Я тут же, довольно ловко, выбрался от ледяной воды назад, к нему, на верхний склон берега.
  По дороге в сторону мостика, мой новый знакомый Алексей непринуждённо завязал разговор о творческом подходе к прозе жизни. Он - потомственный фотограф, но в большинстве случаев любит снимать для себя, нравится ему этот процесс. Когда мы перешли мост, то оказалось, что нам надо на один и тот же квартал, а пока шли дальше, я ему рассказал один случай. Крашу как-то бабушкину ограду, подходит человек и спрашивает, не знаю ли я, где похоронен знаменитый воронежский исполнитель неформальных песен по кличке Комар. Ему сказали, что Комар упокоился именно на этом квартале. Он меня этим вопросом удивил и поставил в тупик. Докрасив, я вместе с этим человеком побродил по округе, так и не найдя могилы Спиридонова-Комара.
  Комар был легендарной личностью, великолепно владел гитарой, обладал мужественным лирическим голосом. Его записи в 70-х любили крутить радиохулиганы.
И тут, вдруг, фотограф Алексей говорит: хочешь покажу, где могила Комара? Конечно, хочу, ведь ежегодно посещая своих безвременно ушедших родственников, я делал уже не одну самостоятельную попытку найти могилу нашего знаменитого певца-неформала.
  При Алексее я не стал делать фото, просто поблагодарил его. А на прощание Алексей настойчиво порекомендовал мне прослушать песню "Течёт речка да по песочку" в исполнении именно Александра Спиридонова (Комара). И ещё Алексей очень аргументировано объяснил, что Комар исполнял именно эту песню лучше всех из когда-либо певших её других известностей. В том числе и Высоцкий в молодости любил петь эту песню.
Так я расстался с Алексеем, наверное, навсегда.
  На следующий день со скромным букетиком вернулся и сделал фото последнего пристанища, когда-то гремевшего на весь Советский Союз, гонимого судьбой и властями самобытного певца по странной кличке Комар.
После всего этого меня заинтересовала и история песни "Течёт речка да по песочку". Оказалось, что оригинальный текст был написан в Н.Цыгановым*, современником А.Пушкина. И мне хочется привести его полностью:

   ТЕЧЕТ РЕЧКА ПО ПЕСОЧКУ…

   Течет речка по песочку,
   Через речку – мостик;
   Через мост лежит дорожка
   К сударушке в гости!

   Ехать мостом, ехать мостом
   Аль водою плыти –
   А нельзя, чтоб у любезной
   В гостях мне не быти!

   Не поеду же я мостом –
   Поищу я броду…
   Не пропустят злые люди
   Славы по народу…

   Худа слава – не забава…
   Что в ней за утеха?
   А с любезной повидаться –
   Речка не помеха.

  Если внимательно вчитаться в текст оригинала "Речки", а потом прослушать «жульманский» вариант в её лучшем исполнении, я имею в виду, конечно, исполнение Комара, то выплывает мистический вывод, что лучший исполнитель и упокоился в символически схожем месте, в месте, словно, предначертанном самой песней.
Теперь даже кажется, что некоторые цыганские интонации в подаче Комара звучали и звучат по какому-то тайному мистическому промыслу, будто, как и дань уважения исконному автору текста Н.Цыганову.
  И ещё хочется отметить, что, судя по датам, в этом году исполнилось 20 лет после трагической гибели легендарного Комара. Так что я тоже мистическим образом, сам ещё, сначала, не осознавая того, оказался в нужное время в нужном месте у совершенно неожиданно, всё-таки, найденной мною, с помощью фотографа Алексея, могилы талантливейшего нашего земляка А.КОМАРА.


 P.s.
  Существуют самые разные текстовые варианты песни «Течёт речка», входящие в репертуары самых разных известных исполнителей прошлого и нашего времени.
Известны две вокальные версии исполнения этой песни А.КОМАРОМ. Последняя была записана в 1993 году. И хотя в новом варианте она тоже очень хорошо спета, но уже всё-таки совсем иначе.

 *Краткая историческая справка о Н.Цыганове:
Цыганов Николай Григорьевич (родился 1797 г. в Петербурге - умер 1831 г. в Москве от холеры) — актер, автор популярных песен.
Цыганов известен в истории русской литературы своими песнями, из них некоторые давно стали народными.
Много поездив по России, Цыганов хорошо познакомился с устным творчеством русского народа и с особенным вниманием относился к народным песням; некоторые из них он и клал в основу своих произведений; часто сочинения его являлись продуктом минутного настроения, импровизацией, которую он исполнял под аккомпанемент гитары.
Главнейшая роль Цыганова в истории литературы та, что он явился непосредственным предшественником другого нашего народного певца — Алексея Кольцова.
Посмертно в 1834 г. в Москве были изданы "Русские песни" Цыганова.
К сожалению, сохранилось только 44 песни Николая Цыганова.
(Подробнее на http://www.biografija.ru/biography/cyganov-nikolaj-gr..)


Рецензии
Интересная работа. Да, Цыганов известный наш русский поэт-песеенник. Самая известная его песня, мне кажется, "Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан".

Александр Гами   05.02.2023 13:06     Заявить о нарушении
Очень даже может быть. Песня очень известная!
Александр, спасибо за отклик!

Uri Pech   07.02.2023 01:33   Заявить о нарушении