Природа Веры
-----------------------------------------------
Проведем мысленный эксперимент. Он заложит фундамент для формирования тигля, того мысленного контейнера, способствующего формированию Истинной Самости и живой индивидуальной веры.
Предположим, человек приговорен к расстрелу и ожидает своего приговора вечером в закрытой камере. Оставим в стороне моральные изыскания, допустив, что этот человек добрых нравов и здравого интеллекта, но в силу каких-то причин (возможно, из-за следственной ошибки) оказался под действием приговора.
Какие психические стратегии поведения у него имеются в наличии в таких условиях?
1. Стать сумасшедшим. Т.е. уйти в шизофрению и диссоциацию, стараясь таким образом избежать неприятных ощущений и страха, а, может быть, даже по-своему бунтуя актом саморазрушения против текущего поведения вещей. "Разрушу сам себя назло, но никому не достанусь".
Сюда же может быть отнесено добровольное юродство, мученичество и т.п.
2. Быть «бравым гвардейцем». Сжав зубы, стоять по стойке смирно, как смелый боец.
3. Отрешенность. Безэмоциональность. Эмоционально омертвить и уничтожить себя еще до смерти.
4. Обратить свой взор к Трансцендентному, Божественному. При этом абсолютно неважно, формально верующий человек или нет.
Именно этот последний четвёртый вариант даёт нам представление о качестве истинной Веры, рожденной взаимодействием человека и существования. Веры, как, в том числе, орудия и инструмента преодоления.
Здесь важно само желание человека выйти за пределы. Трансцендировать бытие. Воплем своего внутреннего порыва и гласа прорваться сквозь оковы времени и пространства. Даже поверив в Бога, которого нет. «Верую, ибо абсурдно», говорил Тертуллиан.
Это подобно тому, как человек, оказавшийся на необитаемом острове, от безысходности начинает говорить с деревом или камнем. То ли, чтобы не сойти с ума окончательно, то ли пытаясь внутренним сердечным порывом одухотворить бытие...Обратиться к чему-то таинственному и живому за гранью зримого существования, вступить в диалог. Утвердить свой человеческий статус и вопрошать бытие.
Уже неважно, будет ли ответ. Неважно, есть ли кому отвечать. Важен сам процесс диалога, здесь и сейчас. Имеет смысл сам запрос. Даже если он и вовсе безмолвный.
В таких обстоятельствах, человек начинает кристаллизовать свою собственную Самость (по Юнгу), свой уникальный Богообраз, поскольку опирается в данном случае только на самого себя и свои уникальные особенности. Здесь сложно «подсмотреть у другого», поддавшись миметическому желанию, о котором писал Рене Жирар.
Как говорил полководец Сунь-Цзы, «Возможность победы заключена в противнике, непобедимость в тебе самом». Но в нашей ситуации побеждать больше некого. И некуда отступать. Не нападай и не отступай… Где же разрешение дилеммы? В вере в того Бога, которого нет. Сознательное безумие – вот весь выход.
Итак, качества подлинной Веры:
1. Вера экзистенциальна.
2. Вера спонтанна, неподражаема, жива.
3. Уникальна и личностна.
4. Вера динамична, а не статична. Отношения с Божественным должны оживляться снова и снова. По словам Карла Юнга, «Истину каждый день следует открывать заново». Молитва не должна быть монотонной декларацией одного и того же. В трудные моменты жизни, слова молитвы сами срываются с наших уст. Нам не нужно обдумывать их. Они сами следуют за нами из глубины сердца.
Свидетельство о публикации №216042401300