Вороны и др. наблюдения за природой

ВОРОНЫ и др.
 
 
Первое, близкое знакомство с воронами произошло у меня в средине 50-х годов прошлого столетия. В то время я служил в Кинешме, на Волге, в технической бригаде. Часть наша располагалась в военном городке на горе, за р. Кинешемкой, в одном километре от города. Рядом с нашим городком, буквально через забор, размещалась городская бойня. На очередном совещании офицеров, командир части задает вопрос:
- У нас в части охотники есть? Если есть, встаньте!
Все с недоумением смотрят на сцену и на вставших офицеров и сверхсрочников, их оказалось человек 5. Командир посмотрел на них, назначил старшего группы и поставил задачу:
- С завтрашнего дня разрешаю отстрел ворон в любое время на территории всего городка, естественно, с соблюдением мер безопасности для окружающих. Территория нашего городка скоро будет напоминать Куликово поле, вороны все, что добудут на бойне, волокут на территорию городка и здесь устраивают трапезу. Если не принять решительных мер, весь городок покроется костями, а через месяц у нас проверка, что нам скажут проверяющие?
А я только полгода тому назад купил охотничье ружье, а на охоту еще не ездил. Вот, думаю и случай подходящий, можно потренироваться. Мысль конечно не гуманная, но я был молод и увлечен своей новой страстью.
Этот самый злосчастный забор, отделявший нашу территорию от бойни, находился буквально в 50 метрах от штаба бригады. Здесь же, рядом, вокруг строевого плаца, располагались 4 казармы для личного состава и спортивный городок. Собственно это был центр городка, а метрах в 100, в глубине городка, располагались тыловые службы и автопарки. В центральной части городка, вокруг казарм, росли сосны, не менее двух десятков. Вот эти-то сосны и облюбовали вороны для своего пиршества.
Первый наш выход на "охоту" успешным назвать было нельзя. Нас было трое, а добыть нам удалось только одну ворону, из-за наших несогласованных действий. Мы еще не подозревали, что этим открытым нападением сильно усложнили свою задачу. В следующий раз вороны не подпускали нас ближе 80 метров, а убойная сила дроби из ружья 16-го калибра не более 60 метров. Как они рассчитывают эту дистанцию, остается секретом до сего времени. Нужно было срочно искать выход из этой тупиковой ситуации, там более, что командир начал на совещаниях смеяться над нами.
В районе наибольшего скопления ворон, недалеко от казармы бригадной школы сержантов, стояла небольшая будка для хранения различного инструмента и приспособлений для уборки территории городка. В одной из стен этой будки и в двери были маленькие окошки для света. Мы решили, что это укрытие, как нельзя лучше подходит для засады. Вот с этого момента и начинается самое интересное. Поскольку позиций для стрельбы было только две, мы и вошли туда вдвоем, а остальные спрятались за казарму. Не тут-то было, вороны ближе 80 метров от этой будки не садились. Тогда мы решили ворон перехитрить. Вошли вдвоем, а через некоторое время один вышел. Результат нулевой. Тогда мы вошли в будку втроем, а двое затем вышли. Результат тот же самый, вороны не подлетают ближе 80 метров. Наше терпение начинало кончаться, пробуем последний вариант. Четверо вошли, а трое вышли. Остался наш лучший стрелок, старшина сверхсрочник из ремонтной мастерской Иван Довгаль. Впоследствии мы с ним подружились на почве охоты и рыбалки. Так вот, к нашему удивлению и удовлетворению, он дуплетом подстрелил двух ворон. Наша уловка сработала, но в первый и последний раз. Вороны покинули эти сосны и перенесли свою трапезную в самую отдаленную часть городка, к уличному забору, где росло тоже около десятка сосен. В центре городка они больше не появлялись. Вывод напрашивался совершенно четкий. Во-первых, вороны чувствуют дистанцию убойной силы ружья. И, во-вторых, они умеют считать до 3-х, вот это самое удивительное! Впоследствии, лет через двадцать, я где-то прочитал о ситуации с воронами, в точности совпадавшей с нашим случаем! Это был первый эпизод моего близкого знакомства с этой очень сообразительной птицей.
Эпизод второй. Это, пожалуй, не эпизод, а целая история одной вороны.
Это было довольно давно, в начале восьмидесятых годов прошлого века, мы с женой, будучи на пенсии, проживали в районе "Текстильщики", где я и сейчас обретаюсь, но уже в одиночестве. Район этот старый, обжитой еще до войны, застроен был одноэтажными домами барачного типа, с множеством древесных насаждений, в том числе и фруктовых. Он и сейчас является одним из озелененных районов Москвы. От довоенных времен, осталось много старых тополей, от 100 лет и старше. По этой причине в районе много гнездовий различных птиц, в том числе и ворон. Дело было в начале июля, в это время, как раз, появляются "слетки", молодые, начинающие летать птенцы, в том числе и ворон. Под нашим балконом два дня подряд орал вороненок и все на одном месте, как привязанный. Мне это показалось странным. Я вышел на улицу, посмотреть, что там происходит, и увидел нерадостную картину. Между деревьями мечется вороненок с поврежденным крылом, а неподалеку кошки домовые присматриваются к нему, как к потенциальной закуске. Душа моя не выдержала, я поймал его без особого труда и принес домой. Жена посмотрела на эту, постоянно разевающую рот и старающуюся кого-нибудь клюнуть, живность и спросила:
- Ну и что теперь будем с ним делать?
- Давай сначала посмотрим, что с ним.
Начали исследовать повреждение крыла. Оказалось, что у вороненка крыло перекусано, видимо кошками, рана уже подсохла и поправить крыло не представлялось возможным. Отнести его обратно на улицу, где его ждали коты, у нас духу не хватило. Пришлось оставить у себя. Постелили газеты под кухонный стол и посадили его туда. К новому жильцу сразу же проявил живейший интерес наш собственный кот Васька, и тоже, видимо, из тех же соображений, что и уличные коты. Вороненка мы назвали Яшкой. Так он быстро разобрался с Васькой, долбанув его один раз клювом по голове. Кот сразу потерял к нему интерес. Но такое содержание Яшки нас не устраивало по санитарно-гигиеническим соображениям. Ел он все подряд и с хорошим аппетитом, поэтому полы на кухне приходилось мыть через каждые 3 часа. На балконе у нас стоял стол, на котором я соорудил для него утепленный домик с прогулочной "верандой" в виде птичьей клетки. Все это сооружение по объему было около 0,3 м. куб. Предполагалось, что он там будет жить круглогодично. Так он прожил у нас два года. Как-то я в очередной раз чистил его "курятник" и обнаружил в домике... яйца! Вот так штука! Яшка начал нестись. Я сообщил эту пикантную новость жене. А она спокойно заявила, что это не "он", а "она", и стало "это", называться Машкой!
Осенью 1983 года мы купили под Подольском Курского направления, садовый участок с небольшим домиком на две комнаты. Ездить было удобно. От платформы Люблино до платформы Силикатная 35 минут езды. От Силикатной до сада 15 минут ходьбы. Теперь Машка выезжала с нами на дачу на все лето. Там я тоже соорудил ей большую клетку на стенке туалета, а внутри сделал небольшое спальное помещение. И еще она прожила у нас года три, пока не случилось трагического происшествия. Как-то возвращаемся мы с женой из очередной поездки в Москву и видим, дверка в Машкину клетку открыта настежь, внутри и около клетки валяются перья, а ее нет нигде. Видимо коты все-таки добрались до нее, нам было очень жаль, мы к ней сильно привыкли. Так трагически закончилось мое второе близкое знакомство с этой интересной и забавной птицей. Наблюдая за ней в течение 5 лет, я узнал много интересного. Вороны очень хорошо знают и отличают своих родственников: родителей, братьев, сестер, кузенов и кузин. Когда она жила у нас на балконе, а балкон еще не был застеклен, я наблюдал, как она делилась своей пищей со своими сородичами, которые ее регулярно навещали. Поэтому напротив нашего окна на деревьях был постоянно слышан вороний "грай". А на даче, напротив, когда прилетали местные вороны познакомиться с ней, она постоянно пряталась в свой домик. Чужакам она не доверяла. Вот таков этот печальный второй эпизод из жизни этих забавных и умных птиц, постоянных спутников человека.
Еще несколько интересных наблюдений и происшествий с участием ворон.
Дело было в начале лета, в период гнездования птиц. Как-то жена приходит из магазина домой в очень возбужденном и каком-то растрепанном состоянии. Я спрашиваю:
- За тобой, что волки гнались?
- Хуже! Вороны, еле отбилась и ноги унесла!
- Где, какие вороны, что ты говоришь?!
- Я шла по Юных Ленинцев, дворами, мимо детского сада и ГАИ, знаешь, там огромные тополя стоят, вековые. На них воронье гнездо, прямо над дорожкой. Я иду спокойно ничего не подозреваю и, вдруг, на меня налетает ворона, да так низко, что задела меня за волосы. Я закричала и замахала рукой, а она развернулась и опять на меня. Я голову сумкой прикрыла, так она старалась так пролететь, чтобы сбить с моей головы сумку. Смотрю, а она опять на меня нацеливается. Тогда я подняла палку и запустила в нее, попасть, конечно, не попала, но на нее это подействовало, и она отстала от меня. А я тем временем пустилась наутек. Вот тебе и Яшкины родственники!
- Ничего нет удивительного, ты зашла в охраняемую гнездовую территорию, а вороны очень ревностно охраняют свою территорию. Я несколько раз наблюдал, как они гоняют кошек, зашедших на их территорию. Так, что Яшкины родственники тут не при чем, нам надо знать повадки наших соседей.
Мне часто приходилось наблюдать такую картину, как правило, недалеко от моего дома. По пешеходной дорожке или по проезжей части внутриквартальных проездов, размеренным шагом, не торопясь идет кошка, а следом за ней метрах в 10-15, так же спокойно идет ворона. Через некоторое время кошка останавливается и, повернув голову в сторону идущей за ней вороны, внимательно смотрит на ворону, которая тоже останавливается. Затем кошка продолжает свой путь и ворона следом за ней на таком же расстоянии. Такие остановки и наблюдения друг за другом могут происходить несколько раз. При одном таком наблюдении, ворона преследовала кошку не менее 200 метров, пока кошка не покинула ее территорию. Особенно агрессивны вороны во время появления воронят "слетков". В такие периоды вороны могут организовать коллективное нападение на кошку, которой приходится спасаться бегством.
Совсем комический случай нам с женой пришлось наблюдать на платформе Люблино Курского направления во время утренних отъездов на дачу. В одну из таких поездок мы обратили внимание на небольшую группу людей стоящих "кружком", а в центре этого круга происходило что-то очень интересное, судя по настроению этой группы. Подойдя ближе, мы увидели совершенно невероятную картину. В центре круга с деловитым видом ходила ворона, подходила к мужчинам и с сознанием выполнения ответственной работы, развязывала у них на ботинках шнурки! Когда в этой группе все шнурки были развязаны, она переходила к другим объектам своей странной страсти. Эту экстравагантную ворону мы наблюдали почти целую неделю. Потом она также внезапно пропала, как и появилась. Мы с женой пришли к выводу, что эта ворона явно ручная и у кого-то воспитывалась, а потом решила проявить самостоятельность и "похулиганить" на воле.                Другие наблюдения, не менее интересные и редкие для постороннего глаза, поскольку всем известно насколько кукушки скрытные птици!
               
Несколько лет тому назад, у себя на даче, я наблюдал совершенно невероятную картину. Сижу это я как-то на скамейке в перерыве между трудами праведными и вижу, как над моим садом появляются две кукушки и, летая друг за другом по кругу, беспрерывно кукуют. Все это происходит буквально над моей головой. Я понял, что мне невероятно повезло наблюдать токование кукушек. Потом, видимо самка, уселась на столб электропередачи, стоявший в углу сада, а самец продолжал кружить над садом и беспрерывно куковать. Все это продолжалось около 5 минут. Потом самка поднялась со столба и полетела в сторону леса, увлекая за собой кукующего самца.
Свиристель. Однажды, приезжаю в сад в начале марта и вижу на бетонной дорожке, проходящей прямо под яблоней, маленькие кусочки мороженных яблок, не убранных с деревьев с осени. Вся дорожка буквально "заплевана" этими яблоками. Посмотрел вверх на крону яблони и вижу сидящих на ветках птиц очень симпатичной окраски, размером раза в полтора меньше голубя, но очень пухлых, почти как шарики. Увидев меня, они свое занятие прекратили, с любопытством наблюдая за мной. До ближайшей особи было не более метра. Никакого страха они ко мне не испытывали, Я их видел в первый раз так близко. Вернувшись домой, я прочитал про этих симпатяг и понял, почему вся дорожка было в яблочной мякоти. Оказалось, что они расклевывают яблочную мякоть, выплевывают ее и добираются до семечек.
Желтая трясогузка. В прошлое лето увидел в первый раз. Косил газон. Сел передохнуть. Обычно, по свежо скошенному газону, любят пастись белые трясогузки, у нас в саду их достаточно. Где-то рядом с моим участком много лет гнездится трясогузка и постоянно кормится на газоне, а когда появляются слетки, то бегают по газону всем семейством. А в этот раз, смотрю, села на скошенный участок трясогузка, но какая-то странная, вся грудь и живот желтые. Подбежала совсем близко, они вообще не очень пугливы, разглядел очень хорошо. Вся стать трясогузки, окрас только не привычный. Так, я впервые познакомился с желтой трясогузкой.
Я должен сказать, что в подмосковье жёлтые дятлы и трсогузки большая редкость. Мне кажется, что оне обитают гораздо южнее, а к нам залетают при благоприятной погоде.
 
Январь . июль 2009 года Москва


Рецензии
Спасибо за рассказ, Вячеслав!
С самого раннего детства люблю ворон, а также всех других птиц рода Corvus (помимо ворОн, это ещё вОроны, грачи, галки).

Владимир Бровкин   20.03.2018 07:36     Заявить о нарушении