Лицейские страсти. Картины 7, 8, 9

                КАРТИНА седьмая

(Знакомый сквер. На скамейке и подле нее ребята. Новенькие в центре. Денис в стороне, сидя на траве что-то пишет в записной книжке. Таир, как всегда, с наушниками в ушах пританцовывает под слышную лишь ему музыку.).

ЛЕНА. Девочки, говорят, вы песни пишете Спойте нам что-нибудь.

СВЕТА. Мы не поём.

ДИМА. Спой, Светик, не стыдись.

МАША. Но мы и правда сочиняем, но не поем. Потом кто-нибудь на лицейском вечере споёт.

СВЕТА. Мы поем только, как говорится, на всякий пожарный...

ТАИР. А-а-а, это чтобы все из зала без паники ушли?

МАША. Именно для этого. Лучше вы расскажите, чему вас тут учат. Что это за предметы такие в расписании  ИМЛ, ТСС, ИДМ, и еще какие-то.

МАЛИКА. НУ это просто: ТСС - это техника стихосложения. ИМЛ - история мировой литературы. а самое любимое - это ИДМ - изучение дополнительного материала. Мы называем:"Иди домой, Маруся". Нас отпускают в библиотеку, и мы изучаем то, что сами считаем нужным.

ДАША. Да ладно Вам, по ходу со всем познакомитесь.

ЕСЕНЕЕВА. А вообще-то в нашем лицее очень интересно учиться.

КОСТЯ. Бросьте вы, еще и здесь, в сквере об уроках. Лучше давайте придумаем, какой фейерверк Грымзе устроим, чтобы она нас всю жизнь помнила.

ДЕНИС. А я предлагаю не каверзы ей строить, а подготовить для нее что-нибудь необыкновенно хорошее. Пусть получит урок великодушия.

ДИМА. Ну ты, Денис, как с луны свалился. Что она, эта Грымза, поймет?

ДАША. Ещё после этого возьмет да и вернется.

СВЕТА И МАША (вместе). Грымза - это кто?

ЛЕНА. Грымза - это Грымза.

СВЕТА. Исчерпывающий ответ.

МАША. А точнее можно?

ЕСЕНЕЕВА. Точнее - это Светлана Корнеевна, учитель литературы. (Двойняшки переглядываются)

КОСТЯ. Я придумал! Давайте в этом месяце вообще на литературу не ходить.

ДИМА. Не, надо что-нибудь остроумное, чтобы и самим запомнилось. (Подходит к Таиру, выдергивает наушники).

ТАИР. А? Что? Да, да я слышал. А давайте ей будем по-казахски отвечать. Она-то языка не знает.

ЛЕНА. Нет, половину по-русски, половину по-казахски. помните, как мы мешанину на "Тамаше"* делали.
 
МАЛИКА. Маша, поможешь? Ты же стихи пишешь.

МАША. Ага, еще бы я язык казахский знала! (Маша и Света переглядываются)

СВЕТА.(Маше) Лучше сразу сказать.

МАША (со вздохом) Да, лучше сразу.

СВЕТА. Мы не можем вообще во всём этом участвовать. Мы ее внучки. (Тишина...)

ТАИР. Опаньки! Попали!

МАША. Нас к ней родители привезли.

СВЕТА. А сами куда-то в Африку поехали с миссией "Врачи без границ"

ДЕНИС. Оба?

МАША. Да. Они у нас военные врачи, офицеры. (с мольбой в голосе) Предлагали же лермонтовский бал сделать!

ТАИР. И там мы ее проучим!

КОСТЯ. Нужно выбрать "Мозговой центр".Кто-то должен всё это разработать и организовать. Самозванцев не люблю, но я берусь. Кто еще?

МАЛИКА. Лучше всего это сделают Денис  и Есенеева.

МАША И СВЕТА (вместе). А можно и мы?

ЕСЕНЕЕВА. Сгодитесь и вы. Думаю, за три дня мы управимся и начнем подготовку со всеми.

ДАША. Достали уже своими серьезными разговорами.

ТАИР, Вот и я о том же. А у меня плеер с собой (включает громкую музыку) Танцуют все! Ребята весело присоединяются к нему.


                ЗАНАВЕС

                КАРТИНА ВОСЬМАЯ



(Комната Дениса "Мозговой центр в сборе)

ДЕНИС. Вот в основном и всё. Сценарий остается в таком виде. ВЫ, Маша и Света, подберите музыку, Малика, распределишь роли с девочками, Я - с мальчишками. Костя у нас решает все вопросы с Алией Самаловной и обеспечивает аппаратуру. Есенеева - репетиции на тебе.

МАША. Почему вы всех зовете по имени, а Есенееву - по фамилии?

СВЕТА. И, главное, ВСЕ!

КОСТЯ. Просто она у нас шестнадцатилетия никак не дождется.

СВЕТА. Это еще зачем?

ЕСЕНЕЕВА. Да имя у меня такое. У моих родителей до меня трое детей было, и все больше месяца не жили. Вот тогда дедушка и бабушка, по старому обычаю казахов дали мне имя "Жаман" - плохая.

МАША. О, Господи! А это еще зачем?

ЕСЕНЕЕВА. Чтобы злых духов отвести. Вот я теперь всю жизнь и стараюсь доказать несоответствие своему имени и жду шестнадцати лет, чтобы поменять его.

КОСТЯ. Ладно, ребята, разбегаемся. Еще уроки учить. Мне вот только одна мысль покоя не даёт. Откуда такие Грымзы берутся? Может, ее кто-то когда-то очень сильно обидел?

ДЕНИС. Ну да, только от жизни собачьей собака бывает кусачей.

МАША. А знаете, Костя близок к истине.Во время войны наша прабабушка осталась одна с шестью детьми. А потом вернулся прадедушка, но и он был инвалидом и работать не мог. Они очень голодали, даже уже после войны. Там где война прошла долго голодно было. Чтобы спасти детей от голода, прабабушка украла в колхозе два килограмма пшеницы. Ее арестовали и отправили в колонию. Прабабушка ждала ребеночка.

СВЕТА. Вот в колонии и родилась наша бабушка Светлана Корнеевна.

МАЛИКА. Так она родилась в неволе??!! Вот кошмар!

СВЕТА. И не только родилась, но и жила там первые пять лет.

МАША. А потом прабабушка умерла, а маленькую Свету отправили в детдом.

СВЕТА. Детдомовские многие такие колючие. Им кажется, что белый свет существует только для того, чтобы их обидеть.

ЕСЕНЕЕВА. Это, видимо, от беззащитности. Ведь у них нет рядом взрослых, которые могли бы за них постоять. Знаете, о чем я сейчас подумала? А ведь и мы во всем этом конфликте виноваты.

КОСТЯ. Как это?

ЕСЕНЕЕВА. Мы ведь даже не дали Светлане Корнеевне высказать своё мнение о стихах Дениса, а набросились на нее. Помните, как она читала? Голос ее только в начале был таким... язвительным. А потом она нормально читала, а мы... Может, она бы и похвалила стихи.

МАЛИКА. Ага, дождешься!

КОСТЯ. Ладно, ребята, по домам.

(Все прощаются, уходят. Денис садится на диван, берет портрет матери, гладит его).

ДЕНИС. Мамочка, я постарался не мстить и ребят отговорил. Ты мною довольна? Молчишь? Ты теперь всё время молчишь. А я вот всю ночь тогда не спал, думал, как бы всё лучше уладить. побудь со мною, мама... (Ложится. На сцене гаснет свет. В легком медленном танце кружится девочка в белом платье с бенгальскими свечками в руках. Звучит музыка, символизирующая СОН. Комната постепенно заполняется девятиклассниками в костюмах 19 века. Денис медленно садится, надевает фрак. Звучит тихо вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад")

                СЦЕНА СНА - БАЛА

ХОЗЯЙКА (Есенеева) Я баронессу жду. Не знаю:
                Придет ли -
                Мне, право, жаль вас

1-Я ГОСТЬЯ.        Я вас не понимаю

2-Я ГОСТЬЯ.        Вы ждете баронессу Штраль?
                Она уехала

МНОГИЕ             Куда? Зачем? Давно ли?

2-Я ГОСТЬЯ         В деревню. Нынче утром.

3-Я ГОСТЬЯ.        Боже мой!
                Каким же случаем?
                Ужель из доброй воли?

4-Я ГОСТЬЯ         Фантазия? Романы!
                Хоть рукой махни!

(Пауза.Все стоят, замерев в тех позах, в которых их застал этот момент 5 секунд. Звучит музыка сна.

Музыка замолкает. Все оживают.)

ЕСЕНЕЕВА. Неужели после того урока Грымза еще останется в лицее?

ДАША. Да с таких, как с гуся вода.

МАЛИКА. Она же считает, что она права, а мы...

КОСТЯ. А мы - индюки, коромысла,

ТАИР Лилипуты, клоуны

ДЕНИС. И т.д, и т.п

(снова звучит музыка сна, все замирают. Чедез 5 секунд все оживают под тихую музыку Хачатуряна)

КОСТЯ         Вы знаете, князь Звездич проигрался.

4 -Я ГОСТЬЯ.  Напротив, выиграл, да видно, не путем.
              И получил пощечину.

1-Я ГОСТЬЯ. Стрелялся?

2-Я ГОСТЬЯ. Нет, не захотел.

1-Я ГОСТЬЯ  Каким же подлецом
            он показал себя!

КОСТЯ       Отныне незнаком я больше с ним!

2-Я ГОСТЬЯ. Какой поступок скверный!

3-Я ГОСТЬЯ  Он будет здесь?

4-Я ГОСТЬЯ. Нет, не решится верно

2-я гостья. Вот он!

(Звучит музыка сна . Все замирают Через 5 секунд все приходят в движение. Без музыки.)

ДАША. Димка, ты хоть тут без книжки. А тебе так смокинг идет!

ДИМА. Не смущай меня. Мне и так в таком наряде непривычно.

МАША. Как хорошо, что мы этот бал придумали!

СВЕТА. Все такие красивые!

МАЛИКА. Лена! Ты в этом платье такая взрослая!

ЛЕНА. А Таир-то у нас, Таир! Настоящий князь!

(Снова звучит музыка сна. все замирают на 5 секунд. Затем тихо звучит вальс, все приходят в движение.)

КНЯЗЬ. Да, странно, потому что вы виной
       моей погибели... но мне Вас жаль... Я вижу,
       что поражен я тою же рукою,
       которая убьет Вас; не унижу
       себя ничтожной местью никогда.
       Но слушайте и будьте осторожны:
       Ваш муж злодей бездушный и безбожный,
       и я предчувствую, что вам грозит беда.
       прощайте же навек, злодей не обнаружен,
       и наказать его сейчас я не могу,-
       но день придет,- я подожду...
       Возьмите Ваш браслет. Он больше мне не нужен.

НИНА.  Князь, вы сошли с ума!
       На Вас теперь сердиться было б стыдно.

КНЯЗЬ Прощайте ж навсегда - прошу в последний раз...

НИНА. Куда Вы едете? Далеко очень, видно?
      Конечно, на Луну!

КНЯЗЬ. Нет, ближе, на Кавказ.

ХОЗЯЙКА.  Все съехались. И здесь нам будет тесно.
          Прошу вас в залу, господа!

ТАИР (Не выходя из роли князя) и там мы Грымзу проучим!
   
ДЕНИС. Князь! Вы точно сошли с ума!
       Всё кому-то угрожаете, кому-то обещаете отмстить!

(Звучит музыка сна Все замирают. Музыка замолкает - все приходят в движение)

ТАИР (Лене) Но ведь и Пушкин тоже был маленького роста! Да и Лермонтов - не великан.

ЛЕНА. Сударь, бросьте страдать! Пустое! Вы еще их всех перерастете.

ДИМА. Таир так переживает из-за своего маленького роста!Но ведь он еще вырастет!

ЕСЕНЕЕВА. Этот вальс посвящается Таиру. Да, да, Таиру, который знает Лермонтова лучше всех в лицее. Сударь, Вы наделяетесь правом первым выбрать себе пару.

(Таир направляется к Лене,но останавливается и идет приглашать Малику.

ДАША. Я ослабел в борьбе с собой
      Среди мучительных усилий...
      И чувства наконец вкусили
      Какой-то тягостный, обманчивый покой...

(Танцуют вальс в переменных парах. появляется дама в бальном платье, в очень лохматом парике. Судя по движениям, она немолода. Снимает маску. Это Светлана корнеевна в гриме ВЕДЬМЫ. И все с возгласами: "Ведьма! Ведьма! гнать! за волосы ее! Припомним ей дебилов, клоунов!"- медленно сужают круг, тянутся к ней руками. Музыка резко обрывается Все замирают в заставших их позах.

ДАША. (Спокойно-иронично). Не ведьма это, господа., а Грымза, Светлана Корнеевна, потерявшая человеческий облик.

(Входит Алия Самаловна. Музыка продолжает звучать)

АЛИЯ САМАЛОВНА. Господа! Я передаю Вам распоряжение директора отменить бал. Умерла Петрова Светлана Корнеевна.

(Пока она говорит, пары в танце уходят за кулисы, Денис снимает фрак, ложится на диван. Музыка постепенно стихает. Стук в дверь. Денис садится.)

ДЕНИС. Фу! Приснится же такое! Всё перемешалось.

(Входят Маша и Света)

Света. Денис!Бабушку "Скорая" увезла!

МАША. Говорят, инфаркт.Она просила, чтоб ты в больницу приехал.

ДЕНИС. А почему я?

СВЕТА. Она говорит, боится умереть и не сказать тебе что-то очень важное.

ДЕНИС. Я сейчас. Только нужно как-то ребятам сообщить.

МАША. Они на репетиции.

СВЕТА. Не надо. Они на нее злятся, еще хуже получится.

ДЕНИС. Да что Вы, девочки?!! У нас ребята очень добрые и великодушные. Мы же вчера договорились больше Грым.. Светлану ,Корнеевну не травить. Сами тоже хороши! Поехали, по дороге ребятам позвоним. Я сейчас попрошу соседа, он их привезет. У него бусик.

                ЗАНАВЕС

                КАРТИНА ДЕВЯТАЯ.

 (Больничная палата. Светлана Корнеевна лежит на кровати. Вокруг расположились ребята из девятого класса Большинство из них в костюмах.)

ДЕНИС. Светлана Корнеевна, мы были жестоки к Вам. Если можете, простите нас.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Милый мальчик! И ты еще просишь у меня прощения? Это я должна просить прощения у всех вас, а у тебя особенно Я боялась, что не успею это сделать. Моя вина перед вами всеми безмерна. И мне остается только уповать на Ваше великодушие. Сама не заметила, как превратилась в сухую, злобную Грымзу. Вы верно меня так прозвали.Ведь дети всегда платят взрослым за наше отношение. В народе говорят:"Как уакнется, так и откликнется" А аукаем-то мы, взрослые.

ДИМА. Но мы должны были считаться с Вашим возрастом.

СВКЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Дима, это я должна была уважать в васчеловека, личность, а я спровоцировала конфликт. Денис, стихи не бросай. у тебя настоящий, большой талант.

ЛЕНА. Светлана Корнеевна, а мы лермонтовский бал готовим.

МАЛИКА. Вот даже к Вам прямо с репетиции в костюмах приехали.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. (Заинтересованно). И что вы там напридумывали?

КОСТЯ. Да разное. Мы вот с Дашей будем сцену из "Демона" играть,

ЕСЕНЕЕВА. А я хозяйка на балу из "Маскарада"

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Ребята, вы меня дождитесь. Так хочу всё это увидеть. Теперь уж точно поправлюсь.  (Входит Алия Самаловна)

 АЛИЯ САМАЛОВНА. О, вся честная компания здесь. Пора, дорогие, оставить Светлану Корнеевну в покое. Она очень слаба.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВЕА. Я рада, что они пришли. Мне даже лучше стало.

АЛИЯ САМАЛОВНА. А я вот Вам письмо принесла из-за границы.

МАША (берет конверт) Мамин почерк!

СВЕТА. Можно мы прочтем?

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Вот останемся одни и прочтем.

(Звучит вальс Хачатуряна, все постепенно уходят. Двойняшки садятся к бабушке на кровать, раскрывают конверт)

                ЗАНАВЕС.   КОНЕЦ

---------------------------------------------------------
* Стихи Ованеса Шираза.
** Стихи Саттара Сейтхазина.
*** "Тамаша" - юмористическое шоу на смеси русского и казахского языков.


Рецензии
У моих родителей до меня трое детей было, и все больше месяца не жили. Вот тогда дедушка и бабушка, по старому обычаю казахов дали мне имя "Жаман" - плохая --- интересный обычай...
Милый мальчик! И ты еще просишь у меня прощения? Это я должна просить прощения у всех вас, а у тебя особенно Я боялась, что не успею это сделать. Моя вина перед вами всеми безмерна. И мне остается только уповать на Ваше великодушие. Сама не заметила, как превратилась в сухую, злобную Грымзу. Вы верно меня так прозвали.Ведь дети всегда платят взрослым за наше отношение. В народе говорят:"Как уакнется, так и откликнется" А аукаем-то мы, взрослые --- какое славное окончание. Душа выпорхнула из тела и улетела в небеса, ликует и возвращаться не хочет.
Большое спасибо...
Благослови Вас Господь!
Пусть любовь всегда наполняет вашу душу!
Светлой Пасхальной Радости Вашему сердцу!

Галина Польняк   29.04.2016 15:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина за такой теплый отклик. Мои ребята в театральном кружке больше всего любили сцену сна - бала, где они то в 19 веке, то в современности. А Светлана Корнеевна списана мною с одной моей коллеги страницу.именно с такой судьбой - рождение и жизнь в колонии до 5 лет, а потом детдом, где ее постоянно дразнили "ЗК" К сожалению, она так и умерла Грымзой (так ее студенты звали). Мне ее жаль. Иду к Вам на страницу. Уж там-то любви к детям - море. Душа отдыхает. И Вам, Галина, светлого пасхального настроения. Сегодня можно посидеть за компьютером, а завтра - на всенощную. У меня церковь близко. На восток пойдешь - в церковь попадешь, а на юго-запад - в мечеть. Очень хорошо слышно и колокола и муэдзинов, читающих намазы. Вот так и живем: дружно, ладненько. Светлой Вам Пасхи!

Павлова Наталья Ивановна   29.04.2016 18:05   Заявить о нарушении
Сердце радуеся от осознания того, что между людьми мир да лад...
Светлой Пасхальной Радости Вашему сердцу!

Галина Польняк   30.04.2016 07:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.