Философия свободы для задушевной России-4
Но при этом человек упускает из виду, что его побуждает ПЕРВОПРИЧИНА, которой он безусловно должен СЛЕДОВАТЬ. Не трудно найти заблуждение в этом ходе мыслей.
Спиноза и все, думающие как он, упускают из виду, что человек может иметь СОЗНАНИЕ не только о своём поступке, но также и о причинах которые им руководят.Никто не будет спорить, что дитя НЕСВОБОДНО, когда просит молоко, или захмелевший человек-когда говорит вещи, в которых потом раскаивается. Оба ничего НЕ ЗНАЮТ О ПРИЧИНАХ, КОТОРЫЕ ГОСПОДСТВУЮТ В ГЛУБИНАХ ИХ ОРГАНИЗМОВ И ИМЕЮТ НАД НИМИ НЕОБОРИМУЮ ПРИНУДИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ. Но правильно ли смешивать подобного рода поступки с такими, при совершении которых человек ОСОЗНАЁТ не только самый поступок, но также и ОСНОВАНИЯ ПОБУЖДАЮЩИЕ ЕГО К ДАННОМУ ПОСТУПКУ? Научно ли ставить на одну доску поступок воина на поле битвы, исследователя в лаборатории, государственного человека в сложных дипломатических обстоятельств, и ПОСТУПОК МЛАДЕНЦА, просящего молока?
Отсутствие способности различать выше изложенные вещи уже не раз вызывало БЕСКОНЕЧНУЮ ПУТАНИЦУ. И существует глубокое различие между тем, знаю ли я сам, ПОЧЕМУ Я ДЕЛАЮ ТО ИЛИ ИНОЕ, ИЛИ НЕ ЗНАЮ ЭТОГО. Сначала кажется, что это всё само собой разумеющие вещи.
И ВСЕ-ТАКИ ПРОТИВНИКИ СВОБОДЫ НИКОГДА НЕ СТАВЯТ ВОПРОС, ИМЕЕТ ЛИ ДЛЯ МЕНЯ ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ МОЕГО ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЙ Я ЗНАЮ И ПРОЗРЕВАЮ НАСКВОЗЬ, ИМЕЕТ ЛИ ЭТОТ ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ В ТОМ ЖЕ СМЫСЛЕ, КАК И ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ РЕБЁНКА ПРОСИТЬ МОЛОКО.
Эдуарт Фон Гартман утверждает
Свидетельство о публикации №216042400213