Крест партизана Петра

АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ  посвящается Екатерине Малышевой

ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ
               


                КРЕСТ ПАРТИЗАНА


   Медленно несет свои воды саянская река Кан. Вьется лентой она среди предгорий и перевалов. Словно окаменевшие великаны нависают над берегами причудливые скалы, поросшие мхами. Скрывает молодой лес на правом берегу у  высокой скалы старую могилу с упавшим листвяжным крестом. Здесь в гражданскую войну погиб молодой партизан.

  Встретился я со старожилом нашего городка Сергеем Козловым. Взглянул дедушка мудрыми очами в прошлое наших мест и поведал мне горькую быль о Кресте Партизана.
В ту пору шла гражданская война.
В тихую прибрежную деревню Усть –Баргу приехал на коне раненый партизан Петр. Он воевал в отряде красного командира Кравченко. Под Красноярском в лесах защищали его партизаны от сильных войск Колчака  Камарчагский фронт. В жестоких и тяжелых боях  молодой парень из наших мест, получил ранение. Дали ему товарищи коня и отправили на лечение в родные места.

 Партизан Петр осторожно направил доброго коня по лесным дорогам в тихую, далекую от войны Усть-Баргу. В нашей деревне жили его родственники. Спрятали молодца в крестьянском доме родные, сочувствовавшие партизанам. Серьезно раненый в грудь и нуждался в долгом покое.

   Но время было тогда тревожное. В деревне скрыть приезд гостя невозможно. Люди жили разные, и конечно сочувствовали белым, а лесных партизан считали преступниками.
Вскоре о партизане донесли карателям. Нашелся в селении злой предатель. Узнав о партизане, по его следам из Заозерной двинулся отряд белых каралей. Военные казнили красных, отличались жестокостью к партизанам и спастись от них было невозможно...
 
   Но и в Заозерном нашлись сочувствующие и они быстро успели послать на коне вестового предупредить партизана об опасности.
Всадник прискакал в Усть-Баргу и предупредил партизана о поисках.
Парень раненый не мог далеко уйти, но дошел до причала и сел в лодку. Переплыв реку, он с трудом поднялся по склону  в обход  на скалу и затаился там с винтовкой. Со скалы увидел партизан всю местность и мог долго отстреливаться.
Вскоре примчалась погоня из казаков.

    Предатель из деревни видел, куда ушел партизан и что он взял лодку и переплыл Кан.
 Если бы предатель одумался и не направил казачий отряд за раненым парнем, у Петра осталась бы возможность затеряться в тайге, или хотя бы еще пару часов прожить на белом свете, ведь даже час жизни это радость умирающему.
И вскоре каратели также нашли лодки и переплыли реку. Когда они пошли вдоль берега и хотели искать беглеца, сверху, со скалы, грохнул выстрел винтовки. Над головами просвистела пуля, и они упали в траву и затаились. Так лежали бы долго, но среди них был опытный казак. Он и придумал, как обойти стрелка.
 Пока парень на скале заряжал винтовку, казак той же тропой обошел по склону скалу и лесом подошел сверху.

    Партизан стрелял, не давая врагам подняться.
Казак прицелился из лесу сверху и выстрелил парню в спину, сразив Петра наповал. Партизан Петр выронил винтовку и замер. Закрылись навеки его молодые глаза. Каратели уехали и отдали партизана, чтобы похоронить.
Люди Усть -Барги переживали за молодого партизана и родственники Петра горько оплакивали его. Из лиственницы вырубили большой Крест и поставили его под скалой на могиле в память молодого воина, павшего за народную правду. Что же та правда была?

Не стало в то время справедливости для простого народа. Богатому везде хорошо, и забывает он о  тысячах бедняков. И Колчак людей не жалел, словно немец, порол, вешал и стрелял всех кого врагом посчитал. Отбирали его войска у крестьян скот. И люди уже не верили ему. Вот и тогда пришли каратели и добили раненного, то было бесчестно и не по-людски, даже на войне.

Люди все были верующие, кто больше, кто меньше, но когда увидели от православного воинства жестокость и казни, взялись за оружие и шли в партизаны. И поставили ему Крест.

 Многие думают, почему так поднялось безбожие потом? Война между братьями всегда против Бога и плод ее черное безбожие. Кто бы не творил беззаконие, нет ему Божьего багословениия.
 
   С тех пор так и стоял на том берегу Крест Партизана Петра и еще долго его замечали. В шестидесятых годах он уже обветшал и сильно накренился, но еще был заметен в зарослях. В наши времена его уже не видели.
Надо найти его, и обновить, поставить на том же месте.

   Пусть помнят люди пролитую здесь кровь и тревожит совесть народную Крест Партизана.


Рецензии