Паны дерутся...

Хочется написать о межнациональных (российско-украинских - и не только) отношениях. Как вижу их я – абсолютно рядовая гражданка России. Без малейших претензий на истину в последней инстанции. И наверняка без всяких там «поразительных выводов» (выражение А.Герцена).

Мысли невольно сворачивают на недавнюю статью Владимира Павлива «Западенцы» и «москали» на портале «Гуляй Поле». Сам автор, надо отдать ему должное, постарался сбалансированно оценить исторический период советской власти в Западной Украине. С одной стороны, мол, она, власть, принесла разнообразные социальные блага, с другой – действительно большие страдания местному населению.

Но что происходило и происходит, судя по упомянутой статье, с местным населением и во время, и после расставания с Советами? Происходит же вполне заурядное явление, весьма характерное для части обывателей.  Часть эта и минуты не держит в уме, что главная злодейка тут – власть Советов, идеология ленинизма, а простенько персонифицирует зло, приписывая его тому или иному конкретному «москалю». Постепенно образ злобного «москаля» в сознании обывателей становится собирательным, демонизируется, распространяясь уже на всех без исключения «москалей», то есть на русских в целом.

А что, разве в нашей обычной жизни мало мы встречаем подобных бытовых ксенофобов, которым чуть не понравится какой-нибудь «нацмен», тут же говорят: «Да все они (армяне, азербайджанцы, евреи и т.д.) такие!». Увы, мы очень хорошо знаем, как, опираясь на настроения подобных одноклеточных, в 20 веке «окончательно решался вопрос» с теми или иными народами.

Конечно, сочувствие Владимира Павлива к пострадавшим от советской власти землякам заслуживает искреннего уважения. И я сочувствую незнакомым мне жителям Западной Украины. Абсолютно уверена: сочувствуют им и многие миллионы россиян, заметим, ни капли не виноватых в преступлениях советской власти, более того – пострадавших от нее так же, как и «западенцы», и как другие малые народы СССР. 

Подобно упомянутым в статье В.Павлива Петру и Катерине, многие россияне - по прихоти этой власти - прожили совсем не ту жизнь, которой были достойны и о которой мечтали (если только не были безвинно казнены и не сгнили в сталинских лагерях). Но продолжать (годами!) культивировать и  взлелеивать в своей душе ненависть к прошлому и персонально - к прошлым политикам, постоянно взбадривать ее тяжелыми воспоминаниями – ну уж нет! Жизнь слишком коротка, чтобы кромсать ее на части ножом ненависти и жажды мщения.

По словам В.Павлива, «западенцы», мягко говоря, всегда крепко не любили «москалей», проводников мерзопакостной советской власти. Русских тоже трудно заподозрить в любви, скажем, к грузину Сталину или «щирому украинцу» Хрущеву. Но разве русские ополчились после этого на всех грузин и всех украинцев? Да нет же, и не подумали - ни тогда, ни теперь. Кого из русских сейчас ни спросишь, разве только печалятся и жалеют что грузин, что украинцев, у которых жизнь «на свободе» пока не слишком-то задалась.

Хорошо хоть, по наблюдениям В.Павлива, у «западенцев» ныне – «усталое безразличие» к «москалям». И прекрасно: значит, есть время поразмыслить, что не так в сегодняшней украинской «самостийной» жизни, когда «москалей» и в природе нет, и кому выгодно вновь и вновь оборачивать взор жителей Западной Украины в прошлое, искать именно там, а не в настоящем врагов и причину нынешних неурядиц.

Провалиться мне на этом самом месте, если скажу, что русский и украинский народы настроены друг против друга. Собственно, чего проваливаться, когда о взаимном дружелюбии говорят и статистика, и соцопросы. Тут и призыв «давайте жить дружно» вовсе не надобен. Дружелюбие наших народов – историческая аксиома.

А еще и социобиологическая константа, ибо человеческая общность – это биосоциум. К сожалению, в прежние советские времена первую часть данного слова «био» (лукаво, стыдливо, но равно усиленно) замалчивали. До такой степени, что по этой теме ничего не писалось. И вдруг в начале перестройки в «Комсомольской правде» появилась заметка по данной проблеме молодого ученого, которого имя и фамилию я, к несчастью, напрочь забыла. Могу только по памяти передать некоторые положения, поразившие меня своей новизной.

В центре заметки стояло то, что человечество, хоть и наделено сознанием, это все-таки биологический вид -  со всеми присущими биологическому виду свойствами. Он, как и положено, подразделяется на роды, иначе – расы и нации. Бессознательное, глухое, но все равно грозное беспокойство возникает в роде тогда, когда появляется угроза размыва, а то и полного стирания родовых признаков – из-за частых браков с представителями других родов, а особенно – рас.

Тут очень важна, говорится в заметке, некая «критическая масса» нежелательных пришельцев из других родов. И впрямь, как мне рассказывали московские друзья, пока африканцев в столице были единицы, их ласкали, задаривали и даже носили по улицам на руках. Когда же их стало много, обыватели начали повсеместно судачить и распускать слухи: африканцы-де напропалую насилуют русских девушек, отрезают им соски и т.п. В Казахстане – та же картина: поклонение и музеи в честь первых, единичных русских; откровенное межнациональное напряжение – в пору освоения целинных и залежных земель, когда сюда на жительство устремились сотни тысяч русскоязычных, представителей к тому же иной расы.

Автор заметки в этой связи приводил примеры мудрых действий ряда западных государств, которые осуществляют эффективную миграционную политику – скажем, переселяя в другие регионы, на новые рабочие места общины, отторгаемые местным населением. Создание же антигитлеровской коалиции, массовый героизм советских воинов и т.п. автор публикации – может, и небесспорно – обосновывал тревогой народов за судьбу всего человеческого в и д а.

Подозреваю, что современные политики едва ли берут в расчет эту важную «биосоставляющую» межнациональных проблем: преследуя сиюминутные, а иной раз и своекорыстные, дурно пахнущие политические цели, мало заботятся о комфортном сосуществовании разных человеческих родов. Примеров столкновений на межэтнической почве масса: Ближний Восток, недавние погромы в предместьях Парижа, Сербия и Косово, исход русскоязычных из бывших союзных республик, тот же Крым…

Но почему мы, люди, до сих пор не уничтожили друг друга в «войне всех против всех» и что все-таки обеспечивает устойчивость человеческому виду? По мнению автора той давней заметки – наличие стабильной (хотя, на первый взгляд, самой темной и косной) основы в каждом роде-племени. Она, самая, между прочим, многочисленная, живет с одной мыслью – о благополучии своей семьи, о том, чтобы нарожать крепких детей, обеспечить их будущность, оставить по себе добрую память… Вот и все.

Одни скажут: что хорошего – живут, как трава при дороге, ни гражданской позиции, ни высоких стремлений, просто оруэлловские пролы какие-то! Другие сочтут, что это – жизнь истинно праведная, ибо в ней и предначертание божие, и – пусть бессознательное, но стремление к ладу в семье, а значит, в конечном-то счете, и в государстве.

Философы для этой основы всякого общества давно придумали обидное обозначение – «Оно». Однако это косное жизнелюбивое «Оно», как ни крути, является залогом более или менее устойчивого существования человеческого вида на планете. «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат». «Оно», эта здоровая часть и рода, и вида человеческого, знает об этом, но, сокрушенно покачав головой, идет строить дом, печь лепешки, купать и баюкать  ребенка…И наплевать этому подавляющему большинству народов на разного рода политических манипуляторов, национал-радикалов, шовинистов да расистов. А ведь они иного, по правде, и не заслуживают.

2009 г.


Рецензии
Хохлы всегда были и остаются службистами.

Алексей Курганов   24.04.2016 01:53     Заявить о нарушении