Свинья под Дубом

               

                Невежда...в ослепленье бранит науки
                и ученье и все учёные труды,не
                чувствуя,что он вкушает их плоды.
                И.А.Крылов





                Художественная идея басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» ясно и чётко отражена во взаимоотношениях общества и природы. Образно её выразил Козьма Прутков: «Зри в корень». Имеется в виду корень, корни Дуба, о которых и говорится однозначно в басне «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
                Под образом свиньи следует понимать общество/человечество, люди/.
                Образ Дуба имеет несколько значений. С одной стороны, это, несомненно, природа, составной частью которой и является дерево. С другой стороны дуб не просто дерево, а и древо познания, генИалогическое древо человечества. Корнями оно связано с бренной землёй и кроной - с вечным и бесконечным небом. Образно говоря, вершиной упирается в небосклон. Таким образом, ствол дуба ни что иное, как перемычка, дорога между небом и землёй, небесным и земным сосуществованием.
                Не случайно дуб занимает очень важное место среди художественных образов в эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» и связан прежде всего с главным героем художественного произведения А. Болконским. Вспомните эпизод на поле боя, когда Болконский раненый лежит на земле.
                «Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…Не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так, как с озлоблёнными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,- совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь».
                И сравните следующие строки из басни: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,/Тебе  бы видно было,/Что эти жёлуди на мне растут». Естественно, «вверх» здесь означает не просто и не столько вершину дерева, но и вершину всего человеческого мироздания – небо, которое наконец-то впервые увидел, точнее, заметил князь Андрей Болконский. Ведь можно видеть, но не замечать. А можно смотреть и не видеть. Бывает в жизни и такое.    
                Да и фамилия Дубровский, одного из героев художественного произведения А.С. Пушкина, тоже – говорящая фамилия. Я уж не говорю об этих незабываемых и чудесных пушкинских строчках: «У Лукоморья Дуб зелённый…»
                И несколько слов об образе старого и мудрого Ворона. Не вещает ли он из будущего голосом такой известной сегодня в мире организации, как Гринпис. Не предостерегает ли он человечество, как и труэнт М.А.Булгаков, о грядущих экологических катастрофах.
                Кстати, не так много времени, даже считанных дней, осталось до очередной годовщины одной из них – ЧернобОльской.
                Какая и когда – следующая? А то, что она будет именно на земле, ясно и понятно даже ежу. Может быть, пора всё-таки остановиться, задуматься,наконец,о бренности мира и вместе с Андреем Болконским посмотреть на высокое и бескрайнее небо, пока ещё не поздно?..
                Кондуктор, нажми на тормоза!..
 


Рецензии
"... можно видеть, но не замечать. А можно смотреть и не видеть ..."

Вы правы, как много мы пропускаем в нашей повседневной жизни. Роем, как «свинья под дубом» не замечая того, что у нас над головой.
С уважением, Лана.

Лана Павлова   10.05.2016 20:20     Заявить о нарушении