Понедельник 7-й недели Великого поста

Великий Понедельник.

        В святой и великий Понедельник Церковь вспоминает Иосифа Прекрасного и проклятую Господом, засохшую смоковницу. С понедельника начинается время святых Страстей Христовых, прообразом же Его страданий и последующего величия, явился, прежде всего, Иосиф Прекрасный. Он был последним сыном патриарха Иакова, которого родила ему его любимая жена Рахиль. Однажды братья позавидовали Иосифу, приревновав  к нему из-за сновидений, и бросили его в пустой ров, предназначенный для сбора воды. Своему отцу Иакову при этом они показали окровавленную одежду брата, уверяя его, будто бы Иосифа растерзал зверь. Затем они продали его за тридцать сребреников мадианитянам, а те, в свою очередь, перепродали его начальнику евнухов египетского фараона, Потифару.
 
               Жена Потифара разгорелась блудной страстью к красивому юноше и стала посягать на его целомудрие. Однако он не пожелал разврата, и однажды, когда она склоняла его ко греху, сбежал от неё, оставив свои одежды, за которые она ухватилась, в её руках. Блудная женщина, решив отомстить, оболгала Иосифа перед его господином, сказав, что тот якобы хотел её изнасиловать. Иосифа заключают в узы и сажают в тюрьму. Однако он, сумев раскрыть тайное значение снов фараона, освободился из темницы и, представ перед царём, был поставлен им господином всей земли египетской. Позже Иосиф, раздавая пшеницу во времена сильного голода, встретил своих братьев и открылся им. Он прожил прекрасно, сделав множество добрых дел, и умер в Египте, прославленный, при всех прочих добродетелях, своим великим целомудрием.

       Тем самым, Иосиф стал прообразом Христа Спасителя, поскольку и Тот был предан по зависти Своими соплеменниками - иудеями, продан учеником за тридцать сребреников и положен в мрачный и тёмный ров, то есть во гроб. Восстав из которого Своей силой и властью, Христос стал царствовать над Египтом, то есть, над грехом. Утвердившись, державно его победив, Владыкою мира. Иосиф спас евреев таинственной раздачей пшеницы. Человеколюбец Христос ради нашего спасения предал Себя на смерть и питает теперь нас Хлебом Небесным, то есть, Своей Животворящей Плотью. В силу данных обстоятельств жизни Иосифа Прекрасного и совершается сегодня его память.
 
       Вспоминаем также засохшую смоковницу, о которой, после повествования обо входе Господнем в Иерусалим, говорят евангелисты Марк и Матфей. Марк пишет об этом так: «На другой день, когда они вышли из Вифании, Иисус сильно захотел есть, и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, подошёл к ней в надежде найти плоды. Однако, подойдя, не обнаружил на ней ничего, кроме листьев, ибо не наступило ещё время сбора смокв. Тогда сказал ей Иисус: никто отныне да не вкусит от тебя плода вовек!» (Мк.11,12-14). А Матфей говорит так: «Возвращаясь в город утром, захотел есть и, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней, однако, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, сказал: да не будет же от тебя плода вовек. Смоковница же тотчас засохла» (Мф.21,18-19).
 
               Смоковница символизирует иудейскую синагогу, в которой не нашёл Спаситель настоящего плода, а лишь показушное прикрытие ветхозаветным законом. Поэтому Христос упразднил закон о жертвах и храм их оставил, во всех отношениях, пустым. Кто-то, может быть, спросит, за что бездушное дерево, не согрешив, попало под проклятие и засохло? Дело в том, что иудеи, видя, что Христос постоянно благодетельствует, никому не причиняя скорби, вообразили, будто Он имеет силу только творить благодеяния, а вреда произвести не может. На самом же деле, Владыка твари безмерно любит человека, не желая причинять ему боли, однако, для того, чтобы показать Свою силу к наказанию безблагодатного народа, Он, хотя и не хочет того, совершает казнь над бездушным и бесчувственным творением.

       От духоносных отцов – подвижников до нас дошло следующее премудрое толкование. Исидор Пелусиот говорит так: сия смоковница - древо преступления, а люди, нарушившие заповедь, прикрывались её листьями, скрывая собственную наготу. Потому Христос Человеколюбец и проклял её. Тогда она не пострадала, как невинная в порождении греховного плода, теперь же Христос упраздняет этот плод навеки. Грех уподобляется смокве потому, что в некотором смысле подобен ей. Сначала она доставляет удовольствие, а затем оказывает вязкое, липкое действие, в итоге же остаётся лишь горечь, подобная угрызениям совести.

       Рассказ о смоковнице учинён здесь отцами Церкви для сокрушения сердца, а фигура Иосифа вспоминается потому, что он является прообразом Иисуса Христа. Смоковница - это всякая душа, чуждая созидающего, духовного труда. Господь поутру, то есть, в настоящей жизни, не обретя в такой душе внутреннего мира, сушит её проклятием и посылает в вечный огонь. После чего, она становится как бы засохшим столбом, служащим для устрашения тех, кто не приносит плода, присущих ей по природе, добродетелей.

       Молитвами Иосифа Прекрасного, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.


Рецензии