Письма Сталина к матери. Особенности

Когда я в книгах о «вожде пролетариата» читал письма Сталина к матери, меня поражало в них некое однообразие, я бы даже сказал, однообразие эмоциональной холодности. Да и по изложению эти послания очень похожи друг на друга. Чтобы убедить читателя в данном утверждении, приведу несколько писем «учителя всех угнетённых».
1922 год.
«Мама моя! Здравствуй: будь здорова, не допуская к сердцу печаль. Ведь сказано: «Пока жив – радовать буду свою фиалку, умру порадуются черви могильные. Живи десять тысяч лет, дорогая мама».
1934 год.
«24 марта 1934 года. Здравствуй, мама – моя! Письмо твоё получил. Получил также варенье, чурчхели, инжир. Дети очень обрадовались и шлют тебе благодарность и привет. Приятно, что чувствуешь себя хорошо, бодро. Я здоров, не беспокойся обо мне. Я свою долю выдержу. Не знаю, нужны ли тебе деньги или нет. На всякий случай присылаю тебе пятьсот рублей. Присылаю также фотокарточки свою и детей. Будь здорова, мама – моя! Не теряй бодрости духа! Целую. Твой сын Сосо».

«Дети кланяются тебе. После кончины Нади, конечно, тяжела моя личная жизнь. Но ничего, мужественный человек всегда должен остаться всегда мужественным».

6 октября 1934 года.
«Маме - моей привет! Как твоё житьё-бытьё, мама – моя? Письмо твоё получил. Хорошо, не забываешь меня. Здоровье моё хорошее. Если что нужно – сообщи. Живи тысячу лет. Целую. Твой сын Сосо».
1935 год.

Февраль.
«Как жизнь, как здоровье, мама – моя? Нездоровиться тебе или чувствуешь лучше? Давно от тебя нет писем. Не сердишься ли на меня, мама – моя? Я пока чувствую себя хорошо. Обо мне не беспокойся. Живи много лет. Целую! Твой сын Сосо».
Июнь.
«Здравствуй, мама – моя! Знаю, что тебе нездоровиться… Не следует бояться болезни, крепись, всё проходит. Направляю к тебе своих детей: Приветствуй их и расцелуй. Хорошие ребята. Если сумею, и я как-нибудь заеду к тебе повидаться. Я чувствую себя хорошо. Целую. Твой Сосо».
Вот всё в таком духе. Когда я читаю подобные послания, то невольно вспоминаю письма своего родственника из колонии. Тот больше половины жизни провёл за решёткой. Стиль, как ни странно, приблизительно такой же. Хотя мой родственничек был абсолютно безграмотен. Школу, конечно, он посещал в детстве, но знаний не нахватался. Отличие писем моего родственничка от посланий Сталина лишь в одном - в письмах моего покойного родственничка неизменно фигурировало масса просьб к матери: пришли то-то и то-то. А так один в один, как ни странно. Но, оставлю в покое своего родича и вернусь к письмам вождя. Что бросается в глаза, на что сразу обращаешь внимание, читая такие послания одно за другим? Вроде бы это пишет любящий человек. «Живи тысячу лет, если что нужно, сообщи». Но, с другой стороны, такие послания даже письмами нельзя назвать по большому счёту. Это какие-то телеграммы. Вот моя супруга каждый день перезванивается с подругами или общается по скайпу. Что характерно для этих обыденных бесед? Вообще для любого человека. Это желание поделиться событием, рассказать о нём. Сделал ребёнок первые шаги, значит, следует развёрнутый рассказ о том, как малыш шагал, как радовались при этом родители, дедушка, бабушка. Это естественно. В письмах Сталина к матери нет и намёка на то, чтобы поделиться историей о жизни детей, жены, своей. Какие трудности, какие радости происходят в семье? Ничего этого нет. То есть письма формально ласковые, но по существу холодные, эмоционально чёрствые. Я уж не говорю о том, что Сталин не информирует мать о прочитанных книгах, просмотренных фильмах. Он что, считает свою мать законченной дурой или сам никаких книг не читает? Но, ведь этот человек, забронировал для своей матери ложу в местном театре, куда другим нет доступа. Мог бы и о спектаклях поговорить. Может сам вождь и не ходил столь часто в театры, но ведь для него и его соратников, с которыми он пьянствовал по ночам, выступали лучшие артисты страны. Он же имел некоторое понятие об искусстве. Поговорил бы и с матерью на данную тему, тем более, что его мать посещает театр. Потом, у Сталина что, нет общих знакомых, родных с матерью, что он совершенно ничего не говорит о них? Странные письма, очень странные.
Когда почитаешь несколько таких посланий, то невольно возникает вопрос: «А Сталин был близок со своей матерью духовно или нет?». Неужели написать более душевное письмо столь трудно? Времени нет? Но ведь на ночные пьянки находилось время. Я не психолингвист и не могу поставить диагноз на основе писем человека, но аномалия в психике писавшего в этих посланиях явно просматривается.


Рецензии