Время смыслов. Глава 89

1. В прошлой 88й главе я обещал своим читателям начать разбор обострения конфликта между господствовавшими на Юге и на Севере США типами идентичности. Знаковым началом нового этапа этого конфликта, который через пять лет привел Штаты к разделению и Гражданской войне, были столкновения между сторонниками и противниками рабовладения в Канзасе и связанное с ними избиение северного сенатора Самнера конгрессменом из рабовладельческого штата Южная Каролина Бруксом (1856). Об этом избиении я рассказал в прошлой главе.

2. Как же взаимодействуют и меняются различные типы идентичности в условиях масштабного социального конфликта? Я начну ответ на этот вопрос (этот ответ займет несколько глав) с того чтобы ввести в оборот три новых важных понятия: контекстной поляризации, контекстного сдвига и контекстного замещения.

3. Под контекстной поляризацией я понимаю накопление контекстной энергии на противоположных полюсах, сопровождающееся полной или частичной блокировкой конструктивного взаимодействия и обмена контекстной энергией между контекстными полями, расположенными на разных концах контекстных связок. Таков например конфликт между частной собственностью (контекстное поле личности С) и общественным/мировым характером человеческих потребностей и производства (контекстное поле мира D) у Маркса, где (в терминах нашей матрицы)он сопровождается поляризацией вдоль репрезентационной линии СD. Или параллельный конфликт между Жизнью (контекстное поле конкретных жизненных форм В)и абстрактной Истиной (контекстное поле общих принципов А)у Ницше в Генеалогии Морали. Этот последний конфликт сопровождается поляризацией вдоль верхней горизонтальной сигнификативной линии АВ.

4. Характерно, что и Маркс и Ницше, в своих попытках найти замену блокированному на горизонтальных осях контекстному энергообмену обращаются к понятию власти/насилия (насилие, как повивальная бабка истории в Коммунистическом Манифесте или ницшеанская Воля к власти, в произведении с таким именем, составленном сестрой Ницше на основе компиляции подлинных фрагментов его записных книжек и впоследствии сыгравшем значительную роль в становлении нацистской идеологии)то есть к центральной вертикальной инструментальной оси FH нашей матрицы,связывающей субъект власти F с его объектом и продуктом (контекстное поле объектов и ценностей Н), господина с рабом. Такое переключение функций одного контекстного поля или связки на другие мы будем называть контекстным замещением.

5. Поляризация может иметь место не только на одной и той же контекстной оси но и между двумя разнонаправленными контекстными осями. Иными словами может иметь место разложение той или иной полувертикальной или полугоризонтальной контекстной связки на ее вертикальную и горизонтальную составляющие координаты. Так например после "варварского" насилия в отношении Сандерса для многих людей на Севере, где его речь, послужившая поводом для нападения Брукса была опубликована в миллионе экземпляров (все население Севера к этому времени было немногим больше 20 миллионов человек)речь шла о конфликте между горизонтальными свободой и равенством с одной стороны и вертикальным деспотизмом грубой силы с другой. Этот вид поляризации мы будем в дальнейшем называть центральной перпендикулярной (координатной) поляризацией.

6. Вот типичный пример того,как атака на Самнера воспринималась на Севере. В речи, произнесенной вскоре после этого события в Ньюарке штат Нью Джерси и тогда же опубликованной в виде брошюры под названием Свобода или Деспотизм: голос крови брата твоего, Генри Фиш писал:"Зал Сената (где Самнер подвергся нападению Брукса ЛБ)это внутреннее святилище наших свобод...следовательно удар, сваливший нашего брата, это, вне зависимости от намерения, удар по наиболее священным интересам нашей страны. И он не был внезапным всплеском страсти. Он был намеренным результатом холодного расчета, более того, зловредного заговора...хуже всего что многие из тех, кто симпатизирует трусливому убийце, который это сделал, поддерживают это преступление. Некоторые называют это патриотизмом. Другие именуют этот поступок справедливым, благородным, храбрым, героическим. "Рыцарственному" конгрессмену преподносят изъявления благодарности за его "хорошо направленную услугу", его избиратели собрались вместе, чтобы в ряде решений публично поддержать поведение своего "храброго земляка", в то время как ведущая южная газета объявляет это деяние "хорошим по замыслу, еще лучшим по исполнению и совершенно превосходным по своим последствиям" и заключает "Мы надеемся, что другие джентльмены последуют этому примеру с тем, чтобы положить предел наглости и дерзости проповедников отмены рабства.Будем,если нужно, избивать их тростью или кнутом каждый день"...Судя по этим фактам кто может сомневаться,что эта варварская атака на Северного сенатора является только предвозвещением кодекса крови и царства грубой силы...Свобода слова подвергается теперь подавлению. Каждый знает что она теперь до большой степени подавлена на Юге. Почти то же положение и в Вашингтоне. Там становится опасно высказываться против "особого учреждения" (термин, употреблявшийся южанами для обозначения рабства ЛБ)...отныне друзей свободы и человечества будут встречать пистолетами и дубинками. По словам той же газеты "....Пусть они поймут, что за каждое дурное слово по поводу Юга они подвергнутся такому же количеству ударов и они вскоре выучатся вести себя как приличные собаки" (Fish 1856, 5-6).

6. В следующей 90й главе мы обсудим понятие контекстного сдвига на примере реакции Южного общественного мнения на то же самое событие (нападение Брукса на Самнера).

Конец главы.


Рецензии