Сонамитянка. Необыкновенная женщина

Женщина, которая знала, чего хочет и как этого достичь.


Оригинал этой истории можно прочитать на страницах Священного Писания в 4 книге Царств, 4 главе, с 8 по 37 тексты (стр. 397 В.З,). Здесь же изложена она в художественной обработке. Так я ее вижу и понимаю…

Мы не знаем ни ее имени, ни рода. Знаем только, что она была богатой женщиной своего времени, но не из-за своего богатства она попала на страницы Священного Писания. Библия не оставила нам никакой информации ни о ее возрасте, ни о ее внешних данных. Мы знаем о ней не так много, но все же достаточно для того, чтобы понять, что это была удивительная женщина своего времени.
Она жила в Израильском городе Сонаме, и поэтому Библия называет ее Сонамитянкой. У этой женщины была одна удивительная особенность – она всегда точно знала, чего хочет и чего не хочет, и у нее был действенный способ в достижении того, что она определяла для себя как  жизненно важное.  Она знала один простой секрет для достижения своих целей и активно его использовала. Эта женщина умела делать то, что многие из нас по разным причинам не делают или не желают делать. Одни из нас считают это ниже своего достоинства, и гордость не позволяет им использовать в своей жизни то, что так успешно использовала она. Другие из нас просто стесняются или  же не понимают до конца эффективности и важности, а зачастую и необходимости того, чем так эффективно овладела эта сонамитянка. Что же так отличало эту женщину от людей своей эпохи?!  Она умела просить и упрашивать, не смотря на то, что была известной и богатой женщиной в своем народе! Но просила она ни серебра и золота, ни земных почестей, ни даже расположения царя и военачальника, когда ей это предлагал пророк. Она просила совсем другого! Чего же?! Давайте прочитаем в Библии.
4 Цар. 4:8-37
А теперь включим воображение и попробуем представить себе, как это все могло происходить на самом деле, много веков тому назад. Для удобства назовем главную героиню Кассия. А почему бы и нет?
 В 8 тексте мы прочитали, как сонамитянка упросила пророка Елисея  зайти к себе в дом, чтобы накормить его. Слово «упросила» говорит нам о том, что Кассия была настойчива в своих намерениях, что  это не было дежурным приглашением зайти «на чай». Она действительно приложила к тому немалые усилия  и смогла подобрать нужные слова, чтобы убедить пророка принять он нее то добро, которым она была готова с ним поделиться.  И Елисей удовлетворил ее просьбу, потому что он не мог, видимо, в силу ее настойчивости  отказать ей. И ниже мы читаем о том, что в дальнейшем,  когда он проходил мимо ее дома, всегда заходил к ней. Почему?   Не думаю, что это была дань уважения богатой женщине. Он не стал бы делать этого, если бы ему было неуютно в ее доме. Он был известным человеком, и у него был большой выбор домов в каждом городке. Но снова и снова он выбирал именно ее. Почему?  Не думаю, что она была движима какой-то корыстью. Она знала, чего хочет. В тот момент она определила для себя, что присутствие в ее доме этого особого человека- Божьего пророка, будет для нее жизненно важно. Она верила, что вместе с Божьим слугой она в свой дом впустит частичку Неба.
  Но и этого ей показалось недостаточно. Она не удовлетворилась достигнутым. Она предлагает своему мужу сделать над домом дополнительный этаж. Какие растраты! – скажем мы. Ну точно, что ей некуда было девать деньги! Но сонамитянка знала, что делала. Ей было мало кратковременного пребывания человека Божьего в ее доме. Она хотела большего. Она понимала, что для того, чтобы он чаще и дольше мог находиться у нее, ему нужно было для этого создать условия. Мы можем только догадываться, какую работу ей пришлось провернуть в своем доме, чтобы появилась эта горница для пророка. Но результат стоил того! Видимо, что даже сам пророк был поражен таким радушным приемом,   и Елисей озадачивается вопросом: «что сделать бы тебе?» Вот тут-то бы и проявилась вся ее истинная натура, если бы ею двигала корысть или если бы она искала своего. Но не было этого в сонамитянке. Она считала великим приобретением уже то, что пророк останавливался в ее доме, и что она жила среди своего народа, и не надо было ей расположения ни царя, ни военачальника. Но тут Гиезия, слугу Елисея, осеняет мысль, что, не смотря на изобилие в этом гостеприимном доме, он ни разу не слышал здесь детских голосов. Да, действительно, в этом доме не было детей! А ведь хозяин дома уже в преклонных летах…
 И что это вдруг слышит женщина?!
- У меня?! Через год?! Будет сын?! Не может быть! Только, Божий человек, не шути так со мною, не обманывай меня… Ты не представляешь даже, как много я молилась об этом. Я выплакала уже все слезы. Но Небо молчит. Видимо, это пустая затея… В моем доме уже никогда не будет детского смеха… Я даже уже перестала и надеяться... Да и муж мой уже стал совсем стареньким.
Но проходит год, и в это самое время слова пророка сбываются. «Я стала матерью! Теперь никто и никогда не будет называть меня оставленной и забытой Богом. Бог посетил меня. Видимо, Он посетил меня в то самое время, когда я дала приют Божьему человеку. Как благ  Господь!»
Время шло, малыш подрастал. Ему было привычным бегать через поля своего отца, чтобы увидеться с ним. Но однажды привычная прогулка не доставила мальчику такой радости, как обычно. Сильная головная боль была такой нестерпимой, что отец не решился отправить его домой одного, но поручил своему слуге отнести сына к матери.
- Что с тобой, мой маленький? Ты почему такой бледный?! Иди ко мне, прижмись покрепче, я  расцелую тебе всю твою головку, и она перестанет болеть, вот увидишь. Да ты  дрожишь, и весь взмок! Я разглажу каждый твой волосок и высушу его своим теплым дыханием. Не бойся, все будет хорошо, с тобой просто ничего не может произойти плохого, ведь ты сын обетования. Ты помнишь это? Ты не забыл о своем необычном появлении на свет? С тобой ничего не может случиться плохого, ведь ты подарен нам Самим Богом! Всегда помни об этом, сынок! Бог подарил нам тебя, а значит у Него особые планы на твою жизнь. Ты будешь нашим сыном старости и утешения. Вот видишь, ты уже и засыпаешь. Это просто ты перегрелся на солнышке. Сейчас ты уснешь, и все пройдет. А когда проснешься, то встанешь абсолютно здоровым, верь мне. Я знаю, что говорю.  У тебя ничего не будет болеть. И ты снова будешь бегать к своему отцу. Ну вот, ты уже и дрожать перестал, мой славный мальчуган. Сон лечит… Сынок, но что это с тобой? Почему твоя головка обмякла? Не пугай так меня! Давай дыши глубже, ты слышишь, дыши полной грудью! Родной мой, маленький мой, ты слышишь меня, это я, твоя мама?! Только не молчи! С тобой не может случиться ничего плохого, не может! Я не хочу в это верить! Ты – Божий дар! И Господь не может тебя просто так взять и забрать у нас! Я не верю! Ну почему ты молчишь?! Бог не может так обмануть, ведь я же просила, чтобы меня не обманывали!  Господи-и-и-и-и-и!!!»
Кассия держала на руках бездыханное тело своего ребенка, и не могла поверить в то, что весь этот кошмар происходит с ней на самом деле. В ее голове буквально ничего не укладывалось. Она отнесла свое драгоценное дитя в ту самую комнату, в которой когда-то из уст пророка прозвучали такие дорогие для ее сердца слова о рождении сына. Она любила эту комнату и часто, в отсутствие пророка,  молилась в ней Господу, вознося свои пылкие просьбы. Вот и сейчас, несчастная мать «положила сына на постель человека Божьего, и заперла его, и вышла».
Да, но что же делать?... В ее голове уже созрел план. Она не будет сейчас предаваться печали, и тратить свое драгоценное время. Она знает, как помочь своему малышу!
И действительно, по ее делам мы еще раз убеждаемся, что Кассия была необыкновенной женщиной! По существующей тогда традиции она должна была созвать в свой дом плакальщиц и начать грустные приготовления к похоронам. В этот миг она должна была рыдать и вопиять к Богу на весь белый свет. Но мы не видим всего этого в ее действиях!  В ее голове уже родился гениальный план. Она уже знала, чего она хочет и как она этого достигнет!
- Нужно найти пророка Елисея, этого человека Божьего! Только тот, через кого Господь сказал нам о рождении сына, только через него Он и возвратит его, я уверена в этом!
В несколько минут был послан слуга за мужем на поле.
- Вот только проблема в том, что муж может помешать мне вернуть ребенка… Он может просто не отпустить меня на Кармил, если узнает, что малыш наш мертв. Да, и если он узнает, то тут сразу же начнется такое… А мне нельзя терять ни минуты…
-Дина! – позвала хозяйка свою служанку - кормилицу ребенка, обливавшуюся слезами, - Я сегодня уезжаю на Кармил, и скоро вернусь.
- Но, госпожа?!
- Не спрашивай меня ни о чем, и перестань плакать, чтобы, когда придет господин, он даже ничего не смог заподозрить.
- Не понимаю, госпожа…
- Понимаешь, я хочу пойти к человеку Божьему. Ведь ты же знаешь, какие чудеса Господь творит через него и какой необыкновенной силой Духа он обладает. Я верю, что Господь силен вернуть нам через него ребенка. Ну, теперь ты поняла мой план?
- Не совсем, госпожа, -  глаза кормилицы еще отражали полное недоумение – но почему же вы не хотите сказать  господину о том, что случилось на самом деле, для чего такая таинственность?
- Эх, Дина-Дина, не мне ли не знать моего мужа? Вспомни Авраама, когда он пошел с Исааком на то страшное жертвоприношение, когда он должен был собственноручно заколоть своего сына. Думаешь, почему, уйдя рано утром из дома, он так и не сказал Сарре об этом страшном повелении Бога?
- Ну, думаю, что он пожалел ее.
- Конечно же, он боялся, что ее разбитое материнское сердце просто не вынесет такого приговора, и она бы могла стать серьезным препятствием к исполнению воли Божьей. Он боялся, что Сарра помешает ему и не отпустит своего сына с ним! Ведь это был их единственный сын, сын старости… Ты поняла, Дина, что я хочу сказать?
- Да, моя госпожа.
- Поэтому ты должна сделать все, чтобы мой муж не узнал о том, что малыш умер. И никто в доме не должен знать, кроме тебя и меня. Твоя задача – сохранить это в тайне, пока я не вернусь. Сделать это будет не так-то сложно. Я думаю, что сегодня или завтра утром, мы будем дома. Тем более, что сейчас время жатвы, и поэтому господин, и  почти все слуги будут на поле все это время. Я заперла Овила в верхней горнице. Вот ключ, не потеряй. Но не стоит тебе туда ходить. Побудь пока в комнате напротив.   Ты лишь старайся не показываться всем на глаза в мое отсутствие. А все остальное я улажу сама. Смотри, вот уже и господин идет. Беги в комнату наверх, да не высовывайся.
Кассия пошла навстречу  мужу.
- Дорогой, пришли мне, пожалуйста, одного из слуг и одну из ослиц. Мне срочно надо поехать к человеку Божьему на гору Кармил. Но ненадолго, я очень скоро вернусь. Думаю, что уже сегодня.
- Сейчас?! На Кармил?! Кассия, ты меня удивляешь!  Но с чего вдруг?! Да еще в такое время? Ведь сейчас время жатвы, и ты знаешь, что я просто разрываюсь на части!
- Да, дорогой, я понимаю, что все это звучит несколько нелепо, но мне действительно очень надо увидеться с Елисеем. Не беспокойся, я уже дала распоряжения относительно и дома, и Овила…
- Да, кстати, а что с ним?
- Не волнуйся, дорогой. С ним все будет в порядке. Его сейчас уже ничего не беспокоит. Я отнесла его в комнату Человека Божьего. Думаю, что там ему будет лучше всего. Я попросила Дину побыть с ним в мое отсутствие, но сейчас лучше их не беспокоить. Дина надежный человек, ты же знаешь, так что можешь ни о чем не переживать. Так что все это время ты сможешь полностью заниматься жатвенной работой и не волноваться…
- И все же, Кассия, ну что тебе вздумалось ехать к человеку Божьему именно сейчас? Сегодня ведь не суббота, не праздник никакой, не первый день месяца, когда мы обычно ездим на поклонение Господу?!
- Хорошо-хорошо, дорогой, ну не волнуйся ты так. Ты знаешь, как много этот человек сделал для нас, и мне очень надо встретиться с ним. Не препятствуй мне, прошу тебя, а лучше распорядись, чтобы седлали осла.   
За столько лет совместной жизни он прекрасно выучил характер своей жены. И знал, что уж если она что-то решила  или задумала, то лучше уже не спорить с ней, а согласиться. Да и, надо сказать, что все ее предприятия оказывались полезными и нужными для всей семьи. Вот хоть взять тогда ее безудержное желание построить для пророка дополнительный этаж… Да,  это было таким хлопотным делом, но ведь сколько благословений потом вышло из этого…Сам Божий человек бывал в их доме столько раз! А ведь вот, если бы не ее, как мне казалось тогда, упрямство, то не было бы у нас нашего драгоценного Овила. Вот и сейчас она, я уверен, что-то задумала. Но ничего, она женщина благоразумная, и надеюсь, что и на сей раз она знает, что делает!
К счастью, до места, где жил человек Божий путь был не таким уж и далеким –   каких-то 25 км., но, учитывая чрезвычайность положения, Кассия очень торопилась. Конечно же, осел не самое быстрое животное на земле, но его ноги очень хорошо приспособлены для передвижения по гористой  и песчаной местности. К тому же он вынослив и неприхотлив в питании.
Кассия очень надеялась вернуться домой уже до захода солнца. Всю дорогу она молила Бога отцов о том, чтобы застать пророка Елисея на месте. Ведь очень могло быть, что его не окажется на горе. Но сейчас она была полна решимости настолько, что была разыскать и достать его даже из-под земли. Ничто не могло быть препятствием для спасения ее дорогого Овила.  Она знала, чего она хочет, и у ней уже был готовый план того, как этого достичь. И на всем белом свете не было ничего такого, что могло бы остановить ее и разуверить в правильности принятого решения. Кассия верила в успех своего предприятия,  и не допускала даже мысли о его провале.
Они шли в основном через равнины, вдоль русла горной, а потому и быстрой реки Киссон, которая и была главным ориентиром по дороге к горе Кармил. И продвигались они к цели так быстро, как только могли, не делая  никаких остановок. 
 Увидев ее  издали, пророк был удивлен таким неожиданным появлением Кассии, предчувствуя что-то неладное. Поэтому он и послал навстречу к ней своего слугу Гиезия, чтобы тот осведомился о здоровье ее семьи.
Но на все его расспросы о состоянии здоровья ее домочадцев он услышал утвердительный ответ: «Здоровы все».
У Кассии не было времени и сил на все утомительные и трудные для нее слова о смерти сына. Ей нельзя терять и минуты.  Гиезий все равно скоро все узнает, ей надо спешить… Елисей – вот ее цель. И она была убеждена, что только через него Господь может вернуть ей обетованного сына. Все же другие варианты она сразу же отметала в сторону.  Да, она совсем не собиралась иметь никакого дела со слугой Божьего человека. Не он был главной целью ее утомительного путешествия. Ее вера распространялась на того, через кого однажды Бог произнес свои драгоценные слова о рождении сына. Нет, она не будет сейчас тратить драгоценное время на то, чтобы объяснять Гиезию весь тот кошмар, который постиг ее в этот день.
И поэтому, как только она подошла к человеку Божьему, то упала к ногам его. Вот теперь наступило время, чтобы вылить всю материнскую боль и непонимание того, что Бог творит в ее жизни. Вот именно теперь у нее есть возможность, чтобы рассказать о том, почему она здесь. Ее не должно было быть здесь, потому что ее сын, дарованный для жизни, не должен был  потерять ее, эту жизнь, сегодня. Это какая-то ошибка и какой-то обман…
Елисей, понявший суть проблемы, уже знал, как ее решить. Но он не знал того, что его план не соответствует плану Кассии. Она была готова действовать, но действовать наверняка. У нее нет возможности допустить хоть малейшую оплошность. Ее вера распространялась только на Елисея, и только при его личном участии она была готова поверить в силу Бога. Поэтому, когда она услышала из уст пророка, что он собирается отправить вместо себя своего слугу, все ее материнское существо запротестовало на такое его решение. И она, отчаянно взмолясь, возопила к пророку:
- Как верно то, что жив Господь и ты жив, так и верно то, что я не отстану от тебя, Елисей! Бог видит, что я так и буду валяться у тебя в ногах, и что я не сойду с этого места, если ты сам не пойдешь со мною, и не вернешь мне моего сына. Я буду умолять тебя ровно столько, сколько для этого потребуется! Ты же знаешь, что значит для нас этот ребенок. Ведь ты сам нянчил его, когда бывал в нашем доме. Разве я сама просила сына у тебя? Не говорила ли я тебе: «Не обманывай меня?» Я не уйду без тебя, человек Божий!
Да, не могло чуткое сердце уже немолодого пророка выдержать такой душевной боли, изливавшейся из сердца Кассии. Эта семья уже давно не была ему чужой, и их ребенок тоже. Елисей был не из тех людей, кто стал бы препираться и говорить о том, что у него полно своих планов, расписанных на годы вперед. Да, он и в самом деле был очень занятым и востребованным человеком, но это не давало ему повода с пренебрежением или равнодушием относиться к проблемам и нуждам окружающих. Его многолетнее служение в качестве слуги Божьего научило его сострадательности и сопереживанию, отзывчивости и преданности своему делу. Конечно, он сию же минуту отправится с Кассией в непростой для уже пожилого старца 25-километровый путь. Он видел, что в ней достаточно веры, чтобы Бог сделал для нее это чудо. Это была уже не та женщина, которой она была несколько лет назад, когда он сообщил ей о рождении сына. Но в то же время это та же Кассия – настойчивая, целеустремленная, и знающая то, чего она хочет на самом деле, и как этого достичь. Именно это ее качество помогало ей в самые отчаянные моменты ее жизни.
Когда они уже подъезжали к дому Кассии, навстречу им вышел Гиезий с тревожной вестью:
- Господин, я проделал все в точности так, как ты поручил мне – и на дороге я ни с кем не останавливался и ни с кем не беседовал, и посох твой положил на лицо ребенка, но мальчик не просыпается и не подает никаких признаков жизни... 
Елисей не удивился, когда услышал такой ответ. Он  предвидел его, предчувствовал, что именно так и случится. Он знал, в чем тут дело. Никто не виноват…
Они не вернулись так быстро, как хотелось. Не успели к вечеру. Расстояние все же было не близким. Дома они оказались лишь на следующий день. Все здесь так же, как обычно. Но чего-то не хватает.  А вернее кого-то. Его - Овила, сынишки Кассии. Никто не подбежал к Елисею и не обнял его с детской непосредственностью. Елисей поднялся в горницу, которую по праву уже мог называть «своей». Казалось, что ничто не изменилось с того самого времени, когда он был здесь в последний раз. Вот только бездыханное  и бледное тело ребенка лежало на постели. На «его» постели. Все понимали, что теперь  пришло время Елисея и время Бога, а потому никто и не прошел с ним в горницу. Елисей запер дверь. С минуту постояв, он склонился пред Тем, Кто ни разу не подводил его за все долгие дни его жизни. Это была особая молитва старца. И только один Бог знает, что в ней было. Не было упреков о смерти обещанного Им, Богом, ребёнка, но было доверие и знание Того, Кто один во Вселенной силен вернуть потерянное, оживить погибшее, возродить утраченное. Старец понимал, что в этом особом случае все должно быть по-особому. А потому он подошел к постели и распростерся над ребенком. И  приложил свои уста к  его устам, свои глаза к его глазам, свои ладони к его ладоням. И когда он так лежал, распростершись над ребенком, то тело мальчика… согрелось.
Вы когда-нибудь пробовали согреть мертвого человека? «Это пустая затея!» - скажете вы. И будете правы! Да, прикасаясь к мертвому телу, нас и самих пронимает дрожь от этого холодного, и что там говорить(!) неприятного прикосновения. Тело умершего человека невозможно согреть ни своим дыханием, ни теплом очага, ни солнечным светом. Наоборот, от соприкосновения с теплом  в нем быстрее начнутся необратимые последствия… Но не в этом особом случае! По молитве старца и по вере его матери мертвое тело ребенка стало пробуждаться и откликаться теплом на тепло. Не всегда, видимо, достаточно только того, чтобы помолиться. Нужно было совершить еще нечто: глаза к глазам, уста к устам, ладони к ладоням. Нужен был этот физический контакт, чтобы возродить, как казалось, безнадежное, умершее и, возможно, смердившее уже тело. Иногда так и бывает в нашей жизни. Нам кажется, что некоторые люди уже так безнадежны! Нам кажется, что от них так смердит уже и ничто уже не спасет их от их же грехов и пороков. Но не надо отчаиваться! Надо верить! Надо бороться! Надо идти до конца, как эта удивительная сонамитянка, как старец Елисей, который оставил все свои многочисленные дела и откликнулся на зов вопиющей матери. Возможно, у кого-то из нас наши родные, дети находятся в таком же безнадежном состоянии, как дитя сонамитянки. Возможно, они физически и живы, но их души давно находятся в состоянии духовной комы. Если мы с вами видим, что наши родные, наши дети в опасности, то как мы ведем себя? Надо действовать: умолять, как сонамитянка и упрашивать: «Не отстану от тебя! Вот что хочешь, делай со мной, но не отстану, Елисей, от тебя! Я припаду  к твоим ногам и не дам тебе сделать ни шага, пока ты не согласишься пойти со мной, чтобы вернуть мне сына!» Надо, если хотите, подключить нечто большее, чем просто  молитва. Надо подключить тепло своего тела, как Елисей: может быть, обнять, может быть кого-то дружески похлопать по плечу, может быть глаза в глаза поговорить по душам и выслушать того «безнадежного».
Итак, тело мальчика согрелось! Елисей отстранился от него, походил по комнате какое-то время. Он понимал, что механизм «согревания» уже запущен, он уже в действии. И старец снова припал к телу ребенка. И снова глаза в глаза, ладони к ладоням… И чихнул малыш один раз, два, три, семь раз… Знаете ли вы о том, что во сне человек никогда не делает двух вещей? Он никогда не зевает во сне и никогда не чихает! Так что чихание – есть верный признак того, что ребенок уже не спал своим мертвецким сном… Он пробудился окончательно.  Пробудился, чтобы снова жить и радоваться каждому новому дню, чтобы радовать своих родителей.
Пусть Бог поможет каждому из нас быть такой вот сонамитянкой – женщиной, которая знает, чего она хочет и как этого достичь! Женщиной, которая умеет и не стесняется упрашивать, даже не смотря на свой социальный статус богатой женщины. Пусть Бог нам поможет быть такими же богатыми на веру, на мудрость и на настойчивость. Пусть Бог поможет быть нам вот такими Елисеями – людьми отзывчивыми, сострадательными и верящими. Да будут нам, по молитвам и действиям веры милостиво возвращены все те, о ком мы так просим Господа – наши любимые и родные.







Рецензии