In costa veritas. АдамЕва

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
                Козьма Прутков


То, что случилось на шестой день творения, покрыто густым мраком тайны. Она так глубока, что поглотила все – и действующих лиц, и сами события. Остались лишь полустертые обрывки былого, неясные и противоречивые, - две версии адамотворения, какой-то зоопомощник, странная раздача имен, костнорожденная Ева, минутные озарения Адама и т.п. Экзегеты предлагали свои, порой весьма остроумные объяснения ad hoc, однако всей тайны не раскрыли. Хуже того – распутывая одно, запутывали другое…

Но если юность Адама рассматривать сквозь представления первобытных народов, то в ней отчетливо проступают два социокультурных феномена –
        ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ и РОЖДЕНИЕ АНДРОГИНА.
Первый – повторяющийся - играл громадную роль в социализации всех индивидов, сопровождался жесточайшими испытаниями и потому намертво врезАлся в память неофитов.
Второй – одномоментный - ошеломил конкретное племя, передавшее свое потрясение внукам и правнукам. Причудливое сплетение первого и второго со временем превратилось в родословие Адама.
Такова общая идея данной главы. Прорабатывая ее, автор не стремился к оригинальности. Хотелось лишь устранить пробелы и противоречия сюжетной логики, заметные при буквальном прочтении текста.    
логики, заметные при буквальном прочтении текста.    

        * * *

          Как известно, книга Бытия содержит два рассказа о появлении перволюдей. В одном из них [Быт 1:26-29] просто констатируется, что Бог «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (здесь «он», человек является как бы мужчиной и женщиной). В другом [Быт 2:7-25] приводятся многочисленные детали акта творения.

На первый взгляд различия в версиях значительны: в одной мужчина и женщина появляются на свет одновременно, а во второй Бог создает Адаму подругу в другом месте, в другое время и другим способом. Тем не менее, обе версии нетрудно совместить, если предположить, что вторая всего лишь конкретизирует первую.
Проблемы возникают позже, в процессе этой самой конкретизации (не зря говорено, что дьявол кроется в деталях).


=================================================
ИЗНАЧАЛЬНО БОГ НЕ СОБИРАЛСЯ СОЗДАВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
=================================================

Неожиданно выясняется, к примеру, что человека-то Бог создал, а вот ПЛОДИТЬ его (создавать род человеческий) совсем не собирался. Дело в том, что изначально Бог не планировал никакой пары Адаму и об этом ясно говорит вся последовательность Его шагов.

Сперва Всевышний сотворил единичный «экземпляр», насадил для него сад, поселил, обучил и лишь потом задумался о "помощнике". Создатель мира, стало быть, не ведал, что инстинкт размножения присущ не только животным, но и человеку; что человек, как и любая тварь, тяготится одиночеством и ищет свою половину.
Осознав это, Творец «образовал из земли всех животных и птиц» и предложил их на выбор Адаму*.
Попытка спарить человека с каким-нибудь зверем или птицей не удалась и вот тогда Бог, наконец, произвел на свет женщину. Эта задержка проливает свет на отношение Творца к потомству Адама: первоначально Бог не намеревался «плодить и размножать» род человеческий, а думал обойтись единственным созданием. Да и им он, видно, не слишком дорожил, поскольку предоставил его судьбу воле случая.

            Как известно, в Эдеме Отец небесный посадил Дерево Жизни, то есть дал первочеловеку шанс обрести
            бессмертие.
            Однако никаких инструкций на этот счет Адам не получил. Стало быть, он мог по незнанию упустить
            свой шанс и погибнуть от несчастного случая, болезни или просто от старости, не оставив продолжения.
 
Всех остальных представителей земной фауны Всевышний производил парами**, дабы они исправно наполняли землю своим потомством. Бездетность и одиночество, следовательно, были уготованы только человеку. И тем не менее, Бог, будто в насмешку, снабдил человека-одиночку полноценной репродуктивной системой***.
Натура в конце концов взяла свое: Адам не признал соответственным себе никого из животных, и Богу пришлось подарить ему человека противоположного пола.

--------------------------------------------------------
            *Видимо, самку какого-нибудь животного Адам в итоге должен был назвать женой.
          **По крайней мере рыб, птиц и пресмыкающихся: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных
               пресмыкающихся… и всякую птицу пернатую по роду ее. … И благословил их Бог, говоря:
               плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт 1:21-22)
              То есть рыбы, птицы и пресмыкающиеся могли и должны были размножаться со дня творения.
              Про остальных ясно говорится (в главе о потопе), что они живут парами. Видимо, - с самого начала,
              так как нигде не упоминается чтобы самок создавали после самцов.
         ***После изгнания из рая Адам безо всяких помех обзавелся детьми [Быт 4:1-2]. Поскольку до этого
              события Бог только отнял у него ребро, но ничего не добавил, значит, Адам с самого начала
              обладал всем необходимым для деторождения.
--------------------------------------------------------




=====================================
О ЦЕЛОМ – СКУПО, ПРО ДЕТАЛЬ - ПОДРОБНО
=====================================

Создание Евы особо богато сюрпризами. К этому времени Творец уже слепил из глины множество животных* (в том числе - женского пола). Из земли вышел и Адам. Логично было ожидать, что и первую женщину Бог соорудит из того же материала. Не тут-то было. Вопреки ожиданиям, Создатель подобрал для Евы совсем иную, уникальную субстанцию – одно из ребер Адама**.

И сам материал, и технология его получения так необычны, что Библия отводит им куда больше места, чем любым другим актам творения. Что знаем мы о технологии рождения рыб? Лишь то, что их субстанцией была вода. Как создавал Творец зверей? Из земли и с помощью земли. Как созидал он Адама? Слепил из праха свое подобие и вдохнул в него дыхание жизни. Вот так – скупо, лаконично, без каких-либо деталей.

--------------------------------------------------------
            *«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Быт 2:19)
          **Изъятую кость Бог трансформировал в Еву, а Адам так и остался ущербным. Потеря совсем не
              обеспокоила его (он не интересуется утратой и не жалуется на неудобство). Стало быть,
              изначально Адам – образ и подобие Божие – имел дефект – лишнее ребро.
              В дальнейшем никакого «клонирования» Бог уже не применял. Истребив допотопное человечество, он
              не стал изымать у Ноя ребро, а повелел ему размножаться естественным образом. То же
              самое чуть не произошло во время Исхода. Разгневанный Творец хотел уничтожить иудеев и произвести
              от Моисея и его дома новый народ [Числа 14:11-12] И здесь речь не шла о ребрах, ретортах и т.п.
--------------------------------------------------------


В отличие от других творений Еве не приходится сетовать на отсутствие внимания. Само ваяние первой «Галатеи» покрыто мраком так же, как и остальное творчество Бога. И лишь одна вспомогательная операция (получение вещества для ваяния) прописана на диво подробно.

Такое внимание к незначительной детали сложнейшего процесса не может не озадачить. Страницу за страницей авторы Бытия заполняли экстраординарными событиями чрезвычайной важности – созданием неба, звезд, земли, воды, растений, животных. При этом самое необычайное – превращение неодушевленной материи (земли, воды) в саморазвивающуюся и самоорганизующуюся плоть – не вызвало у них никакого интереса. Авторы просто констатировали создание рыб, птиц, зверей и человека. А вот такой глубоко второстепенный вопрос, как подготовка к изготовлению женщины, показался им куда важнее.

               Обычно лаконичность описания чудес объясняют низким уровнем древнего знания. (Сложнейшие
               процессы, дескать, и сейчас-то нелегко перевести с языка науки, что же говорить о временах
               Моисея! Как ни старайся, люди бы все равно ничего не поняли). Этот довод, однако, не объясняет,
               зачем Бог вдруг меняет землю на ребро, а Моисей углубляется в подробности его извлечения.
               К тому же иногда авторы Библии все-таки находили слова, чтобы в общих чертах передать чудесное.
               Худо – бедно, но объяснил же архангел деве Марии технологию появления на свет Сына Божия:
               сначала Дух Святый найдет на нее, потом сила Всевышнего осенит ее, затем произойдет зачатие и,
               наконец, в обычные сроки обычным образом родится чудо-ребенок. В другом месте пророк Иезекииль шаг
               за шагом проследил воскрешение целого народа: восстановление скелетов, возникновение кровеносной
               системы, обрастание плотью, одевание кожей, появление дыхания и двигательной активности [Иез 37:7-8].
               Подобным образом при желании можно было описать и важнейшие акты первотворения.

Завершая тему «конфискации» кости, отметим еще одну странность. В переводе на современный язык изъятие ребра представляло собой полноценную хирургическую операцию с общим наркозом, вскрытием брюшной полости или грудины, отпиливанием кости и зашиванием раны [Быт 2:21].
 
По правде говоря, от Творца мироздания, с легкостью проникавшего в голову спящего царя или организм девственницы, можно было ожидать менее трудоемкой, не инвазивной процедуры*. Тем не менее, Бог избрал громоздкий, сугубо человеческий способ.
 
Во времена Моисея такие и даже более сложные операции уже не считались чем-то из ряда вон выходящим, поскольку их давно практиковали в разных частях света**. И все же автор Бытия внес в священную книгу подробности извлечения адамова ребра. С его легкой руки вспомогательная, почти рутинная операция приобрела вид главного, самого хлОпотного этапа, поскольку весь остальной процесс созидания помощницы вершится как бы сам собой.

Чем же так поразила великого пророка заурядная хирургическая операция? И главное – зачем она вообще понадобилась Богу? Зачем Бог так усложнил очередной акт творения, заменив привычную и безотказную мать-сыру-землю куском Адама?***

--------------------------------------------------------
           *Знаменитые филиппинские хилеры решили бы эту задачу быстрее и проще. Впрочем, в арсенале Бога тоже
              были более простые приемы. Ведь перенес же Ангел Божий пророка Аввакума за волосы на темени
              из Иудеи в Вавилон: «Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы
              его, поставил его в Вавилоне над рвом …»  (Дан 14:36)
             Так почему бы не достать ребро так же мгновенно и безболезненно?  И чудесным образом не повредить
              кожных покровов Адама, как не поколебал Сын Божий поверхность моря Галилейского.
        **В Африке обнаружены архаические черепа со следами трепанации, во времена Хаммурапи (18 в до н.э.)
              врачи выполняли операции на глазу, в Египте найден древний протез для большого пальца ноги. Египетские
              хирурги были чрезвычайно искусны. Благодаря мумификации они очень рано узнали о строении тела и
              функциях внутренних органов. По крайней мере с ХХ века до н.э. египтяне стали проводить тяжелые
              операции с предварительным обезболиванием. Осуществлялись и тонкие, почти ювелирные операции
              – например, через миниатюрное отверстие, высверленное в челюсти, лечили воспаление надкостницы.
      ***Сторонникам версии о том, что Бог «клонировал» Еву, выделив ДНК из ребра Адама, напомним, что
              необходимый генетический материал можно было получить гораздо проще – например, из волос,
              ногтей или крайней плоти донора. К тому же до Евы Бог сотворил множество самок различных животных
              и всегда использовал для них тот же материал, что и для самцов.
--------------------------------------------------------


…В конце концов праматерь вышла-таки из божьей реторты, и Создатель предъявил ее прооперированному донору [Быт 2:22]. Если быть точным, Бог откуда-то привел новорожденную к Адаму, то есть творил он ее где-то в отдалении.

Отсюда следует важный вывод: Адам потерю ребра проспал и трансформации ребра в женщину не видал. Подругу он впервые - и сразу в готовом виде - узрел только после пробуждения. Наверное, он сильно удивился – ведь перед ним стояло неведомое создание, во многом сходное и в то же время отличное от него. Недоумевало и «создание», разглядывая Адама.
Представить незнакомцев друг другу должен был тот, кто знал о них все - Верховный Инженер человеческих душ, но этого и не потребовалось, поскольку Адам проявил неожиданную осведомленность. Разбуженный пращур, едва узревши незнакомку, вдруг непостижимым образом опознал ее:

            «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою,
              ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей;
              и будут [два] одна плоть» (Быт 2:23-24)* 

Как видим, юный первочеловек разбирается в анатомии, отличая плоть от кости. Он умеет считать (по крайней мере, до двух). В его словаре уже есть понятия «мать» и «отец», хотя он не знал ни того, ни другого. Впервые увидав незнакомую даму, он сразу смекнул, что «прилепится» к ней, да так плотно, что они составят одно целое.
Он даже пророчит, хотя и неточно, поскольку сам-то никакого отца с матерью не покинет, а его «слияние» с помощницей произойдет не здесь и не сразу (как можно было ожидать), а много позже - после грехопадения и изгнания из Рая. Адамова «плоть от плоти» – Ева - также созданная по образу и подобию божию [Быт 1:27, 5:1-2], почему-то не унаследовала пророческий дар ни от Бога, ни от мужа-донора**.
Впоследствии Адам, видимо, утратил свою проницательность (Ведь не предугадал он козни змея и Еву не удержал от искушения. Не предотвратил «провидец» и убийство Авеля)
Зачем же сходил на Адама скоротечный пророческий дух, коль на судьбу его никак не повлиял?

---------------------------------------------------------
           *Речь здесь идет, конечно же, о самом Адаме и его жене. На это указывает причинный предлог
            «Потому», связывающий два высказывания («эта женщина взята от меня, а потому я стремлюсь вновь
            соединиться с ней»).
            Никого другого еще не знает Адам, не «познавший» Еву, не родивший и не взрастивший ни одного
            «человека».
       **После грехопадения «открылись глаза их и стали они как боги», но и тогда никакого пророческого дара они не
            получили.
--------------------------------------------------------


Удивительнее всего, однако, другое: на первой встрече с Евой Адам уже знает, что его ребро не пропало бесследно, а превратилось в незнакомку! Но позвольте, разве не проспал он генерацию первой леди?

Предположим, что Бог разбудил его, рассказал, как изъял ребро и трансформировал оное в женщину, а уж затем привел ее к мужу. Тогда недоумение вызывают слова Адама «она… взята от мужа своего». Адам здесь указывает на конкретную женщину, Еву. У нее был муж и кто-то забрал её от него. Иными словами, ЖЕНЩИНУ, а не кость, отделили от спящего Адама!* 

К аналогичному выводу приводит выражение «плоть от плоти моей». Согласно канону ВСЮ Еву (и кости, и плоть) Бог сотворил из одного ребра. Поэтому знаменитое выражение «плоть от ПЛОТИ моей» грубо искажает процесс творения (первочеловеку следовало сказать «плоть от КОСТИ моей»). 

Однако Адам был абсолютно прав, если предположить, что от него отделили ПОЛНОЦЕННЫЙ ОРГАНИЗМ, впоследствии названный Евой. В этом случае Бог подвел к Адаму не новое, незнакомое творение, а отсеченный «организм», и пробужденный мужчина сразу узнал свою дражайшую «половину».
Ее кости и плоть прежде составляли одно целое со скелетом и плотью Адама, поэтому он резонно констатировал, что кости новоиспеченной жены отделены (взяты) от его костей, а ее плоть – от его плоти.

Подтверждают нашу гипотезу и алогичные слова о том, что муж «прилепится к жене своей». Если придерживаться канонической версии, то получается шиворот-навыворот: не часть (ребро, ставшее женщиной) тянется к целому (мужчине-донору), а целое влечется и цепляется к своей «гипертрофированной» части. Однако андрогинная гипотеза все ставит на свои места: Адам чувствовал себя половинкой целого и тянулся к другой половинке для восстановления былого единства.

        * * *

…Итак, Ева появляется на свет не из земли и воды, как все другие живые существа, а в результате операции, похожей на хирургическую. Нож хирурга отделяет от Адама нечто большее, чем простое ребро. Очнувшись, Адам не замечает боли и шва на груди, не возмущается тем, что кто-то похитил его ребро**. Не удивляет его и незнакомка, которую приводит Творец. Невесть как он понимает, что прежде она была сращена с ним. Он так и говорит: от меня отделили и кости, и плоть Евы (то есть до операции муж и жена составляли одно целое***). Об этом изначальном единстве и пойдет речь в следующем разделе.

--------------------------------------------------------
            *Андрей Кураев поясняет, что на еврейском языке муж называется иш, а жена – иша. Взята от мужа – значит,
              взята от иша - вот, дескать, и получается жена, иша.
              Незадача в том, что на еврейском «от мужа» значит не «от иша», а мэйиш.
          **Такое удивление и возмущение были бы вполне уместны. Сатана, например, считал, что тяжелее
               всего человек переносит угрозу жизни и здровью:
               «Простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» (Иов 2:5)
          ***Книга Бытия потому и уделила столько внимания этой вроде бы рутинной операции (и проигнорировала
                остальные этапы создания Евы), что никакого персонального творения Евы не было: после
                отделения  от Адама она явилась сразу в «готовом виде». Ева родилась вместе с Адамом, а
                операция превратила ее в самостоятельное существо.
--------------------------------------------------------


Продолжение в http://proza.ru/2016/04/26/540.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Я осилил Томас об Адаме и Еве. Скажу, что у меня иной подход в чтении Библейских текстов. Я не выдвигаю никаких гипотез. Вы пишите: «Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте». Это для нас с вами сделать невозможно по многим причинам. Я читаю текст и не делаю никаких прыжков в стороны, то есть читаю то, что написано, никаких интерпретаций. Для примера возьму видного толкователя, богослова НЗ Феофилата Болгарского (родился 1055г нашей эры)) – его пятитомник у меня стоит на полке. Я внимательно прочёл два тома из пяти (писал работу о притчах Иисуса) и перестал читать: зачем мне его домыслы? Я читаю, что написано в НЗ и никаких толкований мне не нужно. То же самое и с другими толкователями. Я за буквальное прочтение текста.

Бог «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Я тоже писал об этом. На этой основе можно давать самые разные объяснения. Начиная с образа и подобия. Ведь мы не имеем представления о физике Бога, да и есть ли она вообще… Но рассуждения могут завести далеко.
Предположение, что «второе создание» – есть лишь конкретизация первой не ново. Такие суждения высказывались многими. Я так не думаю. Я разделяю мнение Фридмана и других библеистов по этой фразе.

Вы пишите: «Дело в том, что изначально Бог не планировал никакой пары Адаму и об этом ясно говорит вся последовательность Его шагов». Если следовать вашему предположению, Бог больше похож на мечущего неуверенного в себе человека, чем на всемогущего и всезнающего Бога. Что значит «не планировал»? Он же знает всё наперёд и если даёт определённую степень выбора человеку, то только для того, чтобы посмотреть, насколько созданный Им человек самостоятелен и как он справляется с искушениями. Он ведь создал его ТОЛКО ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ, а не вылипил «второго» бога. Об этом ПОДОБИИ можно рассуждать сколько угодно, хотя я нигде не видел постановку этого вопроса. Но фантазировать можно многовекторно! Хотя предположение, что Бог не знал наперёд, что отчебучит Адам, пахнет ересью! ересью.

Вадим Гарин   21.07.2021 19:38     Заявить о нарушении
Продолжаю:"Сперва Всевышний сотворил единичный «экземпляр», насадил для него сад, поселил, обучил и лишь потом задумался о "помощнике". Это опять из той же оперы: Бог предстаёт не как Бог. Он постоянно что-то не додумывает, не знает, что получится... Эта концепция мне кажется не убедительной, разве, что предположить, что всеми этими мечущимися качествами Бога наделил человек пишущий с пером в руках, не справившийся с задачей написания, где отсутствует логика. Вы же математик и у вас логика, надо думать, на высоком уровне (а я прагматичный инженер).
" Эта задержка проливает свет на отношение Творца к потомству Адама: первоначально Бог не намеревался «плодить и размножать» род человеческий, а думал обойтись единственным созданием. Да и им он, видно, не слишком дорожил, поскольку предоставил его судьбу воле случая". Это уж совсем смелое предположение" Насчёт "плодитесь, размножайтесь" тут надо читать текст: Бытие 1:28
"И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле". Так, что Бог планировал и должен был знать, что так и будет. А то вы смело предположили в Боге "сомнения". Мне кажется это неверным.
Теперь о важности технологии производства людей: "А вот такой глубоко второстепенный вопрос, как подготовка к изготовлению женщины, показался им куда важнее". Зачем понадобилась Богу хирургическая операция? - задаёте вы вопрос. Я думаю не надо предписывать Богу действия, которые выдумали люди, написавшие эту легенду. Бог всемогущий и ему не требуется трудиться хирургом! С уважением

Вадим Гарин   21.07.2021 19:59   Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, что прочли. Именно потому, что подходы наши различны, Ваш взгляд помогает мне ещё раз проверить свою позицию.
Не буду занимать Ваше время и отвечать по всем пунктам, но один важный момент мне бы хотелось уточнить. Скажу честно: я не понимаю, что значит «читать то, что написано, без интерпретаций» Интерпретация – это выявление смысла там, где он не очевиден. Библейские тексты сложны, многомерны, они полны пропусков, загадок, нестыковок - как же можно их «просто читать»? Без поиска объяснений тут не обойтись. Вы же и сам долго искали объяснение двум историям сотворения прародителей.
Поэтому вопрос в том, КАК интерпретировать – аргументированно или вольно.
Приведу пример с «помощником» и «мечущимся Богом».
Вы исходите из того, что Бог всё знает наперёд. Между тем, в первых главах Бытия ничего не говорится о Его Всезнании. Зато раз за разом повторяется «И увидел Бог, что это хорошо», как будто Он заранее не знал, что получится.
Бог задаёт Адаму вопросы (Всезнающий!): «Где ты?», «кто сказал тебе, что ты наг?», спрашивает Каина: «где Авель, брат твой?», раскаивается, что создал человека (то есть не предвидел) …
Соответствует ли это Всезнанию?

Теперь прочитаем о помощнике (строго по тексту!).
Бог создал человека, насадил сад, поместил туда человека и затем озаботился помощником (то ли женой, то ли другом) Между тем животных Он сразу творил парами.
Сначала этого помощника Адам искал среди животных (!?), подходящего не нашёл и вот тогда Бог создал ему Еву.
Как по-Вашему: похоже это на изначальное планирование супружеской пары?

И таких примеров, требующих объяснения, множество.
С уважением,

Томас Твин   21.07.2021 22:06   Заявить о нарушении
Я никогда не спорю по вопросам религии. Бог, как его представляют христианские богословы есть Демиург - создатель и устроитель существующего. ВСЕСИЛЬНЫЙ и ВСЕВИДЯЩИЙ и ВСЕЗНАЮЩИЙ. Например,в катехизиса митрополита Филарета говорится: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, ВСЕВЕДАЮЩИЙ, Всеправедный, ВСЕМОГУЩИЙ, ВЕЗДЕСУЩИЙ, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный».
Я ничего не утверждаю - человек я неверующий, но давно изучающий христианство, не ругающий его и то, что написал о всезнающим насквозь Боге - исходит из богословской христианской доктрины. А раз так, то ваши догадки не увязаны с этой самой доктриной.
Объясню, что я подразумеваю под "чтением" библейского текста без его толкования: я категорический противник всякого толкования. Исследование - это, на мой взгляд верное направление. Если вы продолжите читать мои религиозные опусы поймёте мой подход: я стараюсь изучать - это основная задача. Всё это слова... Чтобы понять мой подход к изучение любого вопроса, предлагаю открыть часть моего исследования картины Иванова "Явление Христа народу" http://proza.ru/2014/12/02/1002
Это часть большой работы по изучению творчества художника. Я ей посвятил не один год. С уважением

Вадим Гарин   21.07.2021 23:16   Заявить о нарушении
Уточню позицию по интерпретации - она всегда вызывает неприятие. Слово то простое: означает "разъяснение". Вот теперь подумайте, стало ли более ясным наша тема от вашего размышления или объяснений других толкователей? Раз всё это вызывает споры, многочисленные мнения и пр. значит яснее не стало.
У меня есть любимый исследователь Евангелия - Руслан Хазарзар (это псевдоним.Его имя Руслан Смородинов). Мне по душе и уму его подход к изучению темы. К сожалению его нет уже среди живых. Книгу его не достать (я даже обращался к его матери в Волгоград, но безрезультатно), я читал его в электронной версии в инете. Поинтересуйтесь, если найдёте время.

Вадим Гарин   21.07.2021 23:37   Заявить о нарушении
Я тоже читал библейские исследования ряда авторов (это, в частности, Ренан Э. Ж., Д. Ф. Штраус, И. Флавий, Келлер В., К. Ф. Беккер, Дж.Э. Райт, З. Фрейд, А. А. Опарин, Белявский В.А., Б. Г. Деревенский, П. И. Волков, А. П. Лопухин, А. Азимов, А. Мень, архимандрит Никифор, А. Львов, К. Еськов, Х. Л. Борхес, Ж. Сарамаго)
Ну и, конечно же, читал книгу Р. Хазарзара «СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ», действительно очень обстоятельную. Сейчас, по прошествии времени, мне кажется, что она хорошо исследует исторические факты (имя, облик, родители, братья, исторический фон, хронология), но неубедительна в анализе сюжетов и событий.
Автор использует один и тот же приём: отмечает сходство в описании новозаветных и ветхозаветных сюжетов и на этом основании делает вывод – «Похоже - стало быть, неисторично!»

Приведу только пару примеров.
1. БЕГСТВА Священного семейства в Египет не было, поскольку причина ВОЗВРАЩЕНИЯ Иосифа ИЗ Египта («умерли искавшие души Младенца») похожа на причину возвращения Моисея В Египет («умерли все, искавшие души твоей») Это доказательство? Ну и ну!
Ещё один «аргумент». Слова Осии «Из Египта вызвал сына Моего» относились к давнему событию (исходу народа из Египта), но Матфей посчитал их пророчеством о приходе Мессии и для исполнения пророчества якобы совершил подлог - поместил Иисуса в Египет. А может, Святое семейство бежало в иудейскую общину Александрии? Может, младенец Христос там был, вернулся и в этом Матфей увидел знак?
2.Свидетельство Симеона, дескать, выдумано, потому что…Лука хотел как бы наперёд предсказать распятие (просто поверьте Р. Хазарзару). И вот Лука придумывает никому не известного Симеона, который предрекает Иисусу «пререкания» (это точно про распятие?), а Марии – «оружие, которое пронзит ее душу» (это про сына на кресте?) Сомнительно, что такое «весомое» и туманное пророчество действительно повлияет на общественное мнение.
Любопытно, что про историчность Анны, которая при сём присутствовала, Р. Хазарзар ничего не говорит, хотя Лука сообщает о ней множество конкретных сведений.

На мой взгляд, Р. Хазарзар именно РАСТОЛКОВЫВАЕТ новозаветные события, но делает это совсем не убедительно.
С уважением,

Томас Твин   22.07.2021 17:27   Заявить о нарушении
У меня другое мнение. Ренан нравится своей литературностью, Штраус обстоятельностью, Мень умом. Некоторых из вашего списка знаю, многих не читал. И вообще мой круг интересов не замыкается на религии.

Вадим Гарин   22.07.2021 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.