Социализм

               

    Слово «социализм» - французское. Оно заимствованное с латинского языка, и, в переводе на русский, обозначает – общественный, товарищеский. Общественные, товарищеские отношения всегда сопровождали жизнь людей. Первобытнообщинный строй знал лишь коллективное, совместное существование. В рабовладельческом Риме практиковалась бесплатные раздачи хлеба. Первые христианские общины признавали только общее имущество. Были сельские общины при феодализме и так далее. Во все времена общество помогало бедным. В настоящее время бюджет каждой страны – это ничто иное, как часть обобществленных средств, предназначенных для использования в интересах жителей всего государства.               
    Более того, совсем без общественных, товарищеских отношений, ни одна формация существовать не может. Но мысль о том, что человечеству нужно вообще отказаться от частной собственности впервые высказал английский философ шестнадцатого века Томас Мор в своей книге «Утопия». Правда, в это время в Германии произошло два больших восстания, так или иначе выступавших  против социального неравенства. Поэтому, можно сказать, что во времена английского философа-новатора недовольство частной собственностью высказывалось многими людьми.
    После Томаса Мора было много философов и общественных деятелей, которые ругали частную собственность и предлагали разные рецепты – как от нее избавиться. Почему частная собственность возмущала умы лучших людей шестнадцатого и последующих веков? Дело в том, что любое производство – это общественное, товарищеское занятие. А потребление – занятие индивидуальное. Как работник – человек стадное животное (или, выражаясь культурно – социальное, общественное животное). А как потребитель – ненасытная тварь, часто уничтожающее все, что только можно уничтожить, ради удовлетворения своей прихоти. И если его каким-то образом не останавливать – он может уничтожить сам себя. Виной необузданности потребления меньшинства собственников на фоне нищеты большинства соотечественников – многие ученые считали частную собственность.
    Всех социалистов (сторонников равенства) от Томаса Мора до начала политической деятельности Маркса принято считать (по крайней мере, в советской литературе) социалистами-утопистами. Грубо говоря – фантазерами. Такое название целой плеяды философов произошло от слова «утопия», которое, в переводе с греческого языка, означает – несуществующее место.
    Утопическое учение о социализме превратили в «научный социализм» (Опять же согласно советской литературе) Маркс и его ученики, среди которых, своей последовательностью отличался Ленин. Суть «научного социализма» в следующем: к социализму можно прийти только после революции во главе с марксистской партией, и революция обязательно должна установить диктатуру пролетариата. 
    «Научный» вывод о том, что рабочий класс может стать правящим классом и установить на земле равноправие, Маркс сделал, основываясь на выводах своей ошибочной теории стоимости. Исходя с нее (если быть кратким) стоимость создает труд, производящий материальные ценности. И эту стоимость пролетариат в состоянии клепать сам без всяких собственников на средства производства. Но, во-первых, стоимость – это общественное отношение по обмену не только материальных ценностей, но и услуг. Да, ни поп, ни проститутка не делают ничего такого, что можно потрогать руками, но услуги их люди согласны оценивать как стоимости. Стоимость это всего лишь констатация того факта, что я согласен менять что-то свое на чужое что-то в определенной пропорции. И все. И обмен этот происходит в конкретных ситуациях, в которых находятся люди. Поэтому, одна и та же вещь в разных странах имеет разную стоимость. Во-вторых, не только производство, но и потребление принимает участие в формировании стоимости. Например, повышенный спрос на вещь или услугу увеличивает их стоимость. И, в - третьих, рабочий – всего лишь наемный труженик. Он не может создать свою диктатуру только потому, что он создает стоимость.
     В чистом виде «научный социализм» революционеры- марксисты построили в Советском Союзе. Тут все средства производства, после революции, перешли в собственность государства, и была объявлена диктатура пролетариата. Но, в действительности, там установилась диктатура государственных чиновников. И все потому, что наемный рабочий не в состоянии регулировать и контролировать весь комплекс общественной жизни. Государственные чиновники постепенно выделились в отдельный класс, создавший себе систему собственных привилегий. В этого нового класса отсутствовали побудительные причины беспокоиться о прогрессивном развитии экономики. Ему и так жилось хорошо. И это со временем сказалось на техническом отставании Советского Союза от развитых капиталистических стран.
    В советском государстве было налажено плановое производство. Оно успешно решало многие грандиозные задачи (первая космическая ракета, первая атомная электростанция и многое другое), но оперативно не реагировало на  спрос населения, так как изменение плановых показателей требует определенного времени. И в стране постоянно наблюдался дефицит некоторых товаров широкого потребления. И самое главное – общее руководство  экономикой (в силу того, что она государственная) производилась с единого центра. А это не могло не способствовать узурпации власти одним человеком. Все без исключения государства, пытавшиеся вести свое народное хозяйство по образцу Советского Союза, имели диктаторские режимы, но режимы не своего пролетариата, а - «гениальных вождей».
    И еще немаловажный факт: в новом, социалистическом обществе не все граждане хотели социального равенства. Богатый Томас Мор, не бедные Маркс и Ленин стремились освободить мир от эксплуатации человека человеком А многие люди, живущие в условиях всеобщего равенства, не проявляли на общенародных предприятиях вдохновленного труда. Они часто лодырничали, занимались воровством, пытались жить лучше других и много-много чего делали плохого. Недаром бывший ученик духовной семинарии и поэт Иосиф Виссарионович Сталин, внимательно наблюдая жизнь своих соотечественников, выдвинул теорию о том, что, чем дальше к социализму, тем большее сопротивление людей своему счастью. И с этим нужно бороться. Сталин знал, что говорил, и знал, что нужно делать.
    Таким образом, «научный социализм» тоже оказался утопией. Правда, во время практической реализации этой утопии было немало хороших наработок, которые ученые, возможно, со временем оценят по достоинству, но, в общем, советскому народу она не понравилась.
    Социалистические партии, во многом благодаря стараниям Маркса и Энгельса, начали возникать во второй половине девятнадцатого века. Сейчас социалистических партий много. В международном объединении – Социалистическом интернационале – их насчитывается около ста. Но единого мнения о социализме, как об обществе, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение - не существует. Об этом говорят даже названия партий: Единая социалистическая (Исландия), Прогрессивная социалистическая (Ливан), Социалистическая народная (Мексика), Социал-демократическая (Дания), Социал-христианская (Венесуэла), Социалистическая фаланга (Боливия), Социалистическая дестуровская (Тунис. Арабское «дестур» - конституция), Социалистов-либералов (Египет), Национал-социалистская (Гитлеровская Германия). Фюрер тоже строил «народное сообщество», как и Сталин, и соотечественники Черчилля. И так далее.
    Много социалистических партий не имеет название «социалистическая», как, например, английская Лейбористская партия. Все коммунистические партии можно считать радикально левыми социалистическими партиями.
    В некоторых странах или есть сейчас, или было раньше несколько социалистических партий. Так в России, до Октябрьской революции, таких массовых, общегосударственных имелось три: эсеры, меньшевики и большевики. Каждая с них считала себя истинно марксистской, и враждовала с двумя другими. Во время Первой мировой войны социалисты почти всех воюющих стран оправдывали действия своих правительств. Другими словами в социалистов на первом месте было не единство взглядов, а любовь к родине.
    Основная масса социалистических партий сейчас исповедует постепенную трансформацию капитализма в социализм без революций. И установление власти рабочего класса (непотопляемая мечта) при сохранении частной собственности в ряде отраслей экономики. Время от времени некоторые с них принимают участие в правительствах капиталистических стран. Свою основную задачу социалисты видят сейчас в повышении жизненного уровня трудящихся, в борьбе за демократию, против монополий и воен. За это им огромное спасибо. Но, нужно признать, что через пятьсот лет после появления «Утопии» Томаса Мора, человечество так и знает – каким должно быть общество всеобщего равенства? 
   
   
   
   


Рецензии