Седые облака

Седые облака
Лениво и тяжко плывут облака
По синему зною небес.
Дорога моя тяжела, далека…
А. Блок
Приказ о немедленной эвакуации крупного рогатого скота на восток поступил 10 октября 1941 года. Советские войска шли на запад, а навстречу им по полям и проселочным дорогам гнали скот. Такого количества перегоняемого скота по фронту шириной в 200 км не наблюдалось за всю историю человечества. Председатель Чабановского колхоза в срочном порядке укомплектовал группу, которая должна была сопровождать отару овец и три стада коров, а также двух лошадей, запряжённых в телеги, гружённые тремя мешками кукурузы и двумя мешками зерна, на время эвакуации из их села на бескрайний восток. Путь предстоял далёкий и пугал своей неизвестностью.
«Майка, пошла, пошла…». Нина осторожно похлопала корову по крепким бокам. Это была её любимица. Красная в белых пятнах. Остфрисляндская порода, из которой впоследствии вывели украинскую степную. Майка, неприхотливая и послушная, как и все животные этой породы, стала осторожно спускаться с насыпи на заливной луг, где паслись остальные её соплеменницы. Как терпко пахли травы, предчувствуя приближение холодных ветров!
Присматривать за стадом помогал Иван из восьмого «А» класса. Он шёл по дамбе, низко опустив голову, в отцовских резиновых сапогах и фуфайке не по росту, - и это его смущало больше всего, ведь рядом была Нина, которая давно ему нравилась. Её фото всегда красовалось на школьной Доске Почёта. И однажды он решился на отчаянный поступок: сорвал фото с Доски и с бьющимся сердцем ринулся в свой класс. В тот день он дежурил в классе один и, наскоро вымыв полы, уселся за парту писать очередное посвящение Нине. На этот раз оно получилось очень поэтичным, так как перед ним лежало её фото. Таких записочек накопилось уже несколько, и каждая из них хранила его мечты о любви и о светлом будущем…
«Смотри! Первая звёздочка…на востоке…значит, войне скоро конец!». Сказав это, Нина спустилась с дамбы лёгким танцевальным шагом и запрокинула голову вверх. Небо мирно дышало вечерней прохладой, но откуда-то с запада наплывали облака, седые и тяжёлые, то ли от дыма приближающихся боёв, то ли от чувства горечи, - ведь им тоже пришлось отступать на восток. Темнело. Таинственность вечера снимала все тревоги дня, и в юных сердцах зазвучали романтические нотки, но война их не замечала. Вдали слышались залпы зениток. Где-то в воздухе висели фашистские самолёты. «Гоните скот в лес! Быстро!» - раздался обеспокоенный голос деда Васи. Пока взрослые пытались связать Майке передние ноги, чтобы ни она как признанный стадом вожак, ни её «подчинённые» не разбежались по лесу, младшие, человек восемь школьного возраста, теснили овец в кучу. Об ужине уже не думалось. «Когда я окончу школу, пойду учиться на плановика. Мама мне сказала, что сельскому хозяйству плановики будут нужны всегда», - Нина смешно сжала губы и с серьёзным видом продемонстрировала, как она будет перебирать костяшки на счётах. «Ритуал счетовода» - насмешливо буркнул Иван. « Вот уж нет! Я подамся в разведчики».
Сегодня Иван наткнулся в лесных зарослях на склад провизии,  прикрытый землей и замаскированный дерном и ветками. Это была яма, вернее, одна из тех ям, куда закладывались продукты питания, оружие и боеприпасы, взрывчатка и другое необходимое снаряжение на случай блокады, голода, холода и эвакуации. Прежде, чем сообщить всем радостную весть, Иван сделал метку на дереве, - ему давно хотелось увековечить имя своей подруги и он вырезал в коре перочинным ножичком крупные буквы, а затем  помчался к старшему группы. Дед Вася, возглавивший конвой из четырёх семей с детьми школьного возраста, запретил что-либо брать из припасенных продуктов. «Этот запас предназначен для наших бойцов» - голос деда дрогнул, и он  зачем-то вытащил заветную тряпочку, в узелке которой он хранил щепотку махорки, понюхал её, видимо, чтобы притупить чувство голода, и нехотя спрятал в нагрудный карман. Ужинали утром: ели испечённую в золе картошку, выменянную в близлежащей станице на молоко. И снова в путь…
Враг приближался, и всё чаще приходилось выгуливать скот ночью. Когда наступало затишье, ночевали в степи у стога соломы или возле какого-нибудь водоема: пруда, речки, колодца. В эту пору на полях стояли скирды необмолоченных снопов, но подгонять скот к скирдам не разрешалось. В одну из таких ночей пала на ноги Майка. В случае падёжа скота, его списывали на питание солдатам, и Майку ждала та же участь. Прощальная печаль в Майкиных распахнутых глазах лишила Нину сна, и она от горя замкнулась в себе. «Да не горюй ты так!» - пытался расшевелить её Иван. «Выдержим всё! Наша земля ещё не такое выдерживала! Вспомни историю: крымские и ногайские татары осуществляли опустошительные набеги на наши земли и украинцы выстояли, а ведь это были большей частью переселенцы из Речи Посполитой, преграждавшие татарам дорогу в Российское государство. А битва князя Игоря?». Нина молчала, и в её глазах мерцали яркие огоньки, словно отражение залпов трёх тысяч орудий, которые ознаменуют собой победу в Сталинградской битве и их скорое возвращение домой…
Но всё это произойдёт весной 1943 года.
А тогда разве могли они предположить, что впереди их ждут бездорожье и распутье, котлеты из первых одуванчиков и пюре из крапивы, тысячи военнопленных в открытых степях, зимние дороги, усеянные трупами замёрзших. Но каждый, кто из их села был мобилизован на трудовой фронт и выполнял задание партии по эвакуации крупного рогатого скота и овец, твёрдо знал, что  по возвращении домой придется отчитываться за каждую голову, поэтому  делалось всё возможное, чтобы сохранить поголовье.
Питаться и ночевать приходилось не только в лесу, но и в степи, прятать скот в окопах, траншеях, противотанковых рвах. Домой группа возвратилась  осенью 1943 г. Надолго ли останутся в памяти тяготы войны и  трудности эвакуации?! Когда придёт на смену военному бремени ликующий Май, оставалось только догадываться. Но об одном счастливом моменте в своей жизни Нина с Иваном не забудут никогда: то утро, когда в седое сталинградское небо полетел первый победный залп, а через несколько минут по врагу били все 3500 орудий и минометов. «Катюши» пошли в наступление…
https://www.youtube.com/watch?v=OICSVujrtJU


Рецензии
Вроде бы миниатюра, но сколько затронуто тем. Чистота первых чувств героев, ответственность, взаимопомощь, осознание, что нужды страны выше личного. Ну и главное, вера в Победу, и это в тяжелейшем 41-м!..
Сами собой проводятся параллели с настоящим временем, когда предлагают в старших классах рассказывать о предохранении, как кредиты брать и прочие "полезности". Какие государственные коровы? Какой неприкосновенный солдатский схрон?)))) Руки в боки: "а чёй-то мне государство дало, чтобы я его любил, а? И ваще я новый айфон хочу и жить в Испании".)))))
Грустно... А рассказ хороший. Спасибо!

Саша Сарагоса   25.03.2023 16:17     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! А я вот о чем...Если и остались где коровы в восточной части страны, то их пасти негде - страшная проблема ( об этом в "Яркие маки")

Зинаида Егорова   25.03.2023 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.